Прогулка по Калининграду. Самостоятельно.

Автомобильная экскурсия по Калининграду приоткрыла мне глаза на некоторые нюансы в работе гида, подтолкнув к пониманию того, что не надо пытаться «впихнуть невпихуемое» в небольшой промежуток времени, или в одну статью.

В самом деле, за неполные три часа мы не успели побывать везде, где хотелось бы, но если бы попытались это сделать, то в голове получился бы, как говорил Свирид Петрович Голохвастов, такой водевиль, что аж мерси.

Этой темы я ещё коснусь пару раз, а пока продолжим с того места, где расстались с нашим гидом Екатериной.

Ну почти с того же, только перед этим заскочили ненадолго на квартиру, надо же было попробовать, что такое калининградский марципан.

Ещё раз приложу фотографию Дома смотрителя Высокого моста, ибо после кофе с марципанами мы отправились в Музей открыток, который находится в этом здании.

Народу — не протолкнуться, музей бесплатный, но можно добровольно оставить какое-то пожертвование.

Или поступить как я — купить у них в магазине открытку и отправить куда-нибудь.

Я, как обычно, отослал в офис своей компании, пусть на Доске путешествий прибавится новых впечатлений.

Вообще здорово, когда есть такие места, откуда можно отправить открытку, не заходя ради этого на почту.

По Высокому мосту перешли на правый берег, и тут я опять хочу повторить фотографию, которая уже была в первой части.

Вот вид с левого берега на правый.

А вот — с правого на левый.

Кроме того, что общая панорама с девятиэтажками на заднем плане — так себе, так ещё и небольшая изюминка на торте, в виде пятиэтажки, расположенной практически на берегу реки. Во она, справа между деревьями просматривается, коричнево-кирпичного цвета, а по урезу воды — частокол из бетонных свай.

И в этом промежутке, между домом и частоколом — двор с гаражом или двумя, с обязательными атрибутами в виде столика под деревом, бутылками из-под пива, и за гаражом — обычное дело, из разряда «на заборе написано, а за забором — накакано». Я пока рыбачил с утра, прошёлся там, так что знаю о чём говорю.

Слева на фото видна облагороженная набережная, и я вот не знаю — будет ли эта облагороженность продолжаться, или так и останется прогуливающимся на противоположном берегу лицезреть красоту бетонного частокола.

— Рабинович, я таки слышал ви продаёте свою дачу? И шо ви за неё хотите?
— Парочку мелких пустяков, всего каких-то пять тысяч долларов.
— Ви в своём уме? Напротив вас Кацман тоже продаёт дачу, и только посмотрите что у него — дом в два этажа, каменный забор, полный сад роз, и за всю эту красоту Кацман хочет всего три тысячи. А шо у вас? Деревянная развалюха, с покосившимся забором!
— Я вас умоляю, с моей дачи вы таки сможете полюбоваться на прекрасный вид! А шо, я интересуюсь спросить, вы увидите с дачи Кацмана?

Смотреть на тот берег, на «дачу Рабиновича», долго не стали, пошли вперёд, к Рыбной деревне, и совершенно случайно наткнулись на сома!

Тот, что из Свислочи, ну никак не хочет со мной дружить, зато этот оказался весьма добродушным, позволил с собой сфотографироваться.

История создания скульптуры попахивает небылицей, но в интернете есть реальное её подтверждение — интервью с водолазом первого класса Сергеем Лабунским.

Однажды (а точнее — 21 июля 2016 года) водолазы осматривали на предмет ремонта подводную часть Высокого моста, и Лабунский присел отдохнуть на лежавшую на дне трубу. А труба, оказавшаяся большим сомом, возьми да и уплыви.

Через два года родилась идея создания такой городской скульптуры, и был объявлен конкурс «На Фонтанке − Чижик-Пыжик, на Преголе будет Сом» На основе идей конкурсантов был создан собирательный образ, воплощённый в эту красивую скульптуру: огромная рыбина своим хвостом обвивает Домик смотрителя.

