Когда я заканчивал работу над второй частью статьи по тюнингу лодочного мотора, то был уверен, что она будет заключительная. Вроде бы сделал всё, что можно, чтобы пользоваться мотором стало удобней и комфортней. Но со временем у меня появилось несколько новых идей по улучшению японского лодочного мотора китайского производства. Поэтому думаю, что теперь уже третья часть станет завершением трилогии по тюнингу этого агрегата.
Установка тахометра
Для чего он нужен?
Ну, в принципе, острой необходимости приобретать и устанавливать его нет. Мотор, будет толкать лодку и без этого девайса. Прежде всего, тахометр необходим при подборе оптимального винта. Винт и мотор, должны соответствовать друг другу. Второе назначение данного устройства — это подсчёт моточасов. В нём имеется обнуляемый счётчик, показания которого можно сбросить в любой момент, и счётчик, показания которого сбросить невозможно. Работать он начинает автоматически, после первого запуска двигателя, и считает общее количество отработанных часов. Например, мне будет интересно узнать сколько часов всего отработает мой лодочный мотор, прежде чем он окончательно «отбросит винт»!
Установка тахометра очень простая. Для этого я в корпусе колпака просверлил три отверстия. Два для крепления, и одно для провода.
Для крепления тахометра, я применил не шурупы, а винты. С внутренней стороны крышек были вклеены термоклеем две гайки под винты крепления.
Если кому-то захочется приобрести такой тахометр, то советую заказывать его в Китае. Так дешевле. Мне он обошёлся в 500 рублей, вместе со стоимостью пересылки. В России цены на такой прибор, мягко говоря, «слегка» преувеличены.
Съемник шплинта гребного вала
Для ремонта редуктора, замены срезанной шпонки, осмотра состояния сальника, необходимо винт снять с вала. Но аккуратно сделать это проблематично. Дело в том, что шплинт расположен слишком близко к лопастям, и вытащить его плоскогубцами, не повредив покрытие на винте, довольно трудно.
Чтобы упростить этот процесс, я придумал не сложное приспособление, которое работает по принципу рычага. Основой послужила текстолитовая планка от какого-то электрооборудования.
Захват шплинта, сделан из подходящих спиц. От выкручивания и потери регулировочную гайку предохраняет приклеенный пластмассовый шарик.
Работа устройства, думаю, понятна из следующего фото.
Фиксатор мотора
Чтобы зафиксировать мотор на лодке в поднятом положении, нужно наклонить его в лодку и нажать рукой на фиксирующий шкворень. Простая доработка позволит автоматизировать этот процесс. Для этого мне понадобились всего три детали — тонкая алюминиевая шайбочка, сделанная из старой линейки, канцелярская скрепка и подходящая по размеру пружинка. Кембрик можно и не ставить.
Для доработки необходимо снять с мотора ту струбцину, на которой и находится сам шкворень. При помощи струбцины лодочный мотор крепится к транцевой доске лодки. То есть выполняет важную функцию и несёт большую нагрузку. Поэтому от сверления каких-либо отверстий в струбцине я отказался. Любое сверление может ослабить конструкцию.
Защита мотора от перегрева
Данный лодочный мотор не имеет защиты от перегрева. И это не есть хорошо — при отказе системы охлаждения, если вовремя это не заметить, мотор может выйти из строя. Есть множество причин, по которым может отказать система охлаждения. В том числе:
- Потеря упругости и поломка лопастей крыльчатки;
- Отложение накипи в каналах охлаждения;
- Отверстия для забора воды могут быть перекрыты плавающим в воде целлофановым пакетом, тиной, водорослями, илом, поднятым со дна винтом на мелководье.
Суть защиты заключается в установке на головку цилиндра термодатчика, который при перегреве двигателя, глушит его. Сейчас термодатчики можно приобрести любого вида и на любую температуру срабатывания. Вот некоторые из них:
Датчики есть как на замыкание контактов, так и на размыкание. То есть с нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми контактами. При достижении датчиком определённой температуры, он срабатывает.
Теперь, для фиксации датчика, нужно изготовить пружинную пластину, которая будет прижимать его к головке.
Её я выточил из лезвия сломанного кухонного ножа, китайского производства. Лезвие ножа сделано из плохой стали, поэтому легко сверлится. Но, в то же время, ещё сохраняет некоторые пружинные свойства.
