Третий город за первый день автопробега. Железнодорожный, до 1946 года — Гердауэн. Вернее, сейчас это не город, а посёлок, с населением в две с половиной тысячи человек. Вот в нём как раз у меня и пришло понимание того, что не всё так просто в профессии экскурсовода, и что нельзя объять необъятное, и впихнуть невпихуемое! :D

Гердауэн

История большинства городов Восточной Пруссии примерно одинакова: захват Тевтонским орденом уже существующего прусского поселения, его сожжение, и возведение на пепелище орденской крепости или замка.

В случае с Гердауэном есть небольшие отклонения от обычного алгоритма действий: крепость, которую тевтонцы захватили в 1251 году, они не только не уничтожили, но даже оставили её под управлением прежнего хозяина, прусского князя Гердава (или Гердавы).

А причина вполне прозаична — Гердав добровольно принимает христианство.

Правда в 1262 году, во время прусского восстания против Тевтонского ордена, князю приходится отражать нападение своих соплеменников, остававшихся язычниками. Поняв, в ходе затянувшейся осады, что справиться с восставшими у него не хватает сил, Гердав поджигает крепость, а сам бежит в Кёнигсберг, под защиту крестоносцев.

Больше в летописях он не упоминается, а после подавления восстания в 1273 году земли князя переходят в полное владение Ордена. Интересно — не сами ли тевтонцы помогли Гердаву бесследно исчезнуть?

В 1315 году на месте бывших укреплений начинается строительство нового, уже каменного замка, которое было завершено через десять лет, параллельно с этим на реке Омет (нынешняя Железнодорожная) возводится дамба и строится мельница. К середине XIV века неподалёку от замка возникает поселение, в котором в 1345 строится кирха.

В конце XIV столетия Гердауэн получает городские права, но уже через полвека лишается их, поскольку в самом начале Тринадцатилетней войны (1454–1466) выступил против Тевтонского ордена, за что был осаждён и взят орденскими воинами и в 1469 году передан в собственность саксонскому капитану наемников Георгу фон Шлибену в качестве платы за военные услуги. Став частным владением, Гердауэн потерял право называться городом, и не восстановил его даже в 1809 году, когда перестал принадлежать предкам саксонского рода фон Шлибен.

Получению Гердауэном статуса города способствовало поражение Франции в войне с Россией в 1813 году, поскольку в состав Пруссии вернулись земли образованного в 1807-ом Варшавского герцогства под покровительством Наполеона.
В связи с начавшейся после объединения административной реформой, Гердауэн стал центром крайса (округа), правда, здание крайсхауза (окружной администрации) было построено аж в 1905 году.

Чуть попозже, в 1909 — новое здание мельницы.

А вот замок к тому времени вовсе перестал существовать. Есть сведения, что к концу XVII века он уже пустовал, и начал разрушаться, финальную же точку поставил спустя столетие генерал-лейтенант Максимилиан фон Ромберг. Его отцу, барону Вильгельму фон Ромбергу, имение Гердауэн было продано государством, и сын в 1872 году снес все средневековые строения, поставив на их подвалах и фундаментах дворянскую усадьбу.

Через десять лет поместье приобрёл некий Альфред фон Янсон, чей род владел имением до 1945 года.

О том, что осталось на месте бывшего замка, расскажу попозже, а сейчас — о судьбе самого города.

На протяжении всего своего существования Гердауэн постоянно страдал то от войн, в которых сгорал чуть ли не до тла, то от частых пожаров, то от эпидемии чумы в начале XVIII века, после которой в живых осталось всего около восьмисот жителей, но регулярно отстраивался и возвращался к жизни.

Последний значительный ущерб городу был нанесён в ходе Первой мировой войны, когда после артобстрела и уличных боёв в сентябре 1914 года была разрушена практически вся историческая часть Гердауэна.

И вот с этого момента начинается, как ни странно, самое интересное.