Идём дальше, и вот перед нами уже Рыбная деревня.

Вернее, чисто географически началась-то она уже давно, сразу, как мы перешли Преголю по Высокому мосту, и попали в район тех домов, фотографию которых я уже дважды выложил в повествовании. Даже не дважды, а трижды, ведь самым первым было вечернее фото этого жилого комплекса.

Просто дело в том, что ЖК Рыбная деревня — это уже вторая очередь строительства на правом берегу Преголи, а первая — кластер туристического направления: различные кафе, рестораны, отели, магазины с сувенирами и тому подобное.

Первая очередь строилась в период с 2006 по 2010 годы, на мурале, нарисованном на торцевой стене гостиницы «Шкиперская», можно прочесть дату 2007 г.

Гостям города рассказывают, что этот новострой с староевропейском стиле, с имитацией фахверковых домов, возник на месте бывшего поселения рыбаков, по другой версии — рыбного рынка, однако наша гид Екатерина сказала что это полная чушь, придуманная для привлечения туристов. Ни до войны, ни в советское время на месте нынешней Рыбной деревни ничего примечательного не было, а знаменитый Рыбный рынок Кенигсберга располагался совсем в другом месте.

Тем не менее, место красивое, и даже если вы не собираетесь снимать номер в одном из отелей, обедать или ужинать в тамошних ресторанах, либо приобретать какие-нибудь сувениры на память о Кёнигсберге в местных лавках, даже в таком случае имеет смысл просто прогуляться. Приобщиться, так сказать. Почувствовать себя полноправным туристом — гостем Калининграда.

Тем более, что остров Канта и Кафедральный собор — вон они, в пяти минутах ходу, а дорога туда и так и так лежит через Рыбную деревню.

Вы же пойдёте на остров Канта?

Мы тоже пойдём, но сначала надо пообедать.

Помните, в своём повествовании о Гродно я говорил, что в синагогу нам не надо, синагога — это не про нас? А оказывается, что иногда, всё-таки, туда следует заглянуть.

Новую либеральную синагогу в Кёнигсберге построили в 1890-е годы, но в годы войны, во время всё тех же британских бомбардировок, она была уничтожена.

Следующую Новую в 2011—2018 годах отстроили на том же месте, вроде бы, с первого взгляда, точно такую же, но на деле немножечко не такую.

Почему не воссоздали в первоначальном виде? Ответа я не знаю, но возможно он звучит в истинно еврейском стиле — а почему бы и нет?

В синагогу можно сходить на экскурсию, вполне вероятно, что там рассказывают об истинных причинах такого решения, но лично мы пришли туда совсем по другому поводу.

Мы пришли пообедать!

Довольно вкусно, и что примечательно — недорого. Так что если вдруг, гуляя в центре Калининграда вы проголодаетесь, а оставить в ресторане пару тысяч за обед вам не очень-то и хочется, то вот вам подсказка куда пойти.

Нам об этой столовой рассказала Екатерина, наш утренний экскурсовод.

Ну вот, поели, можно... Идти дальше.

Остров Иммануила Канта, или Кнайпхоф, как он назывался раньше, сейчас представляет собой большой парк с одним-единственным зданием — Кафедральным собором, хотя до войны это был густонаселённый район, ведущий свою историю с начала XIV века как один из трёх городов-основателей Кёнигсберга.

Опять немного истории. Как единый город, Кёнигсберг возник в 1724 году, путём слияния трёх городов: Альтштадта, Кнайпхофа, Лёбенихта. На картинке снизу — гербы городов именно в такой последовательности, как я их перечислил.

Обратите внимание на корону, использующуюся во всех трёх гербах. Это — золотая корона основателя замка Кёнигсберг Отакара II Пршемысла.

