В свое время прошел очень долгий путь от использования инерционных катушек и первых советских мясорубок, далее китайского ширпотреба, до имеющихся в моем арсенале на данный момент флагманских моделей Shimano. И вот после довольно продолжительного периода «общения» с различными моделями безынерционных катушек, хотел бы высказать свое мнение относительно некоторых нюансов при выборе этого важнейшего рыболовного аксессуара, и дать несколько советов начинающему рыболову, которые возможно помогут ему при выборе катушки для спиннинга. В дальнейшем все мои умозаключения и выводы будут основаны исключительно на личном опыте ловли и ощущениях от использования рыболовных безынерционных катушек.
При выборе безынерционной катушки рыболову следует учитывать некоторые очень важные моменты, прежде всего, следует определиться с рабочим диапазоном забрасываемых им весов (приманок), способом спиннинговой ловли (джиг, воблеры или различные блесна), и в некоторой степени предполагать размер и видовой состав хищника, которого он собирается ловить. Также одним из самых важных критериев определяющих выбор катушки спиннингистом, является та сумма, которую он готов потратить на ее приобретение.
Так как у производителей рыболовных катушек во всем мире нет какой-либо единой размерной унифицированной классификации, то ниже в заметке для рассмотрения некоторых узлов и характеристик этого рыболовного аксессуара, буду руководствоваться размерным рядом компании Shimano.
Для ультралайтовой ловли, когда спиннингист будет использовать микроджиговые приманки весом от 1 до 4-6 гр., иногда чуть более, либо небольшие воблерки и некрупные вертушки и колебалочки, целесообразным будет применение безынерционной катушки в размере 1000 до 2000.
В легком и средне — тяжелом джиге (веса грузов от 8-10 до 20-25 грамм + приманка), а также при ловле более «упористыми» воблерами и с увеличением размеров (соответственно и веса) различных вращающихся и колеблющихся блесен, лучше применять катушки в размере 2500 и 3000.
В тех случаях, когда рыболов при ловле будет использовать тяжелый джиг (свыше 30-40 гр.), а также объемные «упористые» воблеры и крупные блесна, то наиболее уместным в таких условиях будет использование катушек в размере 4000, а иногда и больше.
В спиннинговой ловле подразумевается огромное количество забросов приманки даже в течение одной многочасовой рыбалки при помощи катушки, поэтому важнейшей, по моему, характеристикой, на которую, прежде всего, следует обратить вниманию рыболову, является укладка шнура катушкой при осуществлении им проводки. Она (укладка) должна быть ровной без бугров и провалов, шпуля должна заполняться плетенкой от самого низа до верхнего бортика катушки. Если намотка плетеной лески на катушку будет «некачественной», то в процессе рыбалки возможны сбросы так называемых петель и образование «бород», и вместо того, чтобы комфортно рыбачить, рыболов будет заниматься распутыванием плетенки, тратя свое драгоценное время и нервы. А рано или поздно это может закончиться потерей дорогостоящего шнура.
Какую катушку выбрать — металлическую или из другого материала? В настоящее время технологии настолько шагнули вперед, что сейчас на рынке этих рыболовных аксессуаров можно встретить и металлические катушки из различных облегченных сплавов, всевозможных полимеров, а также из комбинированного их сочетания. При осуществлении деликатной ультралайтовой ловли для достижения оптимального баланса между довольно легким удилищем, применяемом в этом сегменте спиннинговой ловли и увеличения чувствительности снасти в целом, я бы рекомендовал использовать катушки из легких металлических сплавов или новых полимеров. Это в некоторой степени применимо и для лайтовой ловли.
В последнее время часто приходиться слышать мнение, что катушку следует приобретать с наибольшим числом подшипников. Но я считаю такое мнение несколько субъективным. Подшипники в катушке нужны для улучшения плавности ее хода и распределения нагрузки по механизму. Поэтому 4-6 качественных подшипников, установленных в нужных местах, будут тем самым минимумом необходимым для эффективной и долгосрочной работы катушки (при условии правильной эксплуатации механизма и своевременного его технического обслуживания).
