Помню в детстве, на каникулах на севере Тверской области в Сандовском районе, возвращаясь почти в сумерках с рыбалки у нас была забава, поймать в росистой траве лягушонка размером с грецкий орех и кинуть его в речку. Лесная река Ратыня небольшой приток Мологи с обилием кувшинок и лилий всегда приносила нам, начинающим рыбакам, только набирающим первый опыт в этом деле различные сюрпризы. Лягушонок мог нырнуть, а потом всплыв, мчался к ближайшему берегу, рассекая мордой водную гладь. Не каждому удавалось это сделать. Часто следовал водоворот, и пловец исчезал в брюхе водяного. Когда мы подросли и обзавелись спиннингами, после подобного водоворота второго лягушонка мы цепляли крючком за ляжку и отправляли туда же в надежде поймать этого монстра. Каково было наше удивление, когда раз за разом попадались голавли и не того размера, которые попадались в прилове плотвы, когда ловили на червя, кузнечика или ручейника. А самые настоящие лобастые трофеи. Сейчас я понимаю, что килограмма в них не было, но на триста четыреста граммов вполне они тянули.
Еще была специализированная ловля голавля, как правило, тоже на закате называлась на «перетяжку». Это когда один рыбак переходил речной перекат на другую сторону, а другой оставался на этом берегу. Лески обоих спиннингов зафиксированы между собой и в месте их соединения крепился поводок с одним крючком. Приманкой служили заранее пойманные в спичечный коробок или банку кузнечики, мухи, слепни, оводы, стрекозы, мотыльки, гусеницы собранные на капусте и даже колорадские жуки и их личинки после сбора их на огороде. Подсекали и выводили рыбу по очереди, один сматывал катушку после подсечки, другой сбрасывал леску со своей. Когда появились в продаже резинки для донок второй рыбак заменятся вбитым колышком на той стороне реки, привязанной к нему резинкой — лучше всего «венгеркой», она отлично тянулась. И рыбалка проводилась в одно лицо. Была и так называемая «тюкалка». Это когда с рассветом надо было быть на реке с длинным удилищем. Лески на нем от вершины максимум метр, а порой и меньше. Пока туман стелется по воде, а солнце еще не поднялось из-за прибрежных кустов и деревьев есть шанс поймать крупняка. Ошпариваясь крапивой, в облаке пищащих комаров, по колено в росе, следовало аккуратно переходить вдоль берега и насаженным на крючок насекомым «тюкать», по поверхности воды. Первым, как правило атаковал самый крупный представитель местной стаи. После поимки одного схода или обрыва рыбы можно было смело менять место и начинать все вновь под нависшими ветками другого дерева. Если чуть стукнул ногой, щелкнул обломанной под ногой веткой, считай все пропало. Меняй место. Самым трудным было сложить телескопическое удилище, в то время, пока рыба бьется на крючке, и не упустить трофей. Подсачеки тогда не были в ходу.
Современные приманки позволяют найти подход к самой привередливой рыбе. Арсенал приманок может быть весьма обширным, от мелких вертушек, воблеров, колебалок до мини джига с подсадкой разноцветной имитации пиявки, миноги твистера или микроджига с силиконовыми насадками в виде подобия различных личинок в виде опарыша, сороконожки, медведки или стрекозы.
С силиконом все, казалось бы, просто и в то же время сложно. Главное попасть в размер, цвет в зависимости от освещения, прозрачности воды, аромата приманки и прочих капризов рыбы. Но на перекатах рек в Липецкой области он работает особенно хорошо. Во-первых, в любую жару на мелких перекатах с бурлящей водой кислорода по любому больше, чем на тиховодье. Во-вторых, то что несется мимо стоянки может оказаться более — менее съедобным или откровенным мусором. Похоже, что первая задача схватить в пасть, а потом будет время прогнать добычу по вкусовым сосочкам и в случае несъедобности выплюнуть.
На подмосковной Оке он стоял тоже на течении, но только на бровках песчаных свалов. Найти его оказалось не просто. Мелкие вертушки и колебалки течение выносит наверх, и они никак не могут достигнуть нужного этажа. В результате на крючке оказывается мелкий окунь или щуренок сеголеток. Мой товарищ зашел по пояс в воду, сделал ставку на воблеры и раз за разом выводил к береговой кромке достойные трофеи. Я тоже нашел подобный воблер и подобрал проводку. Нужно чтобы воблер периодически чиркал дно, имитируя пескаря или ему подобную мелочь, копающую грунт в поисках пропитания. После поимки первого трофея поклевки стали стабильными. Голавль, как кулинарный шедевр нас не интересует, поэтому после фотосессии он всегда отпускается обратно.
Еще одно интересное место в летнюю пору по голавлю, это Москва река выше города. Осенью и зимой после снятия подпора воды от ловится и ниже города за Бронницами в глиняных канавах дна. Некоторые нахлыстовики ездили туда, завершая летний сезон, пока были сбросы теплой воды от городских предприятий. По мере их закрытия вода становится все холоднее и поведение рыбы меняется. Но сейчас нас интересует именно верховья реки. Достаточно прозрачная вода с течением и обратками, нависшими деревьями и склонившейся над водой травой, создает укрытия, как для малька, так и для его пастуха. А также регулярные поставки насекомых, свалившихся в воду.
Этого красавца я наблюдал и скрадывал несколько дней. То он был сытый, то слишком капризный и пугливый. В это утро он, завидев меня вальяжно спустился ниже по течению, за кусты. Думаю, что делать если на кренк он не среагировал? Взял блесну потяжелее бросил так, чтобы снесло течением за куст, ему под нос, если он не ушел. Сделал паузу, блесна упала на дно в облачке легкой мути, как я себе это представлял. Едва приподнял, один оборот катушки и удар! Не выдержал...
И, все-таки, зеленый цвет на него действует магнетически!
Комментарии и отзывы 5
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
В детстве тоже развлекались, бросая в воду, правда не лягушонка, а кузнечиков.
А вот перемётные снасти всегда считал вне закона. Могу и ошибаться.
В семидесятые годы донки — переметы с 10 крючками для ловли карасей и лещей не были вне закона. Ловили только на еду, поэтому перевылова не было. Они пришли к нам еще от предкой в некоторых краеведческих музеях представлены в виде экспонатов, как и осколки горшков, лапти и т. д. По мере развития спортивного рыболовства и уменьшения рыбных запасов нормальные люди отошли от такой снасти. И в наше время спортсмен-спиннингист, фидерист, поплавочник может оставить далеко позади по количеству пойманной рыбы промысловика, который сети ставит. Дело сегодня не в виде снасти, а в человеческой жадности и чувстве приличия, если они есть.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Минога -деликатес для Лобастого!
У нас ещё на куриную печёнку ловят.
А как то разговорился с местным дедулей, он на сврую мелкую картошку хороших голавлей ловит.
В детстве мы его ловили на конскую пиявку, личинку стрекозы, крупного кузнечика, майского жука. А в наше время некоторые любители успешно ловят крупных голавлей на сыр и консервы в виде плотного паштета типа завтрак туриста.
А все начиналось с лягушат.
Комментирование доступно только авторизованным пользователям.