Альтштадт, или Старый город, в переводе на русский, как поселение появился непосредственно под стенами замка. Городские права получил в 1286 году, видимо поэтому он и называется Старый, по отношению к двум другим, которые помоложе. Кнайпхоф стал городом в 1327, Лёбенихт — в 1300.

На карте границ поселений на 1626 год, которую я нашёл в интернете, можно рассмотреть как близко друг от друга находились эти города.

В 1993 году фондом «Кёнигсберг», основанным бывшими жителями этого города в немецком Дуйсбурге (до 1945 г. — город-побратим Кёнигсберга), в Германию приглашаются два калининградских художника — Валерий Морозко и Ольга Дмитриева. Фонд заказывает им создание макета острова Кнайпхоф, в том виде, каким он был до бомбардировок 1944 года.
Полгода Ольга и Валерий работают над макетом, и по оставшимся в архивах чертежам и фотографиям воссоздают 28 улиц и 304 дома, стоящих на Кнайпхофе. В августе 1994 года бургомистр Дуйсбурга торжественно передал макет в подарок Калининграду.

Сейчас макет находится в Кафедральном соборе, где мы его и увидели.

Следующей я, наверное, приложу фотографию каменного сердца Калининграда, и надо сказать, что узнали мы о нём совершенно случайно, во время прогулки по острову Канта. Просто проходили мимо одной из экскурсионных групп, и увидели как люди после слов экскурсовода стали приседать, и что-то фотографировать на земле.

Оказалось — вот этот камушек в форме сердца.

На камне хорошо видны выбитые гербы городов, слившихся в единое: Альтштадта, Кнайпхофа, Лёбенихта, собранные под короной Отакара II Пршемысла.

Сердце это создали 22 апреля 2020 года в день рождения Иммануила Канта, а уложили в брусчатку 13 июня в день объединения трёх городов. Но это ещё не всё, есть ещё некая изюминка, определяющая его месторасположение.

Если считать булыжники брусчатки от ступени, ведущей к могиле Канта, то сердце будет семнадцатым камнем по счёту, а если считать от бордюра слева, то двадцать четвертым. 1724 — год рождения и единого Кёнигсберга, и великого прусского философа. Интересно придумано, не правда ли?

Как-то так получилось, что мы уже вроде бы ходим по острову Канта, а вы даже и не успели понять, как тут оказались.

А всё очень просто — мы перешли сюда от синагоги по Медовому мосту.

Когда-то на остров вело пять мостов, и ещё два находились поблизости, и соединяли с другими районами города остров Ломзе. Существует старинная математическая задача, или иначе — задача Эйлера, в которой спрашивается как пройти по всем семи мостам Кёнигсберга, не пройдя дважды по одному и тому же мосту.

Леонард Эйлер в 1736 году доказал, что это невозможно, но главное тут в том, как он это сделал. Я не очень люблю математику и прочие точные науки, поэтому даже не пытался вникать в суть открытия, только запомнил, что каким-то боком разработанный Эйлером принцип решения задач такого рода относится и к изобретению интернета. Даже не спрашивайте каким, я всё равно не отвечу.

Сейчас из тех старинных мостов сохранился только один — Медовый, как раз не перилах этого моста в 2018 году и расположился на постоянное место жительства самый старый хомлин — дедушка Карл.

Пройдя чуть вперёд, попадаем к Кафедральному собору Кёнигсберга, правда не с лицевой стороны, а с тыльной, зато это позволяет сразу же подойти к могиле Иммануила Канта,

О Канте я могу сказать только что он был великим философом своего времени, но в чём заключалось его величественность я, к своему стыду, не скажу. Как, впрочем, и большинство тех, кто приходит на его могилу и делает её обязательное фото.

Остров Кнайпхоф до августа 44-го был плотно застроен, и выглядел вот так.

А после бомбардировок — вот так.

Говорят, что собор пострадал меньше других зданий на острове только потому, что использовался британскими лётчиками как ориентир, поскольку хорошо был виден с воздуха, но глядя на фотографию выше, я бы так не сказал. Жилые дома на набережной Преголи местами сохранились не хуже.