Передний или задний фрикцион? Здесь как говорится на любителя. Мне больше по душе катушки с передним фрикционом, с таким его расположением катушка выглядит более компактно, а в силу привычки, при вываживании крупной рыбы, удобней работать именно с передней гайкой этого механизма. Гораздо важнее то, чтобы фрикцион был более «длинным», т. е. с большим количеством щелчков, это необходимо для более точной и плавной его настройки. Такая конструктивная особенность фрикциона оказывает неоценимую помощь рыболову при ловле им различных хищников в самых разнообразных условиях.
Еще одна из характеристик, которую следует учесть спиннингисту при выборе катушки, это ее лесоемкость — количество плетенки (в метрах), вмещаемое на шпулю. В намотанном на шпулю катушки виде, шнур должен не доходить несколько миллиметров до края верхнего ее бортика, такая намотка позволит спиннингисту производить максимально далекие забросы приманки. Если шпуля катушки будет заполнена плетенкой не полностью, то дальность забросов при этом будет существенно снижаться. Излишнее же количество шнура на катушке будет способствовать сбросу петель и образованию бород. Для регулирования оптимального метража плетеной лески на шпуле, в том случае если она является довольно глубокой, рыболов может воспользоваться так называемым экономайзером или намотать бэкинг, что позволит несколько уменьшить ее лесоемкость. Если у спиннингиста нет возможности для приобретения второй катушки, то ему желательно подобрать запасную шпулю к той безынерционке, которая уже имеется в его арсенале, и лучше несколько другой лесоемкости. Таким образом, рыболов сможет заполнить запасную шпулю плетенкой другого диаметра и тем самым расширить свои возможности в дальнейшем совершенствовании различных видов спиннинговой ловли.
Несколько слов о передаточном числе катушки, указанном производителем на коробке изделия, а иногда непосредственно на ее роторе или шпуле. Передаточное число катушки — это отношение одного полного оборота ее рукоятки к количеству оборотов лесоукладывателя. Безынерционные катушки с передаточным числом ниже 5.0 : 1 можно условно назвать низкоскоростными (силовыми), которые целесообразнее применять при ловле крупной и сильной рыбы «упористыми» тяжелыми приманками. К высокоскоростным катушкам можно отнести механизмы с передаточным числом свыше 5.5 : 1, которые лучше использовать в сверхлегкой, иногда легкой ловле самого различного видового состава хищника. Я же при выборе катушек всегда придерживаюсь «золотой середины», исходя из своих условий ловли — это легкий джиг, и приобретаю механизмы с передаточным числом 5.1-5.3 : 1.
Подводя итоги вышесказанного, хочу отметить — безусловно, лидерами на рынке производителей спиннинговых безынерционных катушек являются Shimano и Daiwa с их очень высококачественной продукцией. Но в последнее время с развитием и внедрением передовых технологий в свои производства, а также в свете повышения конкурентоспособности своей продукции, некоторые другие менее известные производители рыболовных катушек (Ryobi, Okuma, Abu Garcia, и некоторые другие), стали поставлять на рынок довольно качественные катушки относительно невысокой ценовой категории. Эти изделия способны удовлетворить запросы не только начинающих рыболовов, но и продвинутых спиннингистов.
До новых встреч! Акулич Сергей
Комментарии и отзывы 48
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
При всем уважении к автору, очень спорная статья. Особенно критерии выбора, например shimano twin power pg 02 года в размере 3000 будет явно более пиемлимым к тяжелому джигу чем например 4000 твин 11 года или страдик в 5000 размере. И редукция 5,0 к 1 это уже высокая и не силовая. Для лёгкого длина где мощность не так важна в приоритете динамика и компактность и вес катушки. И здесь много подводных камней например многие старые модели дайв будут интереснее современных шимано сейчас счёт более компактных роторов лучшей динамики и соотношения веса.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
И кстати выбор твинов в пользу 2500 размере с буковкой s, для джиг спиннинга меня немного удивляет. Обычно опытные стараются брать модели компакто 3000 получая механизм и более тяговые и живучие характеристики при компактности 2500, а если это МДж то 2000. S обычно находят применения в воблерении или универсальности.
