Одно к одному
Лена у меня на работу вышла, график у неё — два через два, по двенадцать часов, так что выходные теперь у нас совпадают нечасто, на прошлой неделе, к примеру, и суббота и воскресенье для Лены были рабочими, а новая началась с двух выходных.
Вроде бы и на мои будни выпало, однако ж я догуливаю последнюю неделю отпуска, и значит есть возможность куда-нибудь съездить.
Тем более, что и повод тоже есть!
В августе на юго-востоке были, в Зарайске, теперь что ж, надо бы и в другие края наведаться.
Направление — северо-восток, земли Ярославские!
Ростов Великий
В России четыре города носят своём имени гордую приставку Великий: Новгород, Устюг, Луки, и, собственно, Ростов. По правде говоря, в официальном наименовании этой приставки нет, во всех официальных документах он значится просто Ростов, однако в Ипатьевской летописи упоминается Великим, а с момента включения города в Золотое кольцо России такой эпитет достаточно часто стал использоваться сперва советскими туристическими бюро, а теперь вовсю — туроператорами различных мастей.
Да и сами ростовчане с охотой именуют свой город Великим.
Ну и отличать от тёзки, Ростова-на-Дону, так намного проще.
Поутру из Москвы по Ярославскому шоссе в сторону области двигаться можно свободно, пробок нет, поэтому, особо не заморачивались, рано не стали выезжать. Наша цель — прибыть в Ростов в районе девяти утра, и, учитывая, что в дороге мы будем находиться около трёх часов, стартовали от подъезда в начале седьмого.
Тут надо сказать, что решили мы себе добавить вкусную традицию в наши путешествия, и придумали утром, по приезду в посещаемый город, обязательно выпить чашечку кофе с какой-нибудь сладостью, если есть такая возможность, то с местной. Зародилась эта традиция во время поездки в Лиду совершенно случайно, не хотелось просто мокнуть под дождём до открытия музея, поэтому переждали непогоду в ближайший кафешке. А вот в Зарайске уже осознанно искали где посидеть, и, если вы помните, замечательно посидели в кафе «Коврижка» с чашкой кофе под зарайские коврижки.
Ростов оказался примечателен тем что в девять утра не так много открытых заведений подобного типа, а у нас планка изначально поднята так, что всяческие кафешки на автозаправках, различные KFC, «Вкусно и точка» и прочие фудкорты не рассматриваются априори, поэтому ищем кафе с красивым интерьером, чтобы было тепло и уютно.
Под такие критерии подходила кофейня «Комильфо» при отеле «Селивановъ». Образ во французском стиле, всегда отличный кофе высокого качества, разнообразное предложение по чайной карте, нежные оригинальные десерты и горячий шоколад — вот что нам обещали на сайте.
Но, всё-таки, первая фотография из Ростова — озеро Неро.
Озеро весьма своеобразное, средняя глубина его около метра, максимальные глубины до четырёх, дно укрыто толстым слоем донного ила, сапропеля, толщиной от полутора-двух и до двенадцати метров, это если верить официальным источникам, местные же жители с гордостью говорят о сорока.
В Ростове в очередной раз услышал байку о том, что когда-то некая американская компания предлагала почистить дно озера бесплатно, но при условии что всё, что будет найдено, они заберут себе. Наши, естественно, гордо отказались.
Байку такую за всю свою жизнь я слышал несколько раз, причём в различных местностях последний случай — в Казани, касаемо ханского золота, якобы вывезенного из дворца, когда хан понял, что поражение неизбежно, и утопленного в озере Кабан, во время штурма города войсками Ивана Грозного. Согласно этой легенде золото и по сей день покоится на дне в толще ила.
С озером Неро связана не менее красивая легенда. В 1953 году над городом пронёсся короткий но мощный смерч, принесший большие разрушения ростовскому Кремлю, были сорваны крыши, разрушены барабаны на храмах, и, говорят, что даже один колокол был сорван вихрем с колокольни и унесён в озеро.
Я покопался на эту тему в интернете (кому интересно про смерч, тоже можете найти), но ни слова об украденном ветром колоколе не нашёл.
На озеро посмотрели, теперь можно и кофейку выпить!
Но...
Девушка администратор за стойкой отеля опустила нас с небес на землю, сказав что кофейня не работает потому что не хватает персонала.
Почему об этом нет ни слова на сайте заведения — история умалчивает.
Неприятно, но жить дальше как-то надо, да и позавтракать бы уже не мешало. Что у нас там из заведений гатрономического толка уже открыто? О! Столовая «Харчевня».
