У американского писателя-фантаста Роджера Желязны есть цикл «Хроники Амбера», или в другом переводе — «Хроники Янтарного королевства» (в языках романской группы янтарь называется amber).
Первая книга цикла называется «Девять принцев Амбера», по количеству претендентов на престол Янтарного королевства.

В моих хрониках принцев будет тринадцать, по количеству городов, посещённых на Калининградской земле.

Тапиау

Первым городом, куда мы приехали, был Гвардейск, до сентября 1946 года — Тапиау.

Рассказать вам о нём решил не в той последовательности, в которой мы переходили от здания к зданию, а привязываясь к каким-то временным рамкам, поэтому первой в этой истории будет фотография, которую я на самом деле сделал последней, уже уезжая из Гвардейска.

Замок Тапиау.

Первое защитное укрепление, ещё деревянно-земляное, было построено в месте слияния рек Прегель и Дейме рыцарями Тевтонского ордена в 1265 году, после того, как они сожгли существовавшее там до этого прусское поселение Тапиом (или Тапиов). Тевтонцы мудрствовать не стали, оставили старое название, которое со временем трансформировалось в Тапиау.

Каменная крепость была построена где-то в в середине XIV и имела важное стратегическое значение, регулярно подвергаясь набегам со стороны литовцев и прусских племён, но со временем Орден расширил свои земли на восток и на север, вследствие чего оказавшийся в глубине территории замок Тапиау утратил функцию оборонного сооружения.

Основатель Пруссии, Альбрехт Гогенцоллерн (я о нём рассказывал во второй части повествования про Калининград), став первым правителем созданного государства, сделал в Тапиау свою резиденцию, используя замок как дворец, а после смерти герцога Альбрехта там располагались различные органы местной власти.

К концу XVIII века замок обветшал, требовалась его реконструкция, при проведении которой были разрушены три из четырёх флигелей, взамен которых строится одно большое здание — для приюта. В 1793 году замок Тапиау стал прибежищем для нищих, попрошаек, бедных больных.

В 1879 году территорию замка со всеми строениями отдают под тюрьму, попутно ещё что-то достраивая. Последним, в 1902 году появилось здание из красного кирпича в готическом стиле с фронтонами и башенкой. Именно его сейчас некоторые недобросовестные гиды выдают за исторический орденский замок.

В 1945 году советская власть решила ничего не менять, и тюрьма здесь просуществовала аж до 2021 года. (Фото ниже — не моё, я его честно стащил из интернета)

После того, как исправительно-трудовое учреждение отсюда перенесли, весь комплекс зданий передан Калининградскому историко-художественному музею, сейчас там идут реставрационные работы, но уже работает выставка, куда можно сходить на экскурсию. Мы из Гвардейска выезжали раньше, чем музей открылся, поэтому в музее не были.

Сегодня из исторических зданий самого замка на территории замка можно увидеть только перестроенный северо-западный флигель, его я сфотографировал с противоположного берега реки Преголя. Это четырёхэтажное здание под высокой вальмовой крышей на заднем плане в правой части кадра.

Во время Восточно-прусской операции 1914 года, части 1-й русской армии под командованием генерала Ренненкампфа вышли на окраину Тапиау, правда, взятие города русской армией не состоялось, но был подвергнут артобстрелу в ходе контрбатарейной борьбы, вследствие чего частично разрушен.

Значительный же ущерб городской застройке был нанесён уже в 1945 году, в ходе Инстербургско-Кёнигсбергской наступательной операции. 39-я армия 3-го Белорусского фронта под командованием генерал-лейтенанта Людникова взяла город Тапиау 25 января 1945 года. Что характерно — замок в этой баталии практически не пострадал.

7 сентября 1946 года Тапиау переименован в Гвардейск.

Гвардейск

В 2015 году на площади Победы в Гвардейске была установлена стелла в память о солдатах Семилетней, Русско-прусско-французской, Первой мировой и Великой Отечественной войн.
Стелла четырёхгранная, и у основания каждой грани расположены ордена, траурные ленты и планки с названиями войн.

Фотографий прикладывать не стану, просто напишу сюда тексты с табличек.

1756-1763 Семилетняя война.
17 января 1758 года город Тапиау был занят русским отрядом генерал-квартирмейстера Х. Ф. фон Штофельна.
1806-1807 1813-1814 Русско-прусско-французские войны.
3 января 1813 года город Тапиау был занят русским кавалерийским отрядом генерал-майора К. К. Сиверса с участием казаков майора И. А. Селиванова 2-го
1914-1918 Первая мировая война.
В августе-сентябре 1914 года город Тапиау был осаждён войсками русской 1-ой армии генерала П. К. Ренненкампфа.
1941-1945 Великая Отечественная война.
23-25 января 1945 года город Тапиау был взят войсками 3-го Белорусского фронта Красной армии.

Я даже понял, почему в Первую мировую Ренненкампф не смог взять город. Потому что осадил его летом, а надо было как во всех остальных случаях — в январе. :)

Давайте посмотрим, как сейчас выглядит город Гвардейск, и что в нём ещё осталось из знаковых исторических зданий.

