Гусев — ещё один город, где не будет ни слова о замке или крепости.

Гумбиннен

Вероятно, люди жили на территории современного Гусева ещё до прихода сюда тевтонцев в 1283 году, однако письменные источники XIII века не сообщают о каких-либо поселениях в этом районе на тот период.

Только во времена герцогства Пруссия, в 1539 году, впервые упоминается рыбацкая деревня Куллигкемен, что в литовском языке означает «корявые ветви». Как Гумбиннен это поселение фигурирует в хрониках того времени уже то ли в 1550-м, то ли в 1580-м году.

А дальше, как и в случае с Даркеменом/Озёрском, — Северная война, принесшая Великую чуму 1709-1711 годов, и переселение на эти земли немецкоязычных мигрантов.

Двенадцать тысяч, то есть практически каждый четвёртый переселенец, были из Зальцбурга, сцена их встречи с королём Фридрихом Вильгельмом I изображена на фреске, украшающей одну из стен актового зала гусевского колледжа агротехнологий и природообустройства.

Внизу видна надпись на немецком языке: «Вам милая родина — мне новые сыновья», якобы такими словами приветствовал переселенцев сам король.

Автор картины, Отто Хайхерт, создал её в 1912–1913 годах. Фреска является одной из самых больших в мире на тему, не связанную напрямую с религией, её размер составляет 16 метров в ширину и 8 метров в высоту.

После окончания Великой Отечественной войны она была закрашена масляной краской, и только в 2008 году по инициативе областных и городских властей фреска Хайхерта была восстановлена.

Чтобы заселяемые территории получили свой административный, ремесленный и культурный центр, в 1721 году король Фридрих Вильгельм I даровал Гумбиннену статус города, однако официальной датой получения городских прав считается 24 мая 1724, когда состоялось первое собрание городского магистрата.

Так же, как и в Даркемене/Озёрске, практически все интересные исторические здания в Гумбиннене/Гусеве построены в конце XIX — начале XX веков, то есть и тут тевтонского средневековья нам не увидеть, так что просто пройдёмся по центру города.

Припарковались мы неподалёку от здания районной администрации, отсюда и начнём.

Построено оно было в 1911 году как крайсхауз, то есть для размещения правительства округа (крайса), и состояло из двух корпусов, соединённых переходом на уровне второго этажа. В центре башни находился большой барельеф в виде геральдического прусского орла, по краям него располагались скульптуры древнегреческих богинь: Деметры, покровительницы земледелия, и Диктинны, покровительницы охотников и рыболовов. Ну и, как полагается, у ног богинь сидели Купидоны.

Сильно пострадавшее во время Второй мировой, здание долго реставрировали, однако исторический облик, восстановленный почти до мелочей, ему вернули лишь в 2000 году.

Только орла геральдического не стали восстанавливать, сейчас его место занимают башенные часы. Ну и ещё я заметил (издержки профессии), что в мансарде на отремонтированной кровле сейчас установлены просто встраиваемые мансардные окна, в то время как изначально там были люкарны с вертикальным остеклением.

В настоящее время здание занимает научно-производственный центр компании «Аматэл», выпускающей машины и оборудование для производства пищевых продуктов, напитков и табачных изделий. Подозреваю, что именно этой компании надо сказать спасибо за такой качественный ремонт.

Обязательное условие для прогулки по городу — пройтись по улице немного вправо, чтобы увидеть здание, которое просто отчаянно нуждается в реставрации, вот бы и для него нашёлся какой-нибудь «Аматэл».

Здание народного банка в готическом стиле было построено в 1907 году. Изумительной красоты строение. Не буду здесь сыпать архитектурными терминами, это будет лишним, но впечатляет, согласитесь. Одна только «роза» на главном щипце здания чего стоит, сразу вспомнился Нотр-Дам-де-Пари.

А вот используется оно весьма прозаично — как жилой дом или даже вообще как общежитие.

Нет, конечно, жильцам можно позавидовать, наверное, хотя не факт. Возможно, там как раз в бытовом плане всё весьма печально, а что толку от фасада, если трубы текут? Это, естественно, только моё предположение, но, глядя на внешний вид здания, как-то не очень веришь, что внутри там всё в порядке.

Хотя у этой семьи, что наверху, на трубе, видимо, всё хорошо!

Получилось так, что маршрут, который я разработал задолго до путешествия, был не очень протяжённым, всё укладывалось в квадрат триста на триста метров, но мои спутницы всё равно уже с ног валились, шутка ли — пятый город за день осматриваем. Поэтому некоторые знаковые места я посетил сам, дав девчонкам немного отдохнуть на лавочке у реки или за столиком в кафе.

Но к реке надо ещё дойти, а идти предстоит мимо Храма Всех Святых.

Возведён он был в 2010 году на предполагаемом месте разрушенной в военные годы Лютеранской кирхи.

Храм Всех Святых посвящен памяти павших в годы Первой мировой войны, и всё, что находится рядом с ним, в принципе, является частью некоего комплекса или мемориала, имеющего отношение к той войне в целом, и к Гумбинненскому сражению в частности.

Реку переходим по пешеходному мосту, построенному в 2016-м, в год освящения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Храма Всех Святых.

Да, чуть не забыл, река называется Писса, и, как ни странно, несмотря даже на некоторую неблагозвучность, её, в отличие от многих других рек и речушек, переименовывать и не думали. Как была при немцах Писсой, так и осталась.

Неисповедимы пути Господни, но пути наших чиновников, что российских, что советских, куда неисповедимее!

Сразу за рекой — «Штыковая атака»!