Сложно новичку подобрать катушку, очень сложно... Если углубляться в детали. Увы, но размер катушки/шпули очень часто ни о чем не говорит. Очень многие производители фактически меняя ротор (только) изменяют размерность оставляя неизменным конструктив катушки. Может катушка хороша как 2000к в лайте, но вот что с ней будет происходить в джиге с весами грамм 20ть в размере 3000к и более и сколько она прослужит? Начинающие могут быть с количеством рыбалок в сезон не более 10ка, а кто-то почти каждый день.
Абсолютно с Вами согласен, сколько рыболовов столько мнений. Мои же условия ловли подразумевают применение шнуров #0.5-1, а использую веса грузов максимум до 15 грамм, рабочие же веса от 8 до 12 грамм. Поэтому Твины (с одной еще более мелкой дополнительной шпулей) являются для меня наиболее приемлемы и универсальны, для совершенствования микроджига и легкого джига. Также во время охоты за судаком или щукой часто приходиться переключаться на ловлю окуня, и наоборот.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Интересно, кто из начинающих начнет с твина?
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Саш, прям мысли читаешь
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
На фото представлены две катушки, которые на данный момент находятся в моем арсенале, и меня полностью устраивают. В свое время я, наверное как и многие рыболовы, прошел путь от инерционных Невских и Киевских, мясорубок ЛЭМЗ и Дельфин, Ультегры, Комплекса и до Твинов. Начинающий спиннингист вправе сам решать — пройти ли ему путь от бюджетных катушек до элитных, либо, если ему позволяют средства приобрести дорогую безынерционку. Тут, как говорится, на вкус и цвет
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Ну вы зря так многих посадил на джиг и на хорошие сгасти сразу. Другое дело что есть и бюджетные вещи хорошие но они находятся опытным путём.
Это имея наставника, а так опытным путем знаешь как весело искать. И удивления как к примеру у меня сын смог укатать за сезон катану тысячник на небольших весах, но посчитав количество часов проведенных на рыбалки + посмотрев конструктив все стало понятно.
Вот именно, посмотрев схему многое станет понятным. А если у человека в выписке к диплому: теормех, теор. Машин и механизмов, материаловедение, сопромат и т. д., то взгляда на схему и снятой с катушки крышки уже частенько хватет, чтобы понять — надолго, ненадолго и брать ли такую Когда-нибудь еще.
А как поступать если нет в багаже таких знаний? Вот в чем проблема...
Или дорогим опытным путем, или дешевым путем расспросов. Вот например, я случайно услышал, что Стингер Агрегат — клон Сертейта. Понятно, что схема та же, а комплектующие и их качество — иные. Но, разница в цене такова, что купив Стингер и поэкспериментировав хотя бы с его тюнингом, можно получить более-менее нормальную катушку за понятные деньги. Сама схема-то рабочая, проверенная. Ей нужно только недорогое, но качественное наполнение.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
А если человеку вообще не повезло и он энное время по приказу разрабатывал редукторы всякие и планетарные в том числе тогда, что? всякие стеллы кажутся спичками на фоне кирагазов
Ну нормально, крутящий и изгибающий моменты, действующие на ролик лесоукладывателя от твича Балисонга или Рудры рассчитать сможет? Сможет! Пагубное воздействие нагрузок на этот чахлый шток или тот непокобелимый шток оценить сможет? Сможет! Он же у мамы инженер? Пусть пользуется знаниями. А знания — сила!
Хочу спросить здесь по катушке:
2000-3000ка с передаточным числом 5,8 : 1 и тяговым усилием на фрикцион 6,4 кг подойдет ли для джига с весом 16-18 грамм?