Это действительно столовая, с классической раздачей и обычным для столовой набором блюд, надо сказать достаточно вкусных и недорогих, так что, если будете искать где в Ростове пообедать — идите в «Харчевню».
Как в любой другой столовой, здесь нет официантов, всё на самообслуживании, поэтому убрать со столов за собой тоже желательно самому.
Есть в городе то ли кафе то ли ресторан «Алёша Попович», так вот к их же сети относится и «Харчевня». Есть ещё пельменная «Алёшкины пельмешки», но туда мы не попали, в том ряду домов, где находится эта пельменная, в 11 часов отключили свет, и из-за этого закрылись все кафешки, магазины, и прочие заведения.
Завтрак — завтраком, но кофе-то выпить надо, а то что это за традиция, которую не соблюдаешь уже на третьем выезде?
Думали зайти в кофейню «Иван Васильевич» (думаю понятно отчего такое название, если нет, то позже расскажу), которая должна была открыться в десять утра.
Оказалось — не должна.
В Ростове, видимо, никто никому ничего не должен.
Что ж, вариантов не остаётся, идём в «Алёшу Поповича».
Вообще-то в этом ресторане мы собирались пообедать и даже забронировали столик на 16:00, но ничего же не мешает заглянуть туда дважды, ведь так?
В «Алёше» наконец получили то, что хотели.
Интерьер ресторана — с отсылками в древнюю Русь: деревянная мебель берестяные лукошки, самовары...
На стенах — мечи, луки, топоры, чучела и шкуры.
Для желающих есть небольшая фотозона с кольчугами шлемами, щитами и прочим вооружением русского воина. Можно бесплатно нарядиться, чтоб почувствовать свою сопричастность, так сказать.
Ну а что? Я желающий!
Люди старались, делали, надо же уважить.
Раз уж упомянул «Алёшу Поповича» с утра, то сразу скажу общее впечатление об этом заведении: поесть здесь тоже можно довольно недорого, бывало в ресторанах схожего типа мы платили за подобные обеды значительно больше, но особого восхищения, честно говоря, не испытали, едали и повкуснее.
Не скажешь, конечно, что кухня так себе, но чувствуется, что борьбы за посетителя особой нет, и так зал ресторана заполнен до отказа, даже в очереди люди стоят, ждут, когда столик освободится, так чего ради тогда надрываться с кулинарными изысками?
И что ещё хочется отметить — в ресторане не подают спиртного, и с собой приносить запрещено. В этом плане я с ними совсем не солидарен, считаю, что нет ничего зазорного в том, чтобы выпить рюмочку хреновухи под квашеную капусточку с клюквой, или под солёный грибочек.
Но в чужой монастырь со своим уставом не лезу, так что довольствовался тем, что есть.
Ну, довольно уже о еде, пора бы и в Кремль наведаться.
И для начала уточню, что Кремль Ростовский на самом деле никакой не Кремль, а резиденция Митрополита Ростовской епархии называвшаяся митрополичьем (архиерейским двором).
Дело в том, что последнее нашествие захватчиков на город было во времена смуты, в 1608 году. В тот год он был разграблен и сожжём тушинцами Лжедмитрия II, которые попутно взяли в плен Митрополита Филарета (Романова), отца будущего царя Михаила Фёдоровича.
Уже во времена царствования первого из Романовых, в 1632-1634 по указу царя вокруг центральной части города была построена земляная крепость. Руководил строительством голландец Ян Корнелиус Роденбург, или Ян Корнилов, как прозвали его русские. Остатки этой крепости видны и сейчас, на них мы с вами побываем чуть попозже.
А в 1650-1680-е годы по замыслу и под руководством Митрополита Ионы Сысоевича был выстроен комплекс архиерейского двора, который известен нам как Кремль. Однако никакого оборонного значения этот комплекс уже не имел что видно даже по деталям строений, таким как широкие въездные ворота, окна со ставнями в одном ряду с бойницами, тонкие стены и тому подобные архитектурные особенности.
Соборная площадь
С улицы, через небольшую калитку в стене, мы сначала попадаем на Соборную площадь. Два здания на ней, собор Успения Пресвятой Богородицы и звонница в настоящее время принадлежат Ярославской епархии Русской Православной Церкви.
Также РПЦ добивалась передачи ей всего комплекса Ростовского Кремля, но реализовано это не было, и митрополичий двор остаётся музеем-заповедником, а все церкви, находящиеся на его территории, недействующие.