Жилые дома в основном подремонтированы, в плане фасадов я имею в виду, ибо внутрь мы не заходили, и выглядят вполне достойно.

Особенно красиво смотрятся небольшие, одноподъездные домики. Ощущение какой-то уединённости, некоей камерности даже, я бы сказал.

В противовес им — заброшенное здание бывшей психиатрической лечебницы. Эдакий особняк в готическом стиле, хоть бери да снимай в нём какой-нибудь фильм про вампиров.
Построено здание было в том же 1902 году, что и тюремный корпус, о котором я рассказывал выше. Согласитесь, есть некоторое сходство в архитектуре обоих строений.

Пациентов эта лечебница могла вместить около полутора тысяч человек, на фото виден только торец здания, а на самом деле оно довольно большое. Причем не обязательно надо было быть шизофреником или параноиком, тут лечили также больных лунатизмом и даже просто впавших в депрессию.

Во время Второй мировой на территории учреждения разместился гарнизон СС. Пациентов распределили по другим больницам, но слухи о том, что бесполезных, с точки зрения нацистов, больных просто ликвидировали, добавили зданию ещё больше зловещности. Документальных подтверждений этому не было найдено, но как там было на самом деле мы, скорее всего, не узнаем.

После войны и до 2013 года комплекс строений с прилегающей территорией занимала воинская часть часть, но сейчас лечебница пустует, и жаль будет, если не найдутся энтузиасты, которые дадут зданию новую жизнь.

В городах Калининградской области, хочешь не хочешь, но постоянно сталкиваешься с напоминаниями о войне, и в этом нет ничего необычного, если принять во внимание тот факт, что регион возник на месте бывшего государства как раз из-за событий Второй мировой, ну или для нас — Великой Отечественной.

Так, например, совсем рядом от стеллы, памятника русским воинам четырех войн, на площади Победы, на торце одного из домов можно увидеть большой мурал во всю стену — портрет Розы Шаниной, снайпера отдельного взвода снайперов-девушек 3-го Белорусского фронта, кавалера ордена Славы, одной из первых женщин-снайперов, удостоенных этой награды.

Вдумайтесь только — двадцатилетняя девчонка, прибывшая на фронт в апреле 44-го года, и участвовавшая в боевых действиях меньше года (она скончалась от полученных ран 28 января 45-го), записала на свой счёт 59 подтверждённых уничтоженных солдат и офицеров противника.

И раз опять коснулся темы войны, то вспомним ещё одного знаменитого человека. Нынешняя молодёжь его вряд ли знает, им сейчас ближе другая поэзия, но те, кто постарше, я думаю сразу назовут имя и фамилию автора поэмы «Василий Тёркин»

Есть в Гвардейске жилой дом, ничем особо не выделяющийся, кроме, разве что, мемориальной доски на стене.

А надпись на той доске следущая:

В этом доме 9 мая 1945 г. встретил День Победы и дописал последнюю главу поэмы «Василий Тёркин» поэт-фронтовик Александр Трифонович Твардовский. В послевоенное время главный редактор журнала «Новый мир», лауреат Ленинской премии, общественный деятель

Ирония судьбы. Твардовский, будучи на тот момент действующим корреспондентом «Красноармейской правды», спешил в Берлин, понимая что война вот-вот закончится, и он просто обязан быть в гуще событий, но не всё в жизни зависит от наших желаний, техника решила иначе. Машина Твардовского сломалась в Тапиау, и он был вынужден встречать День Победы в этом маленьком городке.

Скучный климат заграничный,
Чуждый край краснокирпичный,
Но война сама собой,
И земля дрожит привычно,
Хрусткий щебень черепичный
Отряхая с крыш долой…

И Василий Тёркин тоже здесь, в Гвардейске, сидит с гармошкой на лавочке, рядом с библиотекой, носящей имя человека, его придумавшего.

Ну и пробежимся ещё немного по городу, по самому его центру.

Почти напротив библиотеки имени Твардовского находится ратуша Тапиау, здание, построенное в 1922 году и выполнявшее свои функции вплоть до 1945 года. В послевоенное время здесь размещался штаб Военно-Воздушных Сил СССР, а в 80-е годы здание переоборудовали в Дом пионеров.

Под слоем штукатурки не видно, но и ратуша тоже построена, как и большинство строений того времени, из красного кирпича, причём оштукатурена она была видимо сразу же, поскольку на старой фотографии, находящейся рядом на уличном стенде, здание выглядит почти так же, как и сегодня. Во время боев в 1945 году ратуша практически не пострадала и по большей части сохранила свой первоначальный вид, крыша на доме покрыта черепицей, а фронтон украшают старинные часы. Сейчас на первом этаже здания работает музей

Такие стенды со старыми фотографиями мы встречали потом и в других городах, но кажется только в Гвардейске они попали мне в кадр дважды.

Расположены стенды на улицах так, что на здание, запечатлённое на фотографии, вы смотрите практически с того же ракурса, с которого на него смотрел фотограф.