Сточив всё лишнее, получилась вот такая, прижимная пластина:
Теперь можно установить и закрепить датчик. Чтобы тепло от головки лучше передавалось на датчик, основание его установки я смазал теплопроводной пастой. Эта паста используется в радиоэлектронике для отвода тепла от мощных транзисторов и микросхем.
Осталось только его подключить: если датчик рассчитан на замыкание контактов, то он подключается, параллельно кнопки глушения двигателя. Если на размыкание, то он подключается в разрыв провода, идущего от катушки зажигания.
Принцип работы следующий: при нагреве головки цилиндра до 80 градусов, датчик сработает и заглушит двигатель. Так как датчик, не имеет непосредственного контакта с водой, охлаждающей мотор, а также учитывая потери передачи тепла, от головки к датчику, то во время его срабатывания температура охлаждающей воды будет около 90-100 градусов. Но, возможно, придётся подобрать датчик с другим температурным номиналом.
Я знаю, что глушить перегретый мотор, де ещё работающий на больших оборотах, очень не рекомендуется. Но думаю, в экстренном случае, это допустимо. Это лучше чем поймать клин или задрать пару цилиндр-поршень. Ну и про обычный контроль температуры воды рукой тоже не стоит забывать.
Ну вот пожалуй и всё!
В результате проделанного тюнинга, я не только ставил свои новые детали, но и удалял старые. Поэтому, вес мотора увеличился не значительно: вес мотора (без топлива), до тюнинга — 10.60, после — 10.80 кг.
Что еще можно было сделать, но не сделано?
Электрический генератор: генератор был бы полезен тем рыбакам, кто пользуется эхолотом. Тогда, между переходами от точки к точке, можно было бы подзаряжать аккумулятор эхолота. В этом смысле больше повезло владельцам Фишеров старых выпусков. Там уже, под ротором, стоял «голый» якорь. Достаточно было на него намотать обмотку, поставить выпрямитель, и сделать стабилизатор. На новых Фишерах якоря нет. Конечно, я бы мог сделать сам якорь из пластин трансформаторного железа, сделать диодный выпрямитель, поставить стабилизатор напряжения, например на микросхеме КРЕН22А. Но так как у меня нет эхолота и приобретать его пока я не планирую, то от установки генератора на свой мотор я отказался.
Несколько полезных советов
Головка цилиндра крепится четырьмя болтами под ключ на 8. Грани на болтиках очень хлипкие. Если они сильно «прикипят», то открутить их будет трудно. Поэтому, рекомендую заменить их на нормальные болты, под ключ на 10. Менять их следует по очереди: сначала первый, потом второй, и т. д.
Для смешивания топлива с маслом, замены смазки в редукторе, откачки оставшегося топлива из бачка, я приобрёл такой шприц.
Очень удобная вещь. Нельзя после навигации сливать топливо из бачка, перевернув мотор головой вниз. При этом неизбежно остатки воды из дейдвуда попадут в камеру сгорания и кривошипно-шатунный механизм.
Штатные хомуты, установленные между топливным краном и бачком, оказались ненадёжными: после длительного хранения (мотор хранится в котельной), я почувствовал запах бензина. В бачке оставалось грамм 100-150, топлива. Открутив пробку на крышке бачка, я услышал как из него с шумом и свистом вышел воздух. Во время хранения в бачке поднялось давление, хомуты не выдержали и часть топлива просочилась.
Всем водномоторникам, чистого фарватера и семь футов под килем!
Комментарии и отзывы 44
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Можно про шприц поподробнее! Ищу приспособу для измерения масла для смешивания с бензином. Может кто видел что-нибудь заводское и удобное в использовании.
Про шприц толком ничего сказать не могу — упаковка не сохранилась. Мне его сын привёз из Волгограда. Помню, на упаковке было написано, что он сделан в Германии. Можно поспрашивать в ветеринарных аптеках.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Спасибо, Саша, в избранное однозначно!!!
Что могу дополнить — термопаста КПТ-8 используется в компьютерах между процессором и кулером. И абсолютно точно (по собственному опыту) могу сказать, что она СОХНЕТ!!! Рекомендуется менять хотя бы 1 раз в год, можно в полгода (все зависит от тепловыделения процессора). Предполагаю, что и по весне, перед сезоном, желательно её менять у термодатчика на свежую, благо цена ее — очень небольшая. И наносить ее надо очень тонким слоем — чем тоньше, тем лучше.