Успенский собор — это уже четвёртое здание, выстроенное на одном и том же месте. Первый храм был деревянным, точная дата постройки его неизвестна, в 1160 году он был уничтожен пожаром. По повелению Андрея Боголюбского в следующем году начали постройку белокаменного здания которое, через полсотни лет тоже сгорело.
Современная кирпичная церковь выстроена в период с 1508 по 1512 годы.
Сегодня это здание в плачевном состоянии, и если снаружи оно выглядит ещё более-менее, то внутри всё достаточно уныло. Затеянная много лет назад реконструкция ведётся так вяло, что в обозримом будущем вряд ли закончится, наш экскурсовод Елена сказала, что леса выстроенные внутри собора, на её памяти стоят уже лет пятнадцать.
Тем не менее, храм действующий, в нём проводятся службы, и мы даже попали на Крестный ход по случаю праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи.
В соборе покоятся правившие с XI по XVIII век Ростово-Ярославские архиереи, в том числе и Иона Сысоевич.
Вообще, конечно, смотришь на всё это великолепие и в душе теплится надежда, что когда-нибудь храм опять предстанет перед народом во всей своей красе.
Интересный факт, кстати: на дверях на входе в собор имеются ручки в виде львиных голов, это оригинальные ручки ещё XII века, единственное что было заменено за всё время — это кольца в пастях у львов. Двери в соборе несколько раз менялись, и каждый раз ручки переносились на новую дверь.
Не менее интересные вещи — дверные замки, которым уже больше пятиста лет, а они до сих пор в рабочем состоянии.
Такие же рабочие замки стоят в дверях зданий музея-заповедника, и каждое утро сотрудники открывают их а на ночь запирают обратно ключами длиной в полметра. Как назвала эти ключи одна из сотрудниц музея — Золотой ключик Буратино.
Ну что ж оставляем собор, и идём рассматривать звонницу.
Первое, трёхпролётное здание звонницы было выстроено в 1682 году, на ней тогда находилась дюжина колоколов, однако их аккорд был минорным, что не устроило Митрополита Иону, и он пригласил в Ростов из Москвы литейщика Флора Терентьева, поставив перед ним сложную задачу: перевести звонницу в мажорный ряд.
Мастер справился с заданием великолепно, отлив в 1688 году ещё один, тринадцатый колокол, под который потребовалось выстроить отдельную звонницу, таким образом четвёртый пролёт здания немного отличается от трёх предыдущих.
Три самых больших колокола звонницы вместе образовали до-мажорное трезвучие. Оставшись довольным полученным результатом Иона Сысоевич дал вновь отлитому колоколу имя «Сысой» в честь своего отца.
Вес «Сысоя» — две тысячи пудов то есть 32 тонны. Основной тон — «до» малой октавы.
Один только язык колокола весит около 100 пудов, и за всё время он два раза обрывался, нанося ущерб зданию, но, к счастью, обошлось без человеческих жертв.
Какова толщина стен у этого колокола я не знаю, но вот на фотографии Лена руками её показывает, так что можете сами прикинуть сколько там сантиметров.
Следующий колокол «Полиелейный», что с греческого означает «Многомилостивый», я почему-то не сфотографировал.
Весит он вполовину меньше «Сысоя», тысячу пудов, то есть 16 тонн, отлит ростовскими мастерами-литейщиками Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном. Основной тон колокола — нота «ми» малой октавы.
На видео которое я приложил выше, он выступает основой праздничного звона.
Третий колокол до-мажорного трезвучия — «Лебедь», отлит также Филиппом Андреевым, имя дано за красивый трубный голос. Весит половину от «Полиелейного» и четверть от «Сысоя», пятьсот пудов (8 тонн), основной тон — «соль» малой октавы.
Влево от «Лебедя», один за другим идут:
«Красный», весом в тридцать пудов (480 килограмм)
«Козёл» названный так за дребезжащий звук, который так никуда и не делся, хотя колокол из-за этого трижды переливали. Весит 20 пудов (320 килограмм)
и «Набатный» или «Ионафановский», весит 256 фунтов (106 килограмм)
В третьем пролёте, также справа налево висят:
«Голодарь» или «Великопостный», названный так за то, что в него звонили в великий пост. Весит 171 пуд (2,7 тонны)
«Зазвонный» (один из двух)
«Баран», 80 пудов (1,28 тонны)
и второй «Зазвонный».
Последним висит «Ясак» (виден на первой фотографии), он раньше находился на стене Успенского собора, и давал знак звонарям о начале звона, а на звонницу перенесён в XIX веке.
