Ну и последний населённый пункт за время нашего путешествия по Калининградской области — посёлок Янтарный, до 1947 года — Пальмникен.

Пальмникен

Поселение впервые упоминается в документах 1389 года как Пальвенинкен, от прусского слова palwe — пустошь, безлесное болото. К 1491 году название трансформировалось в Пальменинкен, а со временем закрепилась немецкая форма произношения Пальмникен.

Добычей янтаря здесь занимались издревле, так что не удивительно, что в конце концов нашлись люди, решившие взять управление промыслом в свои руки. На первых порах пытались это сделать на государственном уровне, и в начале XVII века, по повелению курфюрста Георга Вильгельма, был выстроен охотничий замок, где к концу того же века разместилась береговая управа с судом по янтарным делам и тюрьмой. В управе безжалостно, вплоть до смертной казни, карали тех, кто пытался добывать янтарь в обход закона.

К концу XVIII века на прибрежных участках в окрестностях Пальмникена заложили восемь штолен для добычи янтаря, но довольно скоро они были затоплены грунтовыми и морскими водами и закрыты, не успев даже оправдать затраченные на них средства, не говоря уже о прибыли.

В 1870 году охотничий замок с прилегающим земельным участком и янтарными приисками купил некий предприниматель Мориц Беккер. Компания «Штантин и Беккер» («Stantien & Becker»), созданная в 1858 году в Мемеле, к тому времени уже успела получить опыт работы в подводной ловле янтаря, а потом, поняв бесперспективность этого метода, взяла у государства арендное право на промышленную добычу янтаря на Куршской косе, организовав массовую разработку прибрежной зоны при помощи мощных паровых экскаваторов.

В 1871 году Мориц Беккер и Вильгельм Штантин арендуют право на промышленную выработку янтаря в окрестностях Пальмникена, используя поначалу труд артельщиков-копателей и водолазов. Со временем были открыты шахты «Анна» и «Генриетта», позволившие увеличить добычу в десять раз. Доход был настолько велик, что когда в 1899 году государство, спохватившись, решило в одностороннем порядке расторгнуть договор аренды, то правительству пришлось выплатить Беккеру неустойку в 8 миллионов марок!!!

Что-то мне подсказывает, что названия шахтам компаньоны дали по именам своих жён, по крайней мере жену Беккера точно звали Генриетта.

Шахта «Генриетта», как нерентабельная, была закрыта в 1896 году, а шахта «Анна» приносила доход до 1922 года.

К тому времени уже почти десять лет, начиная с 1923 года, велась большая разработка территорий карьерным способом.

В 1937 году в карьере «Вальтер» были добыты рекордные 850 тонн янтаря.

А с шахтой «Анна» связаны ещё как минимум, две истории.

Первая — трагическая. Предположительно 31 января — 1 февраля 1945 года неподалеку от входа в шахту были расстреляны оставшиеся в живых после длительного пешего перехода, так называемого «марша смерти», узники, собранные из концентрационных лагерей Восточной Пруссии. Количество расстрелянных, по разным данным, от 2 до 4,6 тысяч человек.

Вторая — загадочная. Существует версия, что где-то в глубинах шахты спрятана Янтарная комната, вывезенная нацистами из Царского Села.

Фото ниже — моё, сделанное в царскосельском Екатерининском дворце два года назад. Восстановленная в 2003 году Янтарная комната во всей своей красе.

Восстанавливать утраченное в годы войны сокровище взялись ещё в 1981 году, однако работы шли медленно, а в конце 90-х вообще приостановились, но виной тому не столько развал Союза и прочие неурядицы тех лет, а банальная нехватка сырья. Для изготовления точной копии требовалось много белого янтаря, то есть самой редкой его разновидности. Этот факт мы узнали на экскурсии по музею в Янтарном.

Пальмникен был взят советскими войсками довольно быстро, бои на окраинах завязались около пяти часов вечера 15 апреля, и уже к исходу дня они закончились полным разгромом сил Вермахта, защищавших город.

В июне 1947 года Пальмникен был переименован в Янтарный.

Янтарный

В 1948 году в посёлке возобновилась добыча янтаря, при МВД СССР был создан комбинат № 9 на котором трудилось около шестисот человек, по большей части — заключенные. В первый год уже было добыто 127 тонн янтаря.

В 1953-м предприятие было выведено из ведомства МВД и получило название Калининградский янтарный комбинат, не только добывавший в советские времена до 600 тонн янтаря в год, но также и осуществлявший его переработку.

Именно в музей Янтарного комбината мы и спешили, выехав из Солнечногорска.

Дело в том, что экскурсии там проводят строго по времени, нам надо было успеть добраться к 14:00.

Экскурсионная программа включает в себя посещение:

  • Выставочного зала «Янтарная палата» (постоянная экспозиция) и демонстрационного зала с интерактивным историческим макетом промышленной территории предприятия.
  • Динопарка из 12 фигур динозавров в натуральную величину и выставочного пространства «Янтарный мир» — маршрута с рассказам о странах Великого янтарного пути.
  • Смотровой площадки Приморского карьера.

