Мало-помалу подходим к финалу моего повествования. На очереди — Светлогорск, до 1946 года — Раушен.

Раушен

В документах Тевтонского ордена деревушка Руссе Мотер (или Рузе-Мотер) впервые упоминается в 1258 году. Так и тянет, подключив свои скудные знания немецкого, предположить, что имеется в виду Русская Мать, или что-то в этом духе, но надо не забывать, что деревня-то была прусская, а переводе со старо-прусского Руссе Мотер означает дословно «край погребов». Главным занятием жителей была рыбная ловля и мельничное дело.

В 1458 году Орден передал мельницу у пруда Мюлентайх с с прилегающими к ней землями рыцарю Альбрехту фон Равшену, скорее всего название деревни трансформировалось со временем в Раушен как раз по фамилии хозяина.

А дальше, как и в случае с Кранцем и Нойкуреном — тихая деревенская жизнь и рыбный промысел аж до начала XIX века.

Первые отдыхающие, снимающие угол у местных жителей, появились в 1813 году, а в июне 1820 года был официально открыт курорт Раушен.

В Кранц король Фридрих Вильгельм IV приезжал в июле 1843 года, а вот Раушен посетил немного раньше, в 1840 году. Всё ему тут понравилось, он распорядился обустроить спуски к морю и укрепить набережную, и кроме того, поскольку местность показалась монарху несколько пустынной, повелел провести озеленение дюн. Также им был издан указ, согласно которому каждый приезжающий на курорт, обязан был привезти с собой саженец какого-нибудь растения.

Возможно как раз благодаря Фридриху город сейчас настолько утопает в зелени, что среди местных даже есть шуточная присказка, что, при переименовании в советское время, Светлогорском надо было назвать Кранц, а вот Раушен как раз имел полное право именоваться Зеленоградском.

С началом Первой мировой войны в Раушене открыли военный санаторий, а во времена Третьего Рейха курорт стал излюбленным местом отдыха высших офицерских чинов.

Во время Второй мировой советские войска заняли Раушен без боя 14 апреля 1945 года, а в 1947 году город был переименован в Светлогорск.

Светлогорск

Машину мы поставили так, чтобы начать свой пешеходный маршрут от комплекса из четырех двухэтажных домов с мансардами, построенных в 1913 году.

В 2018 году здания были перестроены, после чего в них разместились бутик-отель и ресторан.

Немного проходим дальше по улице, и через небольшую калиточку попадаем на небольшую огороженную территорию.

Католическая капелла «Мария — Звезда моря» была построена в Раушене в 1930-1931 годах из древесины, балок и досок, полученных при демонтаже пригородного железнодорожного вокзала «Кранц» в Кёнигсберге.

В послевоенные годы здание использовалось в качестве кинотеатра, складского помещения, позднее — пустовало и разрушалось, а после реставрации 1994-95 годов в нём разместился органный зал.

Реконструкцию осуществил на собственные средства, совместно с литовской фирмой, заслуженный деятель искусств России композитор Андрей Марков. В здании был установлен орган, изготовленный немецкой фирмой «Хуго Майер», имеющий 24 регистра и 1500 труб.

Послушать орган не удалось, зал был ещё закрыт, да мы, собственно говоря, этого и не планировали.

Идём в Лиственничный парк к «Несущей воду».

Скульптура из мрамора, работы Германа Брахтера, известная также под названием «Девушка с кувшином», была установлена в парке Раушена в 1944 году.

По легенде, брата некоей девушки несправедливо посадили в тюрьму, а она каждый день носила ему воду. Тюремщики захотели её унизить и поставили условие: они разрешат ей и дальше приносить воду, при условии что она будет проходить через их строй с обнажённой грудью. И девушка, подходя к тюрьме, не теряя достоинства, обнажала верхнюю часть тела, гордо шла с кувшином через строй и поила брата водой.

В октябре 2002 года, из-за угрозы разрушения, «Несущая воду» была перевезена для в дом-музей Брахерта в Отрадном, недалеко от Светлогорска, где и находится по настоящее время, а в Лиственничном парке в 2005 году установили её копию.

Искусственный камень из которого был сделан дубликат, оказался недолговечным, из-за перепада температур и повышенной влажности на изваянии стали появляться трещины и в апреле 2020 года его демонтировали и подарили Калининградскому областному музею изобразительных искусств.

В августе 2021 года в парке появилась новая «Несущая воду», вот только реплика, изготовленная московской компанией «Левша» не была похожа ни на оригинал, ни на предыдущую копию ни лицом, ни пропорциями тела. Талия, можно сказать, отсутствовала, а на животе вообще просматривались кубики пресса, как у мужчины.

К счастью, выездное совещание региональной Службы охраны объектов культурного наследия, состоявшееся той же осенью в Светлогорске, с целью приёмки скульптуры, решило эту подделку не принимать.