Четыре колокола, висящие на балке, перпендикулярно остальным — безымянные, один из них — новый, отлит на Урале в 2001 году взамен старому, давшему трещину. Благозвучием не отличается, и в сравнении с историческими колоколами звенит не очень хорошо.
На звоннице висит бумажка с предупреждением, что в колокола самостоятельно звонить нельзя (зато можно заказать звон за отдельную оплату), но я буду не я, если чего-нибудь не нарушу, поэтому легонько, костяшками пальцев, постучал по «Сысою», «Лебедю» и «Полиелейному», выбив тихий, но красивый звук.
До остальных не дотянулся, слишком высоко висят.
Ну что, идём в Кремль?
Архиерейский двор
Считается, что Иона Сысоевич обладал знаниями и талантом зодчего, современные исследователи указывают на то, что здания комплекса митрополичьего двора выстроены по принципу «Золотого сечения», плюс к тому, в архитектуре имеется некая ассиметричность, что позволяет насладиться красотой строений с любого ракурса.
Вообще, по замыслу Митрополита, строился не монастырь, и не двор архиерея, а град Иерусалим небесный, рай на земле, как в священном писании: окружённый высокими белыми стенами с башнями, райским садом, и зеркалом пруда в центре всего этого благолепия.
К сожалению, сборная экскурсия по территории Кремля, с посещением музеев, проводится только в том случае, если наберётся десять человек, а так как был понедельник, и посетителей было не очень много (а желающих пойти на экскурсию — ещё меньше) то довольствовались хотя бы тем, что для нас и ещё одной семейной пары из Москвы согласились провести обзорную, но только по территории, без музеев.
Ну что ж, всё лучше, чем просто самому ходить и глазеть. Так хоть от экскурсовода что-то интересное узнаешь, да вот хотя бы, чтоб далеко не ходить, о том же рае на земле.
Вот, к примеру, церковь Одигитрии, построенная правда не при Ионе, а значительно позже, в 1692—1693 годах, при преемнике Ионы, Митрополите Иоасафе. Стены церкви расписаны под так называемый бриллиантовый руст, и издали кажется, что их поверхность рельефная, как у Грановитой палаты Московского Кремля.
Надвратная церковь Иоанна Богослова, в первом ярусе этого строения сейчас располагаются центральные кассы музея.
Купола церквей, крыши башен и галерей практически заново были воссозданы как раз после смерча 1953 года. Работа велась более десяти лет по проекту архитектора Ростовского реставрационного участка Ярославских специальных научно-реставрационных производственных мастерских Владимира Сергеевича Ба́ниге, и под его непосредственным руководством.
За отдельную оплату мы поднялись на галерею Кремля, пройдя по которой, закончили осмотр в церкви Спаса на Сенях — домовой церкви Ростовских митрополитов.
Оттуда же, с галереи, открылся красивый вид на райский сад.
Ещё утром, прогуливаясь рядом со стенами кремля, мы обратили внимание, что кроме высоких белых имеются также стены вполовину ниже, из красного кирпича. Посчитали, по аналогии с Новодевичьим монастырём в Москве, что там, скорее всего расположено кладбище, потому что в Новодевичьем тоже стены монастыря белые, а стены вокруг кладбища красные.
А оказалось, что там располагаются сад и небольшой огород.
Самое впечатляющее в огороде — тыквы!
У капусты кочаны тоже были ненамного меньше, но тыква-то ещё и яркая.
А в саду получил нагоняй от охранника.
На деревьях ещё висит довольно много яблок и слив, но с дерева рвать нельзя, если хочется — подбирай с земли падалицу. Но ведь яблочки-то уже и на ветвях висят с небольшой гнильцой, что ж теперь — ждать пока совсем в негодность придут?
На высоту человеческого роста всё оборвано, то ли посетителями, то ли самой охраной, а повыше ещё кой-чего осталось. Поднял с земли падалицу небольшую, да и сбил ей одно из понравившихся, и надо ж быть такому — охранник как раз неподалёку проходил.
Наорал, конечно, на меня, однако яблоко не отобрал, да и подошёл бы отбирать — я б ему в морду ткнул этим яблоком, поскольку оно с одной стороны тоже уже портиться начало.
Но сладкое было... Словами не передать!
А теперь вернёмся к Ивану Васильевичу.
Иван Васильевич меняет профессию
Многие, наверняка, знают, а кто не слышал — тот узнает сейчас, что именно Ростовский Кремль в бессмертной комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» сыграл роль Кремля Московского и палат царских.