Ну не знаю, Саш. Моему компьютеру более пяти лет, и паста на процессоре всё ещё вязкая, хотя немного и загустела. Процессоры, у нерадивых пользователей, летят не из-за высыхания теплопроводной пасты, а из-за отсутствия элементарной чистки компьютера. Это, во-первых. Во-вторых, даже засохшая паста, хорошо проводит тепло. Размер зёрен не превышает 50 микрон. Думаю, не будет большой беды, если датчик сработает не при 90, а при 95 градусов. Главное — подобрать датчик по температуре.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Про пасту говорю из собственного опыта — долго занимался обслуживанием компьютеров. В остальном согласен.
Ну так и я радиолюбитель со стажем!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Золотые руки! А насчёт датчика грамотно, но внезапная остановка по закону подлости в нужный момент может сыграть злую шутку, опасно. Может лучше на зуммер вывести, чтоб пищал при перегреве?
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Ну, я думаю для автора это не проблема, он на коленке все переделает с закрытыми глазами! А, Александр?!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
В каком смысле «сыграть злую шутку»? Если имеется в виду, что мотор может заглохнуть, на середине судоходного фарватера, то для этой цели, у меня установлена «секретная», резервная кнопка, которая позволяет отключить датчик и все кнопки глушения. О резервной кнопке, я уже писал в первых частях.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Можно конечно поставить и зуммер. Сейчас есть с таким звуком, что уши закладывает! Не услышать будет сложно. Но для него нужно автономное питание, или наличие генератора.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
По аналогии с машиной, движка на обгоне если заглохла, то в холодный пот бросит, так? Ну и на лодке так же, есть ситуации, когда лучше тягу не терять, чтоб потом ещё одну кнопочку не искать
Ну, заклиненный мотор, перед гружёной баржей — тоже мало приятного. Ну а кнопочка у меня на панели управления, её искать не нужно. Нажать её можно заранее, ещё до «обгона».
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Да, Саша, золотые руки у тебя и светлая голова! В избранное однозначно! Спасибо, за то, что делишься своими наработками!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Да не за что, Серж. Рад поделиться полезной информацией! Если будут вопросы — спрашивайте.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
В 11 номере журнала «Рыбачок и Ко» за 2014г. есть статья Дмитрия Бобошко «Устраняем мелкие изъяны лодочного двигателя Fisher 2,5».
Саш, там описывается доработка Фишера ранней модификации. У наших моторов, такие недостатки отсутствуют. Например: нет проблем с пробками на редукторе, крышка топливного бачка закрывается герметично. Проверено давлением. Ну а кнопка на румпеле у меня уже установлена. Автор статьи вместо кнопки на румпель установил клавишный выключатель. Вижу два недостатка:
А вот подставку под мотор, для обслуживания, ремонта и пробных запусков мотора — давно собираюсь сварить из прямоугольных труб. Но всё равно, спасибо! И Саш, если что ещё нароешь по мотору — сообщай!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Саш, с таким хозяином мотор будет жить вечно!
Спасибо, Стас! Будем надеяться!
Я вот тоже себе хочу подставку сделать, но скорее всего из брусков буду делать — для хранения в квартире в кладовке мотора зимой — там колеса не нужны (да при таком весе они вообще не нужны).
Да не важно, из чего сделана подставка. Вожно, что она нужна! Я замучался с мотором, пока делал тюнинг — очень неудобно его всё время вертеть и переворачивать.
Шприц называется «Жане», продается в аптеках, бывает, по моему двух размеров 150 мл. И 100 мл. Удобен для заливания масла в редуктор.
Александр, вопросы по тахометру: у него есть какая-то батарейка или нужно питание извне? Несбрасываемый счетчик моточасов начинает считать с момента как появилось питание или как завелся двиг?
У тахометра имеется своя батарейка. Примерно такая, какая стоит в компьютерной материнке. Счётчик всегда включен, но начинает работать, как только заводится мотор. После глушения мотора счётчик находится в ждущем режиме, ничего не считает. При очередном запуске, продолжает считать часы. Сбросить счётчик можно только вытащив батарейку, но она залита компаундом. Я до неё добирался.
Спасибо. Понятно
CR2450 у меня стояла, стоимость в большинстве мест 200-250 руб Можно за 500 заказать новый тахометр с Али с батарейкой.
Я тоже подумал, что менять батарейку дольше, чем весь прибор?
Александр, а зачем её менять? Моему тахометру (вместе с батарейкой) уже три года. И батарейка ещё работает. А вынимал я её потому, что тах глюканул, а кнопки сброса нет. Вот и пришлось делать ресет, вынув батарейку. Правда, при этом тахометр обнулился.