Город был довольно быстро восстановлен, а точнее сказать — выстроен заново, в лучших традициях прусского средневековья, и если не знать этого факта, то можно легко поддаться заблуждению, что перед твоими глазами — реально средневековый город.

Во время Второй мировой эта часть города не пострадала, а разрушениям, по случайному стечению обстоятельств, подверглась более современная застройка.

27 января 1945 в результате суточного боя Гердауэн был взят воинами 28-й армии 3-го Белорусского фронта.

В июне 1947-го переименован в поселок Железнодорожный.

Железнодорожный

И вот тут начнутся, наконец, мои фотографии, а не те, что я честно стянул в интернете. :D

С 2019 года в Железнодорожном ведутся масштабные работы по восстановлению и реставрации сохранившихся зданий, и я вам скажу — ехать в этот посёлок стоило только ради того, чтобы увидеть как он превращается в туристическую достопримечательность Калининградской области.

Начнём-с!

Работы ещё продолжаются, хотя и сделано уже довольно много.

Встречаются и такие здания, которые либо решили оставить “на десерт”, ибо там не знаешь с какой стороны подойти, либо их решили просто демонтировать, чего, конечно, не хотелось бы.

Вот, как пример. Если смотреть на улицу вот так,

То это один вид.

А если вот так

То совершенно другой.

Ещё я обратил внимание, что на некоторых улицах не видно проводов электропередач.

А в других местах они ещё висят. Надеюсь, что это временно, и потом их спрячут под землю, когда будут ремонтировать дорожное полотно.

Верится, что будут ремонтировать, ибо сейчас в переулках между уже отреставрированными улицами и теми, где реставрация ещё идёт, дорожное мощение выглядит оборванным, как будто незаконченным.

На этом доме, что сверху на фото с проводами, над входом есть очень красивый барельеф, в виде герба с котом.

Вспоминается, что в европейских городах дома не имели нумерации, а идентифицировались по разного рода отличительным особенностям, типа цвета фасада, вывесок, или таких вот барельефов.

Если по этой улице идти не снизу вверх, как на предыдущем фото, а снизу вверх, то вид тоже очень красивый, несмотря на то, что старинная кирха до сих пор стоит в разрухе.

Если её тоже восстановят, и заодно уберут провода с неказистыми столбами, то представляете как всё будет выглядеть?
Пока кирха в весьма плачевном состоянии, к сожалению.

Колокольня ещё более-менее нормально выглядит.

А вот остальная часть здания — совсем уже руины.

Живописные, но, тем не менее, руины.

Есть в посёлке дома, которые и без реконструкции выглядят вполне неплохо. Интересно, они тоже попадают в общую картину проводимых работ, или сэкономят бюджет, и их ремонтировать не станут?

В случае, когда у дома один или два хозяина, там ещё более-менее понятно, возможно они сами всё время поддерживали своё жильё в таком состоянии, ведь кому хочется жить в доме с осыпающейся штукатуркой на фасаде.

А если дом многоквартирный, как с таким поступят, в итоге? Тут вот, к примеру, сразу понятно, что здание было построено незадолго до войны, и никакого намёка на средневековье тут и нет.

Но, с другой стороны, оно стоит в окружении зданий постройки начала XX века, и если его оставить в том виде что сейчас, то общая картина будет довольно нелепой.

По соседству с ним, например, находится «Почта России», причём в здании исторического почтамта.

А напротив почты идёт ремонт здания бывшего крайсхауза, построенного в стиле немецкого нового барокко по проекту архитектора Фридриха Хайтманна. Помните я рассказывал про район Амалиенау в Калининграде, который тоже строился под его руководством?

В первой части повествования я выкладывал старое, ещё чёрно-белое фото крайсхауза, в котором после войны размещалась средняя школа, потом — детский дом, а с начала 70-х — школа-интернат для детей-сирот.

Сейчас добавлю фото заброшенного, каким он стал после того, как в 2006 здание было признано аварийным, и школа-интернат переведена в другой посёлок.

А на сегодняшний день, даже из-забора, уже выглядит вполне неплохо.