Узнаёте?
Зелёною весной
Под старою сосной
С любимою Ванюша
Прощается.
Кольчугою звенит
И нежно говорит:
"Не плачь, не плачь,
Маруся — красавица!"
Кстати, после восстановления комплекса после разрушения смерчем до съёмок фильма прошло около десяти лет, так что вид у Кремля вполне презентабельный.
А вот это место?
— Живьём брать демонов!
Фрагмент из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г.
И звонница свою роль выполнила.
Бунша запутался в верёвках и сыграл на колоколах «Чижика — Пыжика».
Между прочим, будь стрельцы порасторопнее — демонам бы с колокольни не уйти.
Подъём там такой узенький, что не то чтобы не разойтись, там даже одному тесно.
По крайней мере мне — это уж точно!
Спуск со звонницы — только по зелёному сигналу светофора, расположенного над люком.
Если, находившись по галерее стен Кремля, устал, то можно присесть, отдохнуть.
Правда визави, как у Ивана Васильевича, там сейчас нет.
А вот и деревянная крыша, с которой Жорж Милославский спровоцировать спрыгнуть стрельцов.
Это, уже упомянутая мной ранее, стена вокруг сада-огорода.
Можно ходить и фотографировать и другие известные нам по фильму места: галереи, здания, двор, но я выбрал самые знаковые, как мне кажется.
Как я уже говорил, в музеи мы не ходили, однако экспозицию, расположенную в церкви Спаса на Сенях, посмотрели. Среди прочих, довольно стандартных для подобного рода выставок, экспонатов, таких как старинные книги, иконы, портреты царей и митрополитов, внимание привлекает комплект камертонов.
Эти камертоны созданы протоиереем Аристархом Израилевым и подарены им в 1884 году музею, они воспроизводят основные тоны знаменитых колоколов Ростовской соборной звонницы.
До поездки в Ростов даже и не предполагал, что колокола на звонницах церквей и соборов должны составлять какой-то музыкальный ряд. Ну звенят и звенят, чего ещё нужно?
А оказывается всё намного сложнее.
И вот как бы мы это всё узнали, не заплати за экскурсию с гидом по Кремлю?
Голландская земляная крепость
Обещал же я вам побывать на остатках старой земляной крепости, построенной под руководством Яна Корнелиуса ван Роденбурга? Ну вот мы с Леной на эти валы и поднялись.
Точнее сказать, в другой части города мы уже по ним ходили, дело было после обеда, аккурат напротив гостиницы, в которой мы остановились.
Видите озеро Неро на дальнем плане? Вот к нему мы по тропинке, идущей по гребню вала, и отправились.
В мировую культуру ростовская крепость вошла как памятник староголландской фортификационной системы, даже приезжали специалисты из Нидерландов, вроде как собирались инвестировать средства в её восстановление, но в 22 году произошло то, что произошло, и теперь, понятное дело, планы остались только на бумаге, да на стендах у подножия валов.
Кстати, если мысленно двигаться по дороге из левого нижнего угла, то в том месте, где улица прорезает вал, слева находится здание гостиницы, а чуть выше и левее её, в пятиугольном бастионе сейчас стоянка для автомобилей посетителей отеля.
На схеме выше видно, что наиболее сохранившаяся часть крепости находится на северной стороне, там мы на ней и фотографировались Чтобы была понятна высота этих валов, обратите внимание на людей у их подножия.
Город Ростов
А что сам город?
Ростов, своей городской архитектурой, нам с Леной напомнил большинство небольших городков центральной части России, где мы уже бывали. Вспоминали и Кашин, и Суздаль, и Зарайск, и Коломну...
Довольно много деревянных домов с резными наличниками, карнизами, причёлками. Встречаются как старые здания, с рукотворной резьбой по дереву
Так и новодел, где резные детали выполнены на станках с ЧПУ. Новые постройки, зачастую — это гостевые дома, в которых можно снять комнату на время пребывания в городе.
ЗАГС, наверное, именно такой, какой и должен быть в старинном провинциальном городе — небольшой, в деревянном доме. Своеобразная изюминка.
Расположен ЗАГС на улице Советская площадь.
Улица-площадь. Это ж надо так назвать.
Вспомнился Кашин, улицы Штаб и Обновлённый Труд.
Гостиный двор, построенный в 1839 году, напоминает похожие строения в Суздали и Зарайске. Сейчас находится на реконструкции.