Китайское оно, я хоть и имею положительный опыт, но всегда думаю «сломается — как чинить/менять».
Жень, а что так дорого ? У нас такая батарейка стоит рублей 40-50. На Али — 20 руб, только брать там нет смысла.
Не знаю Искал по яндекс маркету, везде цены как я озвучил, взял швейцарскую Renata за 120 руб, по часовым не ходил там эти ренаты по 400 будут. Это я «Плюшкин», сам виноват, вытащил из разбитого тахометра БУ батарейку и вставил в новый тах, а может в новом не было... Я уже забыл ), батарейку не нашел, а новый с возможностью замены.
У нас тоже от 50 До 200 руб разбег. Но дешевые «КОСМОС» есть вероятность, что окислятся и вздуются. И садятся быстрее.
Питалово можно парой проводов, во внешний блок вынести. И спрятать внутри например. Зато когда сядут, заменил на пару мизинчиковых и все.
А мне пришел с разбитым корпусом. Никакого компаунда там не было. Пустая коробка. Прихвачена плата немного термоклеем. И батарейка тоже.
Деньги полностью вернули. Мне все равно в ящик встраивать. Так получил тахометр на халяву.
Дим, а как с влагозащитой тогда: дождь, брызги, конденсат? Я свой тахометр потом замазал герметиком.
Я хочу ящик сделать на ликтрос, с аккумулятором, датчиками, различными разъемами и креплением на эхолот. Когда надо — снял и в лагерь унес, свет включил, рацию, телефон подзарядил. Ну и тахометр хотел на нем закрепить.
В принципе можно тахометр в новый корпус вставить. Не заказывать же новый сейчас.
Ты хочешь тянуть провод на мотор от ящика, и каждый раз его подключать? У меня батарейка села, катался без тахометра, мотор настроен, че мне там смотреть еще подумаю ставить его опять или нет, можно подключить два раза в год для настройки мотора (я меняю качество смеси и ХХ по сезону) По моему ящики, рундуки тарги, удобны когда на прицепе возишь Лучше колеса поставь на лодку, что бы лодка рядом с лагерем у палатки ночевала
Пока были мысли сделать штекер на моторе, где забирать постоянку для зарядки аккумулятора. Можно на этот шлейф и провод от тахометра посадить. А провод подключать, когда надо батарейку подзарядить или тахометр смотреть.
Единственно, пока не знаю надо мне этот геморой или нет. Пока самые мои длинные походы на 3-4 дня. Мне на них хватает одного 9А/ч аккума. Днем все время эхолот пашет. Вечерами в шатре светодиодная лампа. Да еще накачать, сдуть три лодки ПВХ. Беру на всякий пожарный вторую такую же батарею. Но ее еще не приходилось доставать, хватает одной.
На мелкомоторе то питания нет. А сейчас, вроде питание есть, хочу стаб поставить, да штекер воткнуть. Х. з. — надо оно или нет.
По моему все эти «городульки (ящики-полки, носовые рундуки)» колхоз
Сам пока не знаю на сколько мне это надо в лодке.
Но аккумуляторный ящик с разными разъемами все равно соберу. Надоело соплями за клеммы цеплять. Провод в стойку шатра уже по осени закрепил. Вешаешь лампу в штекер на потолке, а вилку в ящик. Да и телефон, рацию, камеру подзарядить.
Были мысли у этого ящика еще крепление на ликтрос сделать, что бы у мотора можно было вешать, для эхолота и подзарядки от мотора. Заодно болтаться не будет по лодке на переходах.
А что, полочка удобно. Сальца порезал, по рюмашке разлил.
Дмитрий, лучшее враг хорошего.
Именно для настройки и корретировки он нужен. Ну и моточасы пусть считает, раз может. У меня разница в загрузке лодки в 150 кг бывает, второй винт хочу, как раз и пригодится тахометр. Установить думаю под колпак, там есть место, которое не греется.
Кто-то из китайских производителей запихивал под колпак тахометр Моточасы по факту тоже не очень нужны, все равно в конце сезона нужно проверять масло. Только когда мотор будешь настраивать желательно делать с закрытым колпаком, без него воздухза больше, обороты чуть выше.
Моточасы интересны для себя.
Женя, как можно настроить ХХ с закрытым колпаком? Коперфилд способен?
Да, че та я не так написал Надо учитывать обороты на закрытый колпак + ~50
Именно ?
Комментирование доступно только авторизованным пользователям.