На постаменте — скульптура унтер-офицера Российской императорской армии, идущего в штыковую атаку. В верхней части постамента — герб России и надпись: «Воинам Великой войны», ниже — карта Гумбинненского сражения и надпись: «Гумбинненское сражение 19–20 (6–7) августа 1914 года».

На боковой стороне постамента высечена надпись:

Словно молоты громовые или волны гневных морей,
Золотое сердце России мерно бьется в груди моей.
И так сладко рядить Победу, словно девушку в жемчуга,
Проходя по дымному следу отступающего врага.
Николай Гумилев, «Наступление», 1914 год.

Про Гумбинненское сражение я немного упоминал в рассказе о мемориале «Памяти забытой войны, изменившей ход истории» здесь: fish-hook.ru/po...sii-2365/. Мемориал тот, к слову говоря, мы посетили уже после прогулки по Гусеву, но я решил выделить эту мини-экскурсию и рассказать о ней чуть раньше, мне показалось, что так будет правильнее.

А у нас тем временем наконец-то лавочка! И пока мои барышни отдыхали на ней, наслаждаясь мороженым, я (спокойно же не сидится на месте) решил осмотреть Королевский мост и тумбу для объявлений.

Мост через Писсу был построен в 1734 году по указу короля Фридриха Вильгельма I, именно поэтому его и назвали Королевским, но выглядел он в то время иначе, а каменный на опорах построили в 1827 году.

В 1933 году его ещё раз перестроили, опоры убрали, и он стал арочным.

Во время боёв за город в январе 1945 года противник подорвал все мосты через Писсу, и Королевский тоже был уничтожен. С октября 1957-го началось возведение нового моста на опорах, выглядит он не совсем так, как когда-то выглядел его предшественник, но всё равно вполне достойно. В интернете пишут, что ночью, в свете фонарей, стоящих по краям, вид вообще торжественный.

И тумбу для объявлений обследовал.

Интересная вещь оказалась, доложу я вам!

Неожиданно (никакой информации в интернете об этой тумбе я не видел до поездки и не нашёл после) в верхней её части я увидел старый герб Гумбиннена.

Орёл на гербе, правда, был красный, а не чёрный, как полагалось бы, но это несоответствие я списал на то, что его могли просто перекрасить в другой цвет.

Красный же орёл — это герб Бранденбурга, прародитель герба Пруссии.

Когда в 2006 году проводилась кампания по внесению изменений в геральдическую символику Калининградской области, многим городам были возвращены исторические герб и флаг.

Этическая сторона вопроса лично для меня весьма спорная. С одной стороны, старинные города имеют право на восстановление исторических символов, с другой — это способ перечеркнуть героический подвиг наших воинов времён Второй мировой, погибших на этой земле.

Как следовало поступить, чтоб учесть все нюансы, я не знаю, но уж точно не таким вот кардинальным образом.

Отвлёкся.

Гусеву герб старинного Гумбиннена вернули всего лишь наполовину, сейчас в верхней части герба — не орёл, а лось.

Стоял когда-то бронзовый лось на набережной реки Писсы, рядом с Королевским мостом. Изготовлена статуя была в Берлине в 1910 году Людвигом Фордемайером, учеником Эдуарда Мане.

В сети везде пишут, что отлита она была в 1911-м, но на постаменте я лично прочитал, что в 1910-м! Да и на табличке, стоящей рядом, тоже указан 1910-й, на основании чего я смею предположить, что составители большинства отзывов об этом месте просто тупо перепечатывают дату друг у друга, не затрудняясь поиском правильной информации.

Правда, чтоб прочесть это, мне пришлось ещё немного прогуляться, но прежде всё-таки сменим уже городу имя.

Гусев

На том месте, где когда-то стоял Гумбинненский лось, сейчас находится памятник Герою Советского союза Сергею Гусеву.

18 января 1945 года при отражении контратаки гитлеровцев в бою за деревню Гросс-Байтчен был тяжело ранен командир одной из рот 2-го стрелкового батальона 664-го стрелкового полка 130-й стрелковой дивизии 28-й армии 3-го Белорусского фронта. Заместитель командира батальона, капитан Гусев, принял на себя командование и поднял роту в атаку. Благодаря его действиям противник был вынужден отступить, не сумев взять стратегически важный населённый пункт.

В том бою Гусев был смертельно ранен в грудь и через трое суток скончался в госпитале, не приходя в сознание.

С сентября 1946 года Гумбиннен носит его имя.

А лось, пострадавший от пуль и осколков, был демонтирован, отреставрирован и в 1956 году отправлен в Калининград, где долгое время служил украшением городского зоопарка.

В 1991 году скульптуру вернули в Гусев, но установили уже не на историческом месте, а неподалёку, метрах в двухстах, в небольшом сквере.

Лося я уже рассматривал сам, дамы мои к нему не пошли, остались меня ждать в кафе.

Я же не поленился ещё дойти до одного из близлежащих домов, чтоб сфотографировать на его стене гербы городов-побратимов Гусева.

На том мы в Гусеве и закончили.

Потом был ещё мемориал «Памяти забытой войны, изменившей ход истории».

И дорога до Черняховска. Под Черняховском, в Тимофеевке, остановились на ночлег у моей троюродной сестры.

Итого за первый день автомобильного путешествия: проехали на машине около 225 километров, сколько прошли пешком — сказать затрудняюсь, осмотрели пять городов, плюс один мемориал, стоящий отдельно.

Устали, как черти!

А что делать? Получится ли ещё когда-нибудь здесь побывать — непонятно, а посмотреть есть на что, вот и хотелось увидеть как можно больше.