Вообще в центре Ростова в настоящее время ведётся работа по благоустройству, срезана верхняя часть асфальта на основных улицах, вдоль дорог видны выводы электрических кабелей под устройство городского освещения, на пешеходных зонах стоят упаковки бетонных бордюров и брусчатки.
Городской рынок, бывший Мытный двор, выстроен в 1836 году.
Работает только по субботам, что опять же напомнило Кашин с его рынком работающим только в четверг и воскресенье. Здание тоже не мешало бы отреставрировать, но оно находится на удалении от центра, так что вряд ли руки городских властей до него дойдут.
А вообще в Ростове очень много домов, на первом этаже которых раньше были какие-нибудь лавки, магазины, склады, на что указывает своеобразная архитектура — большие арочные входы.
Город, конечно, ориентирован на туристов, и это чувствуется. К примеру, неподалёку от Кремля есть пара зданий, стоящих друг напротив друга, напоминающих о сказке про Ивана-Царевича и Царевну-Лягушку.
«Царевна-Лягушка» — гостевой дом и музей.
«Иван-Царевич» — гостевой дом и ресторан.
Ростовцы оказались людьми предприимчивыми, вспомнили, что, до появления в этих краях славян, на берегу озера Неро жило фино-угорское племя меря, для которых лягушка была священным, почитаемым существом.
А раз так, то почему бы не предположить, что и Царевна-Лягушка родом как раз отсюда? Пока никто не спохватился, надо быть первыми!
Да что там лягушка, если даже на щуку из сказки про Емелю уже замахнулись.
Дескать, у них это было, и всё тут! В сказке, правда, совершенно точное указание есть, что не на озере, а на реке Емеля щуку из проруби достал, а вот что об этом думают сами ростовчане — то мне неведомо.
Хотя, если копнуть поглубже, и прочитать все три варианта этой сказки, впервые опубликованные в 1855—1863 годах в сборнике «Народные русские сказки» Александра Николаевича Афанасьева под номерами 165—167, то в сказке № 167 читаем:
«Взял ведерко, пошел к колодцу и только закинул в воду — вдруг попалась ему в ведерко большущая щука.»
Не тот ли колодец имеется в виду, что неподалёку от центральной библиотеки города находится?
Тогда всё может быть.
В целом же, Ростов — обычный маленький городок со своей жизнью, своими заботами.
Пока мы с Леной рассматривали здание Мытного двора, на площадке возле него девушка выписывала на мотоцикле «Минск» восьмёрку по нарисованной разметке, а парень-инструктор стоял рядом, и давал ей советы и указания.
Ещё мы ходили в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, расположенный в юго-западной части города, на берегу озера, дело было в понедельник днём, и тогда мы по тропинке вышли чуть пониже памятного Поклонного креста, поэтому в тот раз его не увидели.
Специально ради того, чтобы посмотреть, сходили ещё во вторник утром.
Крест, высотой в 3,7 метра высечен из гранита, и установленный на постаменте-валуне, напоминает о том, что Ростов, древнейшая столица северо-восточной Руси, принял крещение одним из первых, вслед за Киевом, в 991 году.
Место для его установки выбрано не случайно, ведь крестили горожан как раз в озере Неро.
А Спасо-Яковлевский монастырь — вон он, отражается в водах озера.
Во вторник утром мы его с того места, где стоит крест, не смогли бы рассмотреть, настолько всё было затянуто туманом.
Зато в понедельник с погодой повезло, и было хоть и не очень солнечно, но тем не менее довольно ясно.
В монастыре сильное впечатление произвёл Димитриевский собор, именуемый ещё Шереметьевским, в память о графе Николае Петровиче Шереметеве, на чьи средства был выстроен в 1795 -1801 годах этот храм, а также в честь его сына, устроившего в середине XIX века новый иконостас собора из искусственного мрамора, и внука, также сделавшего несколько крупных вкладов в монастырскую обитель.
Собор выстроен в духе классицизма, стены украшены барельефами на библейские темы, и сценами из жизни святители Димитрия Ростовского.
Над входом в центральном портике, если я не ошибаюсь — Тайная вечеря.
Храм сейчас тоже реставрируется, колонны лицевой стороны затянуты зелёной сеткой, также ей укрыты некоторые скульптурные группы. Старался фотографировать так, чтобы сетка в кадр не попадала.
Если помните, то из городка Новогрудок, что в Гродненской области Беларуси, я отправил приветственную открытку на адрес центрального офиса компании, в которой работаю, но она, почему-то, так и не пришла, и на «Доске путешествий» не появилась.
