Следующий пункт в нашем турне по Калининградской области — город Пионерский, до 1946 года — Нойкурен.

Нойкурен

Поселение с таким названием впервые упоминается в документах Тевтонского ордена в 1254 году, в это время крестоносцы пытаются возвести в данной местности замок, но никаких сведений о том, получилась ли у них эта затея, я в интернете не нашёл.

Ну и, как бы, всё… До начала XIX века, как и соседний “курен”, тот, который Кранц, Нойкурен остаётся обычной рыбацкой деревней, единственным достоинством которой являлась защищённая небольшим мысом от волн и ветра бухта Вангер, единственная на всём побережье от Пиллау (современный Балтийск) до Мемеля (Клайпеда). Не удивительно, что именно в этой бухте в 1902 году началось строительство порта.

Старое фото, сделанное примерно в промежутке между 1910 и 1916 годом, я попытался воссоздать этим летом.

В первом приближении можно считать что получилось. И там и там немножко виден мыс, и порт.

А почти за столетие до этого, в 1837 году, некий Карл Дуглас, ранее занимавшийся промышленной добычей янтаря, основал в этих местах курортный комплекс, после чего Нойкурен официально был объявлен курортом.

Искать здесь средневековье нет смысла, его тут попросту нет, и это понятно, зато есть дома постройки конца XIX века — начала XX веков, бывшие виллы и пансионаты для отдыхающих.

Читал, что ни одно из этих зданий не дожило до наших времён в первоначальном виде, и всё же их внешний вид, по моему мнению, даёт возможность довольно точно представить каким видели этот курорт отдыхающие около ста лет назад.

Вилла «Маргарита» была построена на рубеже XIX-XX веков, но практически сразу же здание поменяло владельца, и в нём был открыт семейный пансионат «Шарлотт». Сейчас это жилой дом.

Зелёная лоджия на втором этаже как будто нарочно выделяется своим цветом. Изначально она была открытой, а застеклили её, видимо, уже в советское время. Ну и пластиковые окна тоже бросаются в глаза.

Практически напротив, через дорогу — бывшее здание совета «Баумгарт» (что бы это ни означало), в настоящее время тоже жилой дом.

Тут вроде, кроме пресловутых пластиковых окон, ничего особо не смущает, но читал, что одноэтажной пристройки сбоку изначально не было. Хотя на общем фоне она не очень-то и выделяется, если не знать, то и не обратишь внимания.

Следом — жилой дом, потерявший когда-то свою керамическую черепицу, простоявший долгое время под банальным шифером, но лет пять назад, после реставрации, заполучивший черепицу современную металлическую.

Крыша виллы «Шолль» тоже когда-то была покрыта красной керамической черепицей, которую в советское время сменил серый шифер, и, к сожалению, там он пока и остаётся.

Вилла «Вайс» так же, как и большинство домов на этой улице, долгое время стояла под шиферной крышей, и тоже всего несколько лет, как покрыта металлочерепицей.

Большинство домов на улице вписываются в единую картину немецкого фахверкового зодчества, и только здание совета «Баумгарт» своим внешним видом несколько выбивается из общего ряда, что сразу даёт понять, что было оно общественным, принадлежащим муниципалитету, а не какому-нибудь частному лицу.

Точно так же отличается от них и здание бывшего почтамта Нойкурена. Правда тогда, как вы понимаете, неказистой пристройки к торцу здания не было, появилась она уже где-то в 70-х годах двадцатого столетия.

И в советское время, и сейчас первый этаж здания используется по прямому назначению, а на втором и третьем этажах расположены жилые квартиры.

Вообще-то, если походить по городу, то можно ещё нафотографировать домов старого Нойкурена, просто те, о которых я рассказал выше, находятся практически подряд друг за другом на улице Комсомольской, бывшая Дорфштрассе.

По этой улице мы и дошли к «Офицерскому кварталу».

В 1935 году в Нойкурене открыли военный аэродром, в 1936-м — центр подготовки лётчиков «Нойкурен», позднее — школа лётчиков, с 1939 года вошедшая в состав 10-го авиационного учебного полка.