После Победы восстанавливать разрушенное никто не собирался, поскольку Кёнигсберг, как я уже говорил, был символом прусского милитаризма и фашизма. Руины домов были разобраны на стройматериалы, которые отправляли на восстановление Ленинграда, собору же повезло больше, он избежал подобной участи только потому, что у его стен был похоронен Кант.

Восстанавливать бывший лютеранский храм начали аж в 1992 году, и к 1998 году закончили процесс возведения стен и установили крышу.

Сейчас собор опять выглядит величественно, хотя внутренне его убранство, уничтоженное в бомбёжках и пожарах, так и не восстановлено. Какие-то работы в этом направлении ведутся, но, наверное, уже не так активно как в самом начале.

Вообще, со стороны историков реставрация вызывает много нареканий, поскольку здание восстановлено не в полном соответствии с довоенным состоянием, взять хотя бы кровлю из листовой меди, вместо оригинальной красной черепицы, но как я уже много раз говорил об этом в других своих статьях — пусть лучше так, чем руины.

У главного входа в собор стоит бронзовый макет центра города в 1930 году. В составе макета — Королевский замок, Кафедральный собор, здание Кёнигсбергского университета (Альбертины), кёнигсбергская биржа, драматический театр и здания складов в Ластадие.

Альбертиной университет стал называться в честь своего основателя — герцога Альбрехта Гогенцоллерна, который, к тому же, является отцом-основателем Пруссии, как государства.

Альбрехт был великим магистром Тевтонского ордена, и именно он в 1525 году превратил теократическое государство тевтонцев в светское герцогство Пруссию, кроме того, католик по вероисповеданию, он объявил себя сторонником Реформации Мартина Лютера. Герцогство Пруссия стало лютеранским.

Процесс перехода государства от подчинения преимущественно религиозной традиции к светской модели общественного устройства на основе рациональных норм называется секуляризацией, и я в своих дальнейших рассказах о Калининграде и области иногда буду это слово употреблять, так что запомните его, на всякий случай.

Памятник герцогу Альбрехту тоже находится на острове Канта, неподалёку от могилы великого мыслителя.

Ещё один взгляд на остров и Кафедральный собор. На этот раз — с эстакадного моста, который проходит по западной оконечности острова.

На мосту мы оказались не случайно, на него придётся подняться, если хотите дойти до Музея Мирового океана.

Красивое здание одного из корпусов музея в форме земного шара пока не работает, это очередной долгострой Калининграда. Мы этого не знали, и мечтали увидеть как эта сфера выглядит изнутри, но до сих пор никто с уверенностью не может сказать, когда её двери откроются для первого посетителя.

А действующие корпуса выглядят вот так.

Музей располагает шестью судами, пять из которых пришвартованы на рейде в непосредственной близости от него: научно-исследовательское судно «Витязь», подводная лодка Б-413, судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», рыболовецкое судно-музей «СРТ-129», и плавучий маяк «Ирбенский». Шестое судно, ледокол «Красин» стоит на вечном приколе в Санкт-Петербурге.

Лена очень хотела сходить на экскурсию по подводной лодке, но оказалось что по вторникам работают только траулер «СРТ-129» и «Витязь».

Ну что ж, «тюлькин флот» нас не заинтересовал, и поэтому, за неимением другой альтернативы — научное судно «Витязь».

Помните, в первой части я вам обещал показать хомлина Витю? Вот он, плывёт в бумажном кораблике курсом, параллельным «Витязю».

«Витязь» — Витя. Ономастика имени малыша проста.

О самой экскурсии рассказывать не буду, хоть и интересно было, но ничего такого особенного, что хотелось бы выделить. Покажу только рельеф некоторых участков дна Мирового океана, как-никак, а некоторые параллели у эхолота научного судна с эхолотами в ПВХ надувнушках рыбаков имеются.

Да вот ещё бычок, выловленный пятнадцатиметровым тралом у тихоокеанского побережья Камчатки.