Будем надеяться, что отправленная из Ростова дойдёт.
Как я уже сказал, во вторник с утра в Ростове был сильный туман, но тут не рассказывать, тут показывать надо.
И на озере тоже всё было будто в молоке.
Перед выездом в Москву отправились в кафе при отеле (завтрак входил в стоимость проживания). Кроме пятипроцентной скидки за услуги гостиницы по случаю дня рождения, меня ещё ожидал сюрприз в кафе, в виде кусочка чизкейка с горящей свечкой.
Мелочь, а приятно.
Рыбы
Рыба же!
Как я уже, по-моему, писал, попытки совместить в короткой поездке с одной ночёвкой и осмотр достопримечательностей и рыбалку я уже давно бросил, и довольствуюсь фотографированием того, что хоть как-то о рыбе напоминает.
В Ростове с этим было всё в порядке.
Тут тебе и деревянные магнитики в виде щук.
И керамические щуки и окуни.
Это же окунь, судя по спинному плавнику?
А в одной из палаток «Ремесленной слободы» вообще наткнулся на целое сборище различных обитателей вод, как пресноводных, так и морских.
Тут и щуки с судаками, и краснопёрки с лещами, и плотва, и налим, и сазан, и карась... Справа от часами с изображением кита — ротан, а ровно напротив него с другой стороны — скорпена. На самом верху этого скопища — бычок, в центре композиции — барабулька...
Как говорят в видео на Ютубе — пишите в комментариях кого из рыб вы ещё узнали.
Но все эти магнитики, различные безделушки, и прочая мишура нас не интересуют. Ещё одна традиция, начатая нами в Великом Новгороде — привезти домой кружку, но не лишь бы какую, а обязательно из прозрачного стекла, и с изображением основных достопримечательностей города.
Кружка из Зарайска не совсем вписывается в общий ряд нашей коллекции, зато в Ростове повезло, купили именно то, что хотели!
Хотя, надо сказать, пришлось походить по сувенирным лавкам, ибо основной ассортимент — кружки со сценами из «Ивана Васильевича», а это уже отдаёт пошлятиной, а не историей.
Вот и всё.
Прощай, Ростов, уходим в туман (в прямом смысле этого выражения )
Переславль-Залесский
В Переславль Залесский приехали уже в солнце!
Город основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким в качестве будущей столицы Северо-Восточной Руси, и хоть и младше Ростова, но заметно крупнее его, да и ухоженнее тоже. Видимо сказывается тот факт, что он находится ближе к Москве, на целых 70 километров.
Герб города — две переславские ряпушки, рыбы, обитающие только в Плещеевом озере.
Ряпушка поставлялась к царскому столу, входила в коронационный обед и в постное меню царского стола, впервые в таком качестве о ней упоминается в актах начала XVI века.
Сейчас рыба внесена в Красную книгу России и Ярославской области, и популяция её сокращается.
В Переславле особо никуда не ходили. Подъехали к Плещееву озеру, конечно же, посмотрели на водоём, где царь Пётр заложил первую верфь для строительства судов. Один из ботиков, «Фортуна», сохранился до наших времён, он является главным экспонатом музея «Ботик» с 1803 года.
Планов посещать музеи в этот день у нас не было, оставили себе задел на будущее.
Использование моторных лодок на озере запрещено с 1974 года, так что, вероятно, то скопление, что видно вдали на фотографии — исключительно вёсельные суда.
Конечно же поднялись на городской вал, остатки укреплений XII века. В этот раз просто сделали фотографию, более детальный осмотр, и желательно — с экскурсоводом, оставили до следующего посещения.
А кроме того, заглянули по пути в два монастыря — мужской Никитский
И женский Никольский.
Уже в который раз (с Новгорода Великого) Лена обращает моё внимание на то, что женские обычно более украшены, чем мужские. Заметно это очень хорошо, и цветников в женских больше, и ухоженнее они лучше, и заборчики-оградки все подкрашены, стеночки строений подбелены...
В общем, мужики и в монашестве остаются мужиками.
В Переславль надо обязательно съездить, но не мимоходом, как мы в этот раз, а целенаправленно, есть что посмотреть в этом городе, что послушать из уст экскурсоводов.
Кроме основателя города, Юрия Долгорукого, есть ещё один Рюрикович, имя которого связано с Переславлем Залесским, это родившийся в 1220 (по некоторым сведениям — в 1221) будущий князь Новгородский, великий князь Киевский, великий князь Владимирский, Александр Ярославич, прозванный Невским.