Третью копию, которую довелось увидеть нам, делали в Италии, используя современную технологию 3D-моделирования. До оригинала ей тоже ой как далеко, но в сравнении с предшественницей эта «Несущая воду» — просто шедевр!

Потом пошли выпить по чашечке кофе. Фото внутри не получилось, но если кому-нибудь придётся быть в Светлогорске, то смело могу рекомендовать кафе «Флёр», расположенное в недрах цветочного магазина. Кофе и выпечка просто великолепны!

Передохнули — можно гулять дальше.

Прямо рядом с кофейней — здание пансионата «Пройссен хофф», постройки конца XIX — начала XX века. Изначально — отель, после Первой мировой — пансионат, а сейчас это один из корпусов военного санатория Министерства обороны Российской Федерации.

На перекрёстке — водонапорная башня и здание водолечебницы. Построены они были в Раушене в 1907-1908 годах архитектором Отто Вальтером Кукуком.

Высота башни составляет 25 метров, в 1978 году на ней были смонтированы солнечные часы работы скульптора Николая Павловича Фролова.

В настоящее время водонапорная башня с действующей водолечебницей также принадлежат санаторию Министерства обороны Российской Федерации.

А чуть дальше по улице расположены бар «У Лукоморья» и кафе «Блинная». Говорят, что Владимир Ворошилов, бывая на отдыхе в Светлогорске, любил захаживать на чашечку кофе в “Лукоморье”, и якобы именно в этом заведении он придумал игру «Что? Где? Когда?», в баре даже висит памятная табличка на этот счёт.

Стены обоих заведений расписаны. Бар, понятное дело — по мотивам знаменитого стихотворения Пушкина, а вот «Блинная» немного удивила.

Персонажи с казацкими чубами-оселедцами и дамы, одетые в стиле гоголевской Солохи, гармоничнее бы смотрелись, как мне кажется, на мурале в кафе «Диканька».

Не совсем понятен такой выбор сюжета, но собственнику заведений виднее.

Ну, такого добра мы за свою жизнь видели достаточно, а в Пруссии, всё-таки, хочется посмотреть на что-то прусское, и значит идём к бывшему охотничьему домику, построенному в 1926 году, принадлежавшему до Второй мировой войны бургомистру Раушена.

Сейчас в этом здании размещается отель «Дом сказочника».

Буквы E, T, A, H над входом означают инициалы знаменитого немецкого сказочника, звали которого Ernst Theodor Amadeus Hoffmann, или Эрнст Теодор Амадей Гофман, если по-русски.

Собственно говоря, в Раушене Гофман никогда не жил, и может даже не бывал, но отель под названием «Дом сказочника» находится в переулке его имени, а домов в этом переулке всего два.

Вокруг отеля — Поляна сказок, на которой установлены скульптуры с героями произведений Гофмана.

Самый известный, я думаю — Щелкунчик. Сказка «Щелкунчик и Мышиный король» была напечатана в 1816 году, но мне кажется что мировую известность ей, всё-таки, принёс балет Петра Ильича Чайковского.

Чтоб не утомлять вас большим количеством картинок, я решил портреты персонажей, по возможности, объединить парами. В пару к Щелкунчику попал Золотых дел мастер из новеллы «Выбор невесты»

Не сомневаюсь, что и о Крошке Цахесе многие слышали, да вот только многие ли читали повесть-сказку «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»? Я только слышал, но не читал.

С блохой на плече — Перегринус Тис, герой иронического сказочного романа «Повелитель блох. Сказка в семи приключениях двух друзей», последнего крупного произведения писателя.

Медараус или Медард-монах, герой романа «Эликсиры сатаны».

Зигфрид — герой романа «Серапионовы братья». Столетие спустя возникшее в Петрограде 1 февраля 1921 года объединение молодых писателей позаимствовало это название для своего кружка.

Старая Лиза, персонаж новеллы «Золотой горшок».

Мадлон — героиня остросюжетной исторической повести «Мадемуазель де Скюдери. Хроника времён Людовика XIV»

Художник по имени Бертольд из новеллы «Церковь иезуитов в Г».

Уродливый Коппелиус, персонаж новеллы «Песочный человек». Мотивы произведения были положены в основу комического балета французского композитора Лео Делиба «Коппелия» и первой части оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана».

У входа в отель стоят скульптуры двух животных. Кот Мурр из незаконченного сатирического романа «Житейские воззрения кота Мурра».

И Пёс Берганца из новеллы «Известие о дальнейших судьбах собаки Берганца».

Отдельного фото удостоился герой цикла очерков и эссе «Крейслериана I» и «Крейслериана II» из «Фантазий в манере Калло» и романа «Житейские воззрения кота Мурра, с присовокуплением макулатурных листов из биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера».