Для расквартирования офицеров авиабазы было построено семь однотипных двухэтажных домов.

Последние несколько лет идёт реставрация зданий, фасады некоторых уже отремонтированы, другие пока ждут своей очереди.

Пока я фотографировал, девчонки подслушали разговор двух местных жительниц:

- Что это они там фотографируют? Что у него за бумаги в руках?
- Квартиру, наверное хотят купить, смотрят объявления.

Ничего покупать мы, конечно же не хотели, а в руках у меня был распечатанный на нескольких листах маршрут по городу, который я заблаговременно проработал.

А начался наш путь по этому маршруту немного не так, как идёт повествование в моём рассказе, хронологию я нарушил преднамеренно, и сейчас объясню почему.

С утра мы сначала заехали в “Поселение авиационной базы «Нойкурен». Это тоже небольшой исторический квартал, и связан он также с открытым в 1935 году аэродромом.

Для расквартирования постоянного состава авиабазы было возведено поселение из пяти параллельных улиц, застроенных однотипными жилыми одноэтажными домами с мансардой. У каждого дома имелся приусадебный участок.

Дома эти и сейчас используются по прямому назначению, в качестве жилых.

У каких-то состояние получше, у каких-то похуже, но откровенных развалюх мы там не увидели.

Был в Нойкурене ещё один обособленный квартал — рыбацкое поселение «Ной Вангенкруг», построенное для семей рыбаков в непосредственной близости от порта. Шестнадцать двухквартирных домов, тоже одноэтажные, с мансардами.

И они продолжают быть жилыми, вот только вид у них более обшарпанный, чем у домов в посёлке авиабазы.

Через «Рыбацкое поселение» мы проезжали уже на пути в Светлогорск, когда покидали Пионерский, так что и тут я всё немножечко собрал в кучу, просто чтоб показать довоенную архитектуру Нойкурена.

Сейчас, кстати, этот бывший рыбацкий квартал уже не стоит особняком. Вокруг понастроили новых кварталов, некоторые дома даже закрывают «Ной Вангенкруг» так, что с дороги его не видно.

Во время Второй мировой войны Нойкурен, в отличие от Кранца, советским войскам пришлось брать штурмом, было это меньше чем за месяц до Победы, в середине апреля 1945 года.

Противник оказал упорное сопротивление наступающим частям Красной Армии, поэтому с ходу в лоб город взять не удалось. Однако обходной манёвр и удар с тыла привели к тому, что городская застройка практически не пострадала, населённому пункту был нанесён незначительный ущерб.

В июле 1947 года Нойкурен был переименован в Пионерский.

Пионерский

Из новых достопримечательностей в Пионерском можно отметить Государственную резиденцию «Янтарь», основное здание которой снаружи является, вроде бы, точной копией особняка первого рейхсканцлера Германии Отто фон Бисмарка, который находился на этом же месте.

Ничего сказать ни за ни против этой версии не могу, ибо не видел ни особняк Бисмарка, ни резиденцию президента России. Не пошли мы в ту сторону, чего мы там не видели такого, ради чего стоило бы ноги бить?

Вон там она, эта резиденция, где вышка какая-то среди деревьев торчит. Если по променаду дойти, то можно через забор посмотреть, но оно нам надо?

А сам променад в Пионерском выглядит как бетонная дорожка, стоящая на сваях на краю пляжа. Я по ней прошёлся туда-сюда метров пятьдесят, и вернулся к своим спутницам.

Берег моря в этой стороне Калининградской области довольно высокий, и обрывистый, спусков к пляжу не так уж и много. Но Пионерский в этом плане ещё куда ни шло, а вот в Светлогорске…

Но о Светлогорске — в следующей серии, а тут напоследок пройдёмся по парку.

Обратили внимание, как сильно наклонены сосны? Такие вот сильные ветры дуют с Балтийского моря в сторону суши.

Ну и всё, и держим путь в Светлогорск!