Я чего то залип с выбором
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Кость, вот смотри два варианта, что у меня есть 2000к 5,2:1 шнур за оборот ручкой выбирает 62см. 3000к 4.7:1 шнур за оборот 82см. Мне второй вариант с 3000м более комфортный. Это так мои наблюдения
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
2000 — за один оборот 77 см
3000 — за один оборот 84 см
Меня смущает соотношение передаточного числа к тяговому усилию
И что лучше под вес 16-18 грамм, на большие веса не ловлю.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Думаю джиг разобьет такую катушку очень быстро. В идеале должно быть по два подшипника на осях ведущей и ведомой. Я бы кивнул в сторону более широкой шпули и меньшего передаточного числа. Меня пока такой вариант радует и по люфтам все пока норм. Веса у нас с тобой практически идентичны.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Да с подшипниками там все гуд 8+1
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Я зануда (да ты и сам это знаешь) я бы по схеме смотрел. Вот пример расчета из головы, когда количество подшипников не скажет ничего. 2 в кнобе (а у некоторых 3(!!!), 2 на штоке под шпулей. Вот и может получиться, что от 8 вычитаем 4, а то и 5 подшипников... То есть 3-4 подшипника на силовую схему катушки и ролик.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Да там с расстановкой подшипников тоже в порядке zabros.com.ua/b...g-pro-rz/
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Вот никак не могу понять, Павел, как можно «разбить» катушку джигом? У меня «BANAX АTRO» 2500, живет 9 лет, при этом я ловлю с лодки пару раз в неделю, джигом, веса минимум 18г. а чаще 26г. «Banax Stormax Si» 750, живет 7 лет. Веса применяю на ней от 16 до 22г. Правда реже ей ловлю чем АTROй. Рыбу не выкачиваю, а кручу катушкой подтаскивая к лодке (привычка такая), и ничего не разбивается. Daiwa Samurai 3500 работает 8 лет, ободранная вся снаружи, но ничего не скрипит не трещит внутри (применяю при джига с грузами 36-50г.). Пока ничего не могу сказать о «RYOBI ZAUBER» 2000, только два сезона мучаю, но тоже не заметил ничего плохого. Вот интересно, что можно сделать, чтоб убить катушку?
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Николай Анатольевич, расскажу, на всякий случай сделаю пометку сугубо личный опыт.
Очень показателен пример с Shimano Catana 1000к в береговом джиге (о ней уже много писал).
Как оказалось в дальнейшем, у нее на основном валу стоит один подшипник и втулка, а на ведомом 1 подшипник и другим концом в корпус.
Дальше дело техники, работаем катушкой выполняя ступеньку или волоча груз по дну и всякого рода сопротивления так же отрабатываем катушкой (к примеру задевания за камни и коряжки). В результате имеем износ посадочного места на ведущем (люфт в ручке) и чуть позже износ в посадочном месте в корпус ведомого. То есть на первом этапе поперечный люфт ручки, на втором этапе при покачивании ротора люфт ротора и на последней стадии рокот.
Как мне кажется задевания за камни и коряги создают ударные нагрузки, которые приводят к печальным последствиям для главной пары.
Точнее скажу так, печальные последствия для посадочных мест в том случае если там нет подшипников. То есть подшипники в главной паре дают не только плавность хода, но и берут на себя износ.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Ну, не знаю. У меня зацепов за рыбалку куча. Отрываю не наматывая шнур на руку, а держа шпулю катушки причем резкими рывками (иначе не порвешь). Ну и рыба, вроде не хилая ловиться, дергает и тянет не сравнить со скачками груза по камням. Все же думаю, что нужно делать чаще ТО катушки, смазывать, шайбочки, если что, ставить, не позволять болтам раскручиваться, и будет работать (если не китайская подделка).
К стати, в качестве смазки применяю обыкновенный ШРУС.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Я думаю, что дело в «новых» технологиях. Был крайне удивлен, что пластиковая втулка и посадочное отверстие корпуса стачивают посадочные места ведущего и ведомого, а не наоборот.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Может быть... Судя по автомобилям так и есть. Я каждые 3-4 года новое авто в магазине покупаю, японское. И каждая новая машина хуже предыдущей. Там где раньше было железо, теперь пластик. Где был саморез, теперь клипса и т. д.
Именно об этом и речь. Возвращаясь к примеру с Катаной ИМХО напрашивается вывод об «управляемом старении».