Иоганнес Крейслер — не только персонаж книг, но и alter ego писателя, творческий псевдоним, которым сказочник подписывал свои музыкальные произведения. По правую и левую руку от Крейслера — стопки книг, на корешках которых можно прочесть названия произведений самого Гофмана.

Эрнст Теодор Амадей Гофман был не только писателем-романтиком, но и композитором, и художником, а основным гражданским занятием для него была юриспруденция, он с отличием закончил курс юридических наук в Кёнигсберсгском университете.

Днём Гофман усердно работал на государственной службе, по вечерам предпочитал сидеть где-нибудь в винном погребке, а потом, по ночам, изливал на бумаге всё, что рисовало его воображение.

Двойственность натуры прусского юриста, с одной стороны — скучного чиновника, с другой — безумного сказочника, воплотил в своей работе калининградский скульптор Сергей Усачёв.

Стоит эта скульптура также в переулке Сказочника Гофмана, у дома № 1.

Есть ещё и горки-рокарии, на которых тоже можно увидеть героев книг Гофмана, но они, как по мне, выглядят совсем уж неказисто.

А местами даже и странно, как, например, вот эти девочка Мари, Щелкунчик и Мышиный король.

Кстати, «Щелкунчик» — единственная на данный момент сказка Гофмана, которую я когда-то читал, но положение намерен исправить, книга уже куплена, но пока стоит на полке. Вот допишу цикл очерков о путешествии по Калининградской области, и возьмусь за чтение.

Ещё одно интересное место у «Дома сказочника» — Кёнигсберг в миниатюре, архитектурная композиция размером 9 на 12 метров.

Макет выполнен из глины, предстаёт перед нашим взором в виде трёх исторических городов Альтштадта, Кнайпхофа, Лёбенихта, слившихся впоследствии в Кёнигсберг.

Небольшая прогулка по тихой зелёной улочке Светлогорска.

Красиво, аккуратно, чисто.

Чтобы не возвращаться тем же путём, которым пришли, ищем мозаичную лестницу, подъём по которой я включил в маршрут при его разработке.

Лестница обычная, ничем внешне не выделяющаяся с первого взгляда, и как я уже говорил в рассказе о кошачьих домиках в Зеленоградске, если не знаешь где искать — пройдёшь мимо, не обратив внимания.

А изюминка её в том, что на площадках между лестничными пролётами выложены из мозаики сюжеты, в которых главными героями выступают зайцы.

Всего таких мозаичных панно четыре, кажется, но сфотографировал я только два. Вот этот, к примеру, называется «Лунные зайчики».

Поднявшись наверх, увидели ещё один интересный объект — аккуратно срезанные бетонные колодцы с рисунками из чешского мультика про крота.

При благоустройстве, я так понимаю, надо было сделать склон там, где уровень грунта был выше, и чтоб бетонные цилиндры не торчали из земли, так вот скреативили.

А спутницы-то мои — чешки, так что Krtek тут вообще не показался лишним.

По мозаичной лестнице мы должны были выйти к железнодорожному вокзалу, так и получилось. Цель — скульптура «Царевна-лягушка», стоящая в сквере напротив вокзала.

По замыслу автора, Олега Мелехова, его творение олицетворяет перемены в человеке под влиянием любви. Памятник представляет собой уже не лягушку, но ещё не женщину, сидящую на валуне в характерной лягушачьей позе, с губами, сложенными для поцелуя. На голове — маленькая корона.

На обратной стороне валуна закреплена табличка с четверостишием:

Одной любви Всевышний силу дал:
В уродливом увидеть идеал.
Одолевая колдовства черту,
Любовь на трон возводит красоту!

Для каждой скульптуры сочинили какой-то ритуал, что-то надо потереть, куда-то надо присесть, «Царевна-лягушка» — не исключение, её следует поцеловать. Не в прямом смысле, конечно, народ придумал сложное действие: целует свой палец, а потом прикладывает его к губам статуи, якобы это способствует любовной удаче. Хотя при мне один не совсем трезвый мужик приложился взасос, совершенно не смущаясь.

Естественно, каждому своё, но на мой взгляд современные большинство скульптур приморских городов Калининградской области создаются мастерами, руководствующимися принципом: я художник, я так вижу. Не ради искусства, а для привлечения туристов, инстаграмные сюжеты для селфи.

Мне больше по душе реалистичность, но понятно, что такая вот лягушка, которую мы встретили в скверике по пути к «Дому сказочника», ажиотажа в толпе отдыхающих не вызовет.

От «Царевны-лягушки» направляемся к «Охотничьему домику».

На самом деле здание это никогда не было охотничьим домиком, его построили в 1926 году для Карла фон Штренга, бургомистра Раушена в 1925-1933 годах. В одной части проживала семья бургомистра, в другой размещался пансионат «Вид на море», рассчитанный на отдых двадцати четырех гостей.