Неприятным известием оказалось то, что билет приходится приобретать единый на все три площадки, посещение их по отдельности не предусмотрено.

Второй негативчик: от музея до смотровой площадки на карьере (Динопарк расположен там же) — около четырёх километров, но никакого трансфера не предусмотрено, купившим билет на экскурсию предлагается добираться самостоятельно. Ну ладно, если, как и мы, приехали на машине, но по дороге на карьер видели много пешеходов, причём с детьми. Считаю, что за цену билета в 1300 рублей посетителя должны хотя бы уважать, но мы этого, увы, не заметили.

Часовая экскурсия по выставочному залу «Янтарная палата» была, в принципе, интересной и познавательной, но и тут вылезли два неприятных момента.

Перед экскурсией нас, как обычно, попросили выключить звук на телефонах, и вести себя тихо. Всё правильно, всё верно, но было одно НО! Параллельно с нами шла группа гостей из Индии (если я правильно идентифицировал) и они вели себя более свободно: разговаривали между собой не просто громко, а очень громко, поскольку были с аудиогидами, а снимать наушники при разговоре видимо не умеют. Детям, которые были в их группе, было совсем неинтересно и ничего не понятно, они были предоставлены сами себе, бегали по залу и шумели. Никто из сотрудников музея даже не удосужился подойти, и сделать гостям замечание!

Ну и второе — в залах очень громко работала приточно-вытяжная вентиляция, к концу экскурсии я от шума уже вообще перестал что-либо осознавать, не говоря уже о том, чтобы уловить какую-нибудь информацию.

А теперь об интересном.

Послушали экскурсовода об истории возникновения янтаря, и о том, что основные его запасы (так уж ледник распорядился) находятся на Янтарном берегу, то есть, считай — вся западная оконечность Земландского или Самбийского (ныне — Калининградского) полуострова.

Калининградское месторождение не имеет себе равных по разведанным запасам янтаря, они составляют 90% от всех мировых.

На западе Украины, в Ровенской области, добывается янтарь примерно такого же возраста, как и балтийский, и даже похожий на него по физико-химическим свойствам, но он имеет зеленоватый оттенок, и легче обрабатывается.

Между прочим (это уже лично от меня информация) на украинском янтарь называется бурштын, что созвучно с немецким bernstein или brennenstein (горючий камень), потому что янтарь легко воспламеняется и хорошо горит. Ну а почему бы не гореть смоле?

Ровенский бурштын — на фото ниже.

А ещё есть природная смола, которая называется копал, выделяемый преимущественно тропическими деревьями.

Ископаемый копал является одной из лучших имитаций янтаря, хотя и младше его по возрасту.

Балтийский янтарь ещё называется сукцинит, поскольку около 98% от всего добытого объёма составляет окаменевшая древесная смола сосны Pinus succinifera, произраставшей на земле 30 миллионов лет до нашей эры. Что ж до разнообразия цветов, то специалисты по янтарю насчитывают около 350 его оттенков.

Про инклюзы, ископаемые остатки организма, попавшего в янтарь, тоже интересно было послушать. Янтарь с инклюзами составляет около 10% от всего добываемого объёма, чаще всего это различные жучки-паучки, реже — растительные останки, и совсем уж редко — какие-нибудь позвоночные.

Фото настоящего янтаря с инклюзом, каим-то насекомым, у меня вышло несколько смазанным.

Зато имитации, а проще говоря — подделки, я сфотографировал чуть получше.

Фальсификацию в наше время могут изготовить как из отходов янтарного производства, так и из натуральных смол другого происхождения (те же копалы) либо из различных пластических материалов типа эпоксидной смолы.

Современные технологии так далеко шагнули вперёд, что в некоторых случаях отличить подделку от натурального камня может только специалист.

Большие куски янтаря, так же, как и у других ценных камней именуемые самородками, в обработку не идут. Находки весом более 1 кг приравниваются к драгоценным камням и, согласно законодательству РФ, не подлежат свободной продаже.

Особо интересные самородки экспонируются в музеях.

Хотя, глядя на следующую фотографию понимаешь, что в некоторых случаях всё-таки крупные экземпляры попадают под резец мастера.

Ну и небольшая галерея украшений и поделок, выполненных из янтаря.

Янтарное дерево получилось сфотографировать не с первого раза. Там рядом установлено кресло для любителей сделать эффектное фото, так уже упомянутые мной туристы из Индии один за другим изображали в этом импровизированном троне раджу, продолжая громко переговариваться, и сновали туда-сюда даже не пытаясь хоть на секунду остановиться, чтоб позволить мне сделать нормальную фотографию.

Во втором зале сфотографировал только макет комбината и новый карьер по соседству с ним.

Экскурсовод ещё рассказывала про технологические процессы производства, типа сортировки, очистки янтаря от загрязнений и тому подобное, но я из-за усилившегося шума вентиляции уже не мог ничего разобрать, поэтому просто ходил из угла в угол и дожидался окончания мероприятия.