Что интересно, в Переславле мы были 12 сентября, в главный день празднования Святого Александра Невского: день перенесения мощей в 1724 году из Владимира в Санкт-Петербург.
Но у меня был в это время собственный день, и собирались мы по этому случаю отобедать в ресторане «Пирогъ&Борщъ».
Угадаете, почему не получилось?
Правильно! Было закрыто!
Быстренько глянули на карте, что есть поблизости, и обнаружили неподалёку гриль-бар «МясоедЪ».
Отличное место!
Приятно посидели, вкусно поели, и даже получили скидку в 15% по случаю дня рождения. Причём — просто на честное слово, паспорт никто не просил показывать.
Кружки из Переславля не привезли в Москву. Не нашли в тех лавках, куда заглядывали, и значит это тоже ещё одна причина побывать там снова!
А привезли пару пряников, с гербом города, начинка — чистая химия, хоть и написано, что брусничное варенье. Не рекомендую к покупке.
Да три копчёных ряпушки.
Не представляю, как это краснокнижную рыбу разрешают ловить, коптить и продавать, но раз покупали не с рук, а в официально работающем магазине «Медвежий угол», то сомневаюсь, что рыба туда поставляется браконьерским способом добытая.
Вот ряпушка была вкусной! Её могу рекомендовать.
Вот такой была наша поездка на северо-восток. Какая будет следующей, ещё не задумывались, но что она обязательно будет — это уж точно!
Комментарии и отзывы 12
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Спасибо, Михаил, за экскурсию. Впечатления не профессионального гида, а обычного человека об исторических местах всегда интереснее потому, что правдивее и бытовые мелочи попадают в поле зрения и всякие косяки не обходятся вниманием. Интересно всё.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Полностью согласен про репортаж от хорошего человека, тем более рыбака.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Спасибо, Николай Анатольевич. С профессиональным гидом тоже интересно, особенно в тех местах, где на первый взгляд — ничего необычного, но что есть, то есть — они тоже люди, тем более — из местных, соответственно могут о чём-то и промолчать, а могут что-то посоветовать, исходя из личных интересов.
Вот помню, поднимались мы в Ялте на Ай-Петри, так наш экскурсовод сразу, ещё внизу у кабинок подъёмника, сказал, что пообедать наверху можно где угодно, но есть вероятность попасть на несвежие продукты, а вот в кафе N всё всегда качественное и по хорошей цене. Ну, цены-то в таких местах у всех плюс-минус одинаковые, а вот гид наш потом был замечен на кухне той кафешки, что нам советовал. Считал, сколько из нашей группы туда пришло, и за каждого приведенного получил откат от хозяев кафе.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Как обычно: интересно и познавательно . Умеешь ты, Миша, увлекательно подать материал, я так не смог бы .
Однако, снайпер ты знатный : сбить яблоко с дерева другим яблоком, без пристрелочного выстрела, это — настоящее мастерство
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Саша, я ж в Армии на стрельбище служил. Больше десяти дневных стрельб в месяц, и штуки три-четыре — ночных.
Грудную мишень на рубеже 150 метров из автомата валил с бедра, а из РПК (у меня воинская специальность — пулемётчик) стрелял не целясь, просто по стволу наводил.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
О! Да вы с моей женой — коллеги . Она тоже пострелять любит, и метко стреляет . А в руках у неё карабин Вепрь, на базе пулемёта Калашникова. Отличается от пулемёта отсутствием сошек, не стреляет очередями (охотничемему оружию нельзя), имеет ортопедический приклад и уменьшенный магазин на 10 патронов.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Ну как сказать — коллеги? Не могу сказать, что люблю стрелять.
Во время службы это было вызвано, так сказать, производственной необходимостью, не более того. А как в запас уволился, так за прошедшие 33 года ни разу не держал потом в руках огнестрельного оружия. Сейчас, наверное, и в слона с трёх метров не попаду.
Ольга на фото — как на рекламном буклете, приглашающим на сафари в Африку.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Так у нас и так почти Африка . Жара бывает за 40, пустыня имеется, аж две, и и зверьё всяко-разное водится .
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Бросай свой кран, открывай турбюро, и зазывай народ на сафари.
Рекламный плакат у тебя уже есть.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
А ты ко мне гидом пойдёшь ? Уж больно ты умеешь рассказывать увлекательно .
Замётано! Как откроешься — пиши!
Комментирование доступно только авторизованным пользователям.