В советское время в здании размещался корпус Центрального военного санатория, с начала двухтысячных оно принадлежит частному лицу.

В 1977 году оно несколько раз попало в кадр в детском двухсерийном музыкальном фильме.

Угадаете, чья это корзиночка стоит на перилах крыльца? Подсказка: в корзинке — пирожки для бабушки.

В фильме «Про Красную Шапочку» «Охотничий домик» выступил в качестве дома звездочета, которого играл Евгений Евстигнеев.

А чтоб перейти к следующему номеру нашей программы, пришлось отстоять небольшую, минут на десять или пятнадцать, очередь.

Ещё в Москве мною было решено, что к морю мы спустимся на канатной дороге!

Первый рельсовый фуникулер был построен в Раушене в 1908 году. На линии работало два вагончика на 12 сидячих мест каждый, скорость движения составляла около одного метра в секунду.

В годы войны фуникулер не пострадал, проработал до 1960-х годов, но потом по причине износа деталей и невозможности ремонта был демонтирован. Взамен ему в 1984 году построили канатную дорогу длиной 118 метров на девятнадцать кабинок.

В интернете пишут разные цифры, кто-то- что кабинок восемнадцать, кто-то — что двадцать, но я теперь точно знаю сколько, потому что это хорошо видно на фотографии, где мои компаньонки сидят в кабинке под номером 1, а перед ней уходит вниз кабинка с номером 19 на борту.

Путь к морю на канатке занял примерно пять минут, получилось быстрее, чем ожидать в очереди на верхней станции. На нижней станции очередь оказалась ещё больше, потому что подниматься вверх по лестнице желающих ой как мало, а вместительность и грузоподъёмность у кабинок невелика, всего 160 килограмм максимально.

Мне в пару никого подходящего не оказалось, пришлось спускаться вниз в одиночестве.

Толпа отдыхающих пусть не вводит вас в заблуждение, чтоб представить правильное количество делите их на три, не ошибётесь, ибо это всего лишь одна пятая часть протяжённости всего светлогорского пляжа, а ещё примерно две пятых сейчас закрыты, там ведётся масштабная реконструкция променада, и восстановление береговой линии.

По причине этого грандиозного ремонта не получилось посмотреть на скульптуру «Ундина», она же — «Сирена», изготовленную на средства отеля «Grand Palace». Из-за работ на набережной её перенесли к главному входу в гостиницу, но чтоб туда попасть надо было подняться наверх, и по одной из улочек специально к отелю спускаться. Такого желания у нас не возникло.

Это факт не очень огорчил, ибо на различные бронзовые инсталляции для любителей селфи на фоне памятников мы уже насмотрелись, а вот то, что ещё одну работу Германа Брахерта, причём оригинал, не удалось увидеть, это уже немного расстроило.

Отлитая из бронзы, «Нимфа» была установлена на набережной Раушена в 1938 году, два раза реставрировалась после полученных повреждений. Первый — в 1945 году, пишут что она тогда пострадала во время боевых действий, но тут у меня сразу возникает вопрос, на который ответа я не нашёл: о каких боевых действиях идёт речь, если город был взят Красной Армией без боя?

Второй раз «Нимфу» реставрировали в 1972 году, когда сильнейший шторм сорвал её с постамента.

В середине 80-х Николай Фролов, автор солнечных часов на водонапорной башне светлогорской водолечебницы, изготовил вокруг скульптуры бетонную раковину с мозаичным покрытием из смальты.

Прикреплю фотографию из интернета, чтоб вы хоть так увидели то, чего нам не удалось лицезреть собственными глазами.

Ну и, собственно, всё! Поскольку часть променада оказалась закрытой, то пришлось отменить прогулку по нему вдоль моря, как было запланировано изначально, и не довелось кроме уже названных «Ундины» и «Нимфы» увидеть солнечные часы «Зодиак», работы всё того же Николая Фролова, и подняться вверх с пляжа на лифте, который называется «Панорама W», что символизирует западный ветер, по-английски — West wind.

Соответственно, и «Янтарь-холл» тоже не посмотрели, но это было в маршруте прописано попутно, по дороге от лифта к машине, специально же добираться к нему, понятное дело, смысла не было никакого.

В итоге поднялись с пляжа наверх по лестнице, я оставил своих девушек бродить среди лавочек с товарами из янтаря, а сам пошёл за автомобилем.

Мимоходом глянул на очередную композицию «Остров Кнайпхоф в миниатюре».

Торговые ряды «Раушен», появившиеся в Светлогорске в 2013 году, и Янтарное дерево, установленное у входа в магазин «Русский янтарь».

А ведь у нас напоследок ещё запланировано побывать в Янтарном! Правда не дереве, и не магазине, а посёлке.

Значит снова в путь!