Потом переехали к карьеру, где вначале пришлось потоптаться по площадке с макетами динозавров. Посетители, которые были с детьми, к этой части экскурсии отнеслись ещё с интересом, а вот остальным было откровенно скучно.

Примерно то же самое повторилось и в ангаре выставочного пространства «Янтарный мир», где скучно уже стало и детям.

После «Янтарного мира» группа должна была ещё сходить на обзорную площадку, с которой виден действующий карьер янтарного комбината, но всё настолько затянулось, что туда мы уже не пошли, поскольку побывали на ней, когда парковали рядом машину.

Скажу так — ничего особенного. Есть здание — многофункциональный комплекс, в котором находятся магазин, кафе и туалеты. Есть янтарная пирамида, в которую можно зайти, посидеть. К этому ритуалу обязательно добавляется рассказ экскурсовода про целебные свойства как янтаря, так и строений в виде пирамиды.

Есть аттракцион «Добыча янтаря», представляющий собой большую песочницу, размером примерно 5 на 5 метров, где можно покопаться выданной тебе лопаткой, и, если повезёт, найти маленький кусочек янтаря. Крохотные кусочки — отходы производства, я так понимаю, регулярно подсыпают в эту песочницу, чтоб люди хоть чем-то могли тут развлечься.

Есть макет шахты «Анна», я его фотографию уже выше прикладывал к тексту.

Есть отслуживший свой век большой шагающий экскаватор-драглайн с объемом ковша десять кубометров.

Есть скульптура мойщика янтаря, из разряда тех, что для селфи на их фоне.

Ну и есть, само собой, смотровая площадка с видом на карьер! Вот и вся развлекуха.

Карьер «Вальтер», о котором я упоминал, рассказывая о добыче янтаря в окрестностях Пальмникена, истощился и был закрыт в 1970 году, а неподалёку от него начали разработку нового, названного «Приморским» и действующего по сей день.

«Вальтер» же мало-помалу был затоплен грунтовыми водами, и превратился в озеро Синявское.

А разведанных запасов янтаря в карьере «Приморский» хватит для добычи ещё не менее чем на сто лет.

Это всё мы, как я уже сказал, посмотрели и без экскурсии, которую я вообще бы охарактеризовал одной фразой в стиле вредных советов: Как впустую потратить один день из своего отпуска!

В общем, категорически не рекомендую никому убивать время на такое мероприятие. Историю о добыче янтаря можно послушать в любом другом музее, благо их в Калининградской области хватает, а всё остальное, в виде разных Динопарков и «Янтарных миров» притянуто за уши!

К сожалению, я при составлении маршрута клюнул на рейтинг, составленный посетителями, но в итоге был глубоко разочарован, поэтому ещё раз — экскурсию в музей Янтарного комбината с посещением смотровой площадки не советую никому!

Дело уже близилось к вечеру, в принципе можно было бы ещё успеть доехать до парка имени Морица Беккера, посмотреть там музей под открытым небом стран Балтийского моря, спуститься к морю и прогуляться по променаду Янтарного, как было мной запланировано заранее, но уже и усталость накопилась за неделю активного путешествия, и машину надо было успеть сдать до семи часов вечера.

Из того, что было записано в маршрутном листе, увидели разве что водонапорную башню Пальмникена, построенную в 1920 году.

Половину обратного пути в Зеленоградск, к слову, пришлось преодолевать либо в пробках, либо в объездах этих самых пробок. Суббота, вечер, народ едет кто на море, кто с моря, дороги оказались забиты, и этот момент я тоже не учёл.

Благо, уложился тютелька в тютельку, в Зеленоградске успел заправить и помыть машину, и как раз приехал водитель с фирмы-арендодателя. Всё, в общем, сложилось удачно.

Вот и закончился отпуск! Ещё одна вечерняя прогулка по Зеленоградску, а утром — самолёт, и встречай, Москва!

По традиции — итоги последнего дня нашего автопробега: проехали около ста километров, посетили три города. Находились, насмотрелись, устали как черти!

P.S. Послевкусие.

Путешествие в янтарный край понравилось, очень хочется повторить, побывать там, где не удалось, посмотреть то, что не увидели.

Хочется окунуться в Балтийском море, а то так и не нашёл для этого времени. Хочется выделить ночь для рыбалки на камбалу, ну или кто там ещё может клюнуть. Хочется, хочется, хочется…

Как я уже написал в каком-то из очерков, следующую поездку в какое-нибудь историческое место, будь то город, усадьба, дом-музей, или что-то другое, я буду планировать с учётом того опыта, что приобрёл, постараясь не допускать ошибок, и не пытаться за небольшой промежуток времени охватить всё!

Путешествующий живёт четыре жизни: в одной он планирует путешествие, в другой совершает его, в третьей — вспоминает, а в четвертой — живёт, как все остальные смертные.

Традиционную кружечку из Калининграда в коллекцию привезли!

Всем спасибо, за то, что дочитали до конца!