Ну и пойдём. наверное, обратно в центр, а то уже и так далеко ушли.

Заранее наметил себе не забыть, найти старый пожарный гидрант. Искать не пришлось, торчит у дороги — не заметить просто невозможно.

На обратном пути — ещё один жилой дом, конца XIX века — начала XX века. До реконструкции он выглядел вот так.

А теперь сразу и не узнать.

На развилке дорог — здание бывшей ратуши. Когда-то её крышу украшала башенка со шпилем и флюгером, а с торца был балкон

Будет ли всё это восстановлено? Поживём — увидим (хотя бы даже и в интернете).

Было у меня на примете ещё несколько зданий, но слишком уж я раздухарился, не рассчитал сил своих спутниц.

Ну и, кроме того, при проработке маршрута учёл, казалось бы все нюансы, типа:

- Посмотрите налево, посмотрите направо… А сейчас перед вашими глазами — здание конца XIX века…

А вот такие мелочи как:

- Ой, смотри какие красивые петуньи! Ампельные!
- А герань как здорово смотрится в горшочках под окнами.

Ну и прочие, из того же цикла, я упустил.

А времени-то — не вагон! На сегодня же ещё в планах столько, что расслабляться некогда!

Девчонки, правда, на предложение сократить дальнейшую программу ответили отказом, посмотреть-то что-то новое всё равно хочется. Но и энергии им это всё равно не прибавило, так что остаток дня прошёл уже не в такой непринуждённой обстановке, как первая его половина.

Ну что тут сказать? Сам виноват! Возомнил себя великим гидом, а на деле оно вон как вышло.

Вернулись, в общем, на центральную площадь, к скульптуре “Пивовар с бочонком и гусем”

И вроде бы странно — пивзавода нет, а памятник пивовару есть, как так?

А всё потому, что был пивзавод, и пиво Гердауэна, а потом и Железнодорожного, считалось лучшим в этом регионе, но в 90-е он закрылся, а с 2011 года новым собственником начался разбор зданий пивзавода на кирпич, в результате чего весь комплекс был уничтожен.

Вот такие вот хозяйственники…

Ну а нам что осталось ещё из обязательной программы? Руины замка посмотреть, да пообедать.

Поскольку территория, где когда-то стоял замок, удалена от посёлка, то решили сразу переехать машиной к старой мельнице, вернее даже не так, а вот так — к “Старой мельнице”.

Кафе так называется, которое рядом со зданием мельницы находится.

Чёрно-белое фото мельницы, как она выглядела в начале XX века, в самом начале я уже выкладывал, а тут приложу вот это.

Здание тоже реставрируется, там планируют открыть гостиницу.

На фасаде видны две надписи на немецком языке «Schlossmühle» (замковая мельница) и год постройки «1909». В послевоенные годы мельница использовалась по прямому назначению, с 1974 года здание стояло заброшенным.

Сделали в кафе заказ, а сами пошли наверх, к замку.

Как я уже говорил, замка как такового там нет, имеются лишь остатки усадьбы, выстроенной на его месте.

Более-менее сохранившийся портал ворот, с участком стены.

Руины западного флигеля

Да всё, что осталось от конюшен и каретной.

Стенд стоит с объявлением, что идёт сбор денег на восстановление, но, думается мне — без государственных вливаний либо частных инвесторов — гиблое это дело.

Да, Мельничный пруд же забыл вам показать.

Слив с его дамбы находится как раз рядом с навесом, где мы обедали. Такой себе импровизированный водопад. Почувствуйте себя в швейцарских Альпах.

А вот так с другой стороны пруда выглядит посёлок Железнодорожный, бывший Гердауэн.

Ну и финальная фотка — финал экскурсии по посёлку. Надо подкрепиться, впереди ещё довольно насыщенный день!

Рюмочку бы под такое, да пришлось ограничиться бокалом пива.

Безалкогольного.

Сейчас поедим, и вперёд, за новыми впечатлениями!