Плохая новость еще в том, что есть модели у которых по конструктиву отличие только в роторе и шпуле. Вот как их относить к разным классам я не понимаю.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Все, абсолютно все, в том числе и катушки, подвержено износу. Кроме того, у некоторых катушек есть нерадивые хозяева. Есть различия в применении катушек. При твичинге на катушки действуют знакопеременные нагрузки. При джиге они менее выражены, но, тем не менее, они есть. При равномерке катушки очень долго могут сохранять «свежесть».
Но если один человек что-то создал, то другой человек всегда это сломать может.
Ну и качество материалов и деталей, качество обработки поверхностей, допуски, посадки — все имеет значение. А сейчас наступило время одноразовых вещей.
Что-то мне подсказывает, что если всю анимацию делать спиннингом, а катушку использовать только для подмотки свободного шнура катушка будет жить долго и счастливо. Но вот кто у нас так ловит?
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Не факт, что разобьет быстрее. Тут больше не от подшипников зависит, а от применяемых материалов. Но с меньшим передаточным числом при прочих равных условиях катушка проживет дольше.
Нужны ли такие катушки в спиннинговой ловле в принципе? Вот в чем вопрос! Это же не матчевая ловля.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Конечно не факт. Но скорость ротора выше, а значит и нагрузка на подшипники ведомой больше и нагрузка на зубья ГП больше. А там уже вскрытие покажет.
Что удивило, так это количество выматываемого шнура за оборот 80см +-5см вполне себе комфортное значение.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Да и как раз речь идет от 8 до 20гр. Днем на джиге до 10-12гр использую этот 2000к.
Твины это не топ у шимано, это верх бюджета... Стелллоподобные и сами стеллы вот топ.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
«Каждая следующая покупка катушки, рано или поздно приведет к покупке Стелле» — не помню кто сказал, но так оно и есть по ходу.
Купил бы я Твин? Да, но старый СВ ПГ только, все что сейчас... Г...
В пример только вчера общался с местным PAL-цем, не буду говорить с кем, просто поверьте, твин полуживой за 2 сезона и то не полных, а вот у его напарника Риоби, прошла столько же, но живет и еще проживет.
Или к Сертейту, только не к клону, а родословному.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
У каждого своя дорога.
У меня были серией от синего самого простого до самого навороченного хд кастом, скажу честно — не самые лучшие катушки.
Разрушаешь мечту, но мне все равно Daiwa нравится очень
Пугают меня шимы своими бесконечниками в плане эксплуатации. Дайва проще в этом плане. Конечно это бзик, но есть такой.
Дайва уже не тааа, а жаль.
Сейчас ниндзю от них пробую 3000к. Вроде не плохо, может когда созрею на более дорогие. По бюджетникам если сравнивать дайву и шимано все-таки дайва мне ближе. Она проще.
Нельзя сравнивать пресноводные шимы и морские, нельзя сравнивать просто катушки и силовые. Новый св 15 твин это 6000 и он мощнее 09 св 6000 я их сравнивал на водоеме, но так как я как и многие считаю что катушка должна быть не только мощной но и максимально компактной для улучшения сенсорики в ддиге то я обожаю 02 пыжы а кто любит с морской защитой то это 09 св 4000. В 15 св 6000 кстати как и в стелле 13 по очень большие ротора с инерцией для облова площадей хорошо, для ловли по рельефу плохо, инерция «мажет» проводку.
Да и кстати, перед тем как заявлять, что новые катушки г, стоит как минимум половить одноклассниками старыми и новыми. Вот, например, старые альтегры 08(09) лучше новых, а вот новые сустейны лучше старых.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
К счастью для себя, учусь на чужих ошибках, а не на своих. У меня много знакомых ловит и по 5 дней в неделю, да и сам я при возможности провожу по 2-3 дня на воде. Статистика понемногу набирается, и она не в пользу новых катушек. Но каждому свое, никого ни к чему не призываю, высказал свое мнение.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Чем мне нравится Фиш-Хук — почти всегда из обсуждения можно почерпнуть больше, чем из статьи!
Только за это поставлю плюс статье
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Начинающий купит ту катушку, которую ему посоветует или впарит продавец! И только потом, может быть, если ему понравится ловить, он наткнётся на эту статью в Фиш-Хук.
А ведь самые золотые слова.
Комментирование доступно только авторизованным пользователям.