«Чёрный Орёл» — гостиница, типичная для немецкого провинциального городка. Построенная в конце XIX столетия, во время артобстрелов в ходе Первой мировой она получила настолько сильные повреждения, что её пришлось реконструировать. А вот в Великую Отечественную войну «Орлу» повезло больше, поэтому довольно быстро, после небольшого ремонта он открылся вновь, но уже как гарнизонный Дом офицеров. Если присмотреться к фотографии на стенде, то над главным входом можно увидеть фигуру того самого чёрного орла, именем которого гостиница была названа. Наверное во время послевоенного ремонта его оттуда убрали, ибо слишком уж символика неподходящая была для того времени.

Сейчас на верхних этажах вроде бы снова гостиница, а на первом — какие-то магазины, и учреждения.

Я так вразнобой рассказываю о городе, хотя на самом деле шли мы по Гвардейску по заранее мной разработанному маршруту, поэтому всё-таки обернёмся назад, в сторону Тёркина и ратуши, чтоб поглядеть на ещё одно здание из красного кирпича.

Оно ничем особо не примечательно, но для меня, как строителя, и не просто строителя, а каменщика, кирпич всегда притягателен, особенно старинный, со штампами производителя.

Клеймо «MIGGUSZEN» подсказывает нам, что кирпич был изготовлен в одноименном поселении Myguszen в округе Wehlau (ныне — посёлок Дунаевка). Завод закрылся в 1910-х, так что возраст у кирпичей весьма почтенный.

А смотрели мы на этот краснокирпичный дом, стоя рядом с храмом Иоанна Предтечи.

Это сейчас там православная церковь, а строилось здание, естественно, как лютеранская кирха. Первая, ещё деревянная, простояв 150 лет сгорела в 1661 году, следующий пожар случился через 30 лет, и тогда кирху решено было перестроить в камне.

К началу двадцатого века в храме был орган и триптих «Голгофа» но триптих бесследно пропал в годы войны, а орган демонтировали уже при советской власти, после чего здание использовали как склад и магазин. В конце 80-х кирху передали Русской православной церкви, и только в 2013 наконец отреставрировали.

На тротуаре, рядом с церковью, стоит интересный столб-указатель, я в своём путеводителе прямо пометку сделал, что нужно его обязательно найти.

Искать не пришлось, очень уж хорошо виден этот столб со всех сторон.

Одно из направлений, куда он предлагает нам пойти — улица Горная и «Кошкин двор».

Горная — это улица, на углу которой стоит тот самый «Чёрный Орёл».

А чтоб попасть в «Кошкин двор», надо пройти через арку.

Жители дома (а может и не только они), решили добавить некую изюминку в общий фон старинного города, создав у себя во дворе некий кошатник.

Сам я кошек не люблю (знаю что таких людей в мире очень мало, но они есть, и я из их числа), но раз есть такое место, то почему бы и не зайти?.

Живых кошек во дворе видели штуки три или четыре, нарисованных — немногим больше.

А первого кота, но не живого и не рисованного, увидели прямо над аркой, ещё на улице Горной.

Висит там вот такой котяра из металла, того и гляди соскользнёт вниз, и когти удержаться не помогут.

Какой-то энтузиаст, любитель металлических арт-объектов живёт, видимо, в Гвардейске. Кроме кота попался нам на глаза такой вот гитарист, стоящий на полочке на стене здания музыкальной школы имени Таривердиева.

И ещё один (или одна?). Этот сидит на перилах ограждения на входе в парикмахерскую.

Что ещё есть интересного в небольшом городке с населением в 14 тысяч гвардейцев?

Есть дом-музей выдающегося прусского художника-импрессиониста Ловиса Коринта, но надо сказать честно, что никогда раньше я этого имени не слышал. Посмотрел в интернете его работы... Ну да, своеобразный был человек...

Дом, кстати, выглядит не как отреставрированный, а больше похож на новострой. Предполагаю, что так оно и есть.

Ибо до реконструкции здание выглядело совсем-совсем иначе.

Ну и как же, будучи рядом с рекой, не выйти на набережную?

Рек в Гвардейске две — Преголя, та, что была немецким Прегелем, и Дейма, немецкий Дейме. Обе судоходные, кстати.

И рыбы в них, как мне кажется, должно быть много, по крайней мере мелочи под берегом просто немыслимые стаи ходили, ну и некрупного голавлика тоже в количестве довелось увидеть.

Правда поимок у рыбака, стоящего не берегу, мы не видели, но зато я глянул на какой глубине он рыбачит. Практически в двух метрах от уреза воды — метра три, три с половиной.

Ну и аист не зря, наверное, стоял рядом, скорее всего ждал подачки. Мы когда мимо проходили, так он не особо-то и боялся, просто медленно отходил в сторону, когда я приближался, но улетать даже и не думал.

Ну что, а последний взгляд в Гвардейске, как я уже говорил, у нас был на замок Тапиау, и более задерживаться мы тут не могли, нас в этот день ждали и другие города.

Так что продолжение следует!