Ну и макеты кораблей, конечно же.

Пакетбот «Святой Пётр», один из двух (второй — «Святой Павел») пакетботов Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга.

По именам судов была названа Петропавловской бухта, в которой экспедиция перезимовала. Поселение, заложенное в этой бухте, мы теперь знаем как Петропавловск-Камчатский.

И шлюп «Надежда», под командованием Ивана Фёдоровича Крузенштерна, в паре со шлюпом «Нева» под командованием Юрия Фёдоровича Лисянского, совершивших в 1803—1806 годах первое русское кругосветное плавание.

А теперь идём назад, в Кафедральный собор.

Орган

Помните, в первой части я писал, что слушать орган в областной филармонии мы не стали? Всё потому, что хотели попасть на один из органных мини-концертов, которые проходят в кафедральном соборе.

Пришлось, ещё до посещения Музея Мирового океана, отстоять в немаленькой очереди, но билеты на последний в этот день концерт на 18:00 взять получилось.

Органов в соборе два — Большой и Малый. Первый, установленный в январе 2008 года — самый большой в России, в нём — 6301 труба, но зрители в зале видят всего около сотни из них. Самая короткая — всего 11 миллиметров, самая длинная — 10,5 метров. Чем длиннее труба, тем ниже звук, который она издаёт.

У Малого органа — 2224 трубы, и он — электронный.

Оба соединены между собой оптоволоконной связью и оборудованы компьютерами, что позволяет органисту, сидящему за Большим органом, использовать при необходимости два инструмента. Эта система не имеет аналогов ни в России, ни в мире.

Давайте вместе послушаем.

Иоганн Себастьян Бах — токката и фуга ре-минор

Микаэл Таривердиев «Снег над Ленинградом» (из к/ф «Ирония судьбы или с лёгким паром»)

Как видите, орган — не обязательно что-то церковно-торжественное.

Органные мини-концерты проходят в соборе каждый день, длятся они сорок минут, но надо внимательно следить за тем, куда вы приобретаете билеты, ибо концерты по вечерам в зале бывают и другие, где орган не всегда присутствует в качестве инструмента.

Последний взгляд на город

Ну и напоследок ещё раз окинем взглядом Калининград обычный, тот, что был выстроен в советские времена на месте разрушенного Кёнигсберга.

Или вот, например, вид с эстакадного моста, только уже не в сторону острова Канта. Как на одной из фотографий раньше, а в противоположную.

А в обычном городе и муралы обычные. Некоторые даже вполне в стиле советской эпохи.

Вид из окна квартиры на десятом этаже, где мы жили, я уже показывал, но тут решил, перед отъездом ещё сфотографировать наших соседей, тех, что за окном живут.

Попробуйте самостоятельно найти птицу на этой фотографии, если не получится, то я потом в комментариях укажу где искать.

А это, собственно — гнездо стрижа. Я сам птенцов не видел, но Лена как-то заметила одного слётка, ещё с пушком на голове, сидевшего на оконном отливе. Сказала, что он сидел, сидел, а потом сорвался с карниза.

Я её успокоил. Стрижи относятся к тем птицам, которые умеют летать изначально, как только покинут своё гнездо, а то, что птенец сорвался вниз — так это особенности данного вида. Им проще начинать полёт падая вниз, чем взмывая вверх.

Вот только идентифицировать правильно соседей я не смог, как мне кажется. По внешнему виду — белопоясничный стриж, но Википедия утверждает, что случаи его наблюдения в Европе единичны. Жаль, что так и не смог сделать более-менее чёткое фото этих стрижей сверху, но белая полоска на спине чуть выше хвоста была видна отчётливо.

Может как раз единичных особей, из тех, что встречаются в Европе, я и видел?

Фотографировал стрижей утром, мы уже собирались съезжать со съёмной квартиры, но пока ещё не в аэропорт.

Куда?

Скоро узнаете!