Небольшой Полесск, до 1946 года — Лабиау, попал в перечень посещаемых городов, можно сказать, случайно.

Яндекс-навигатор настойчиво рисовал путь в Зеленоградск с выездом обратно на трассу Е-28, и по объездным Гвардейска и Калининграда, но оно мне надо, такое здрасьте? Это Наполеону из России пришлось уходить тем же путём, которым он пришёл, только у него выбора не было, а у нас-то был.

Вот так, ещё при проработке маршрута в Москве, промежуточной точкой в навигаторе был указан Полесск, бывший Лабиау.

Лабиау

Первая деревянно-земляная крепость была построена Тевтонским орденом в 1258 году на месте бывшего прусского поселения Лабиов, или Лабагов, находившегося на берегу реки Деймы, ранее носящей имя Лаба, потому и название такое.

Именно отсюда, спустя два десятка лет, отправится на завоевание новых земель отряд крестоносцев, разрушивший прусские Тильзе и Раганиту.

Когда в 1289 году был построен замок Рагнит, ставший центром управления принеманскими территориями Ордена, Лабиау становится перевалочным пунктом для орденских воинов, и складом для обеспечения захватнических походов в литовские земли.

В 1360 году был выстроен небольшой каменный замок, который стал, кроме прочего, местом для размещения администрации строительства канала, получившего позже название Гросс Фридрихсграбен (нынешний Полесский канал).

Канал идущий на некотором удалении вдоль береговой линии Куршского залива, предназначался для безопасного судоходства от Кёнигсберга до Рагнита, без выхода в море или в залив, к 1410 году его строительство было завершено.

Следующая перестройка затронула замок Лабиау уже во времена герцогства Пруссия, в 1657 году, тогда вокруг города были возведены укрепления в виде земляного вала и бастионов, и замок стал играть роль цитадели в бастионной крепости.

Немногим ранее, в 1642 году поселению у крепостных стен было пожаловано городское право.

Далее всё как под копирку с соседними городами: эпидемия чумы 1709-1710 годов, Семилетняя война, после которой Пруссия на некоторое время становится частью Российской империи, Наполеоновские войны, возвращение в состав Пруссии земли образованного в 1807-ом Варшавского герцогства под покровительством Наполеона, и последовавшая после этого административная реформа.

В середине XIX века замок Лабиау вновь перестраивается, и в нём, как уже можно догадаться по судьбе его собратьев из других городов, устраивают городскую тюрьму.

После Второй мировой назначение у здания не поменялось, и в этом качестве оно прослужило до 1963-го, когда в нем случился сильнейший пожар.

После пожара остатки замка отдали заводу «Янтарь» под производственные помещения и мастерские. При перестройке были снесены оборонительные стены, надвратная башня, пострадали внутренние помещения во флигелях замка. Сохранились орденские подвалы и отдельные элементы помещений.

В 90-е одну часть здания отдали под городской музей, в остальных разместились различные коммерческие учреждения. В настоящее время выглядит бывший тевтонский замок так неприглядно, что даже не возникло мыслей остановиться, чтобы его сфотографировать.

А вот здание окружного Управления (крайсхаус), построенного в 1913, незадолго до Первой мировой, не только сохранилось, но и продолжает жить активной жизнью.

Попытался на месте сделать кадр с той же самой точки, получилось не совсем верно, но более-менее близко к оригиналу.

Сейчас в бывшем крайсхаусе размещается филиал Санкт-Петербургского аграрного университета.

А ещё 1922 году в городе был построен разводной мост через Дейму, получивший название Адлербрюкке (Орлиный мост), как раз по нему мы и приехали в город со стороны Советска.

В 2001-2002 годах производили реконструкцию, в ходе которой были восстановлены оригинальные разводные механизмы, а вот четырёх стальных арок теперь нет.

В общем-то, привязавшись к историческим вехам, я немного изменил последовательность, в которой мы смотрели на ту или иную достопримечательность. Первым был как раз мост, после моста — крайсхаус, после крайсхауса — пивоварня Бланкенштайн.

В 1840 году Альберт Бланкенштейн учредил в Лабиау пивоваренное предприятие Dampfbrauerei, которое стало выпускать темное пиво, а через тридцать лет владельцем пивоварни стал его сын, который расширил и реконструировал производственные постройки. В 1913 году пивоварня была преобразована в «Кооперативное общество Альберта Бланкенштейна».

Перерыв в работе пивоварни случился в 1945 году, когда в январе город Лабиау заняли советские войска, а возобновилось производство пива только в феврале 1946-го, для этого ещё с осени набирался персонал, в основном из местных немцев.

Осенью 1948 года все работники немецкой национальности были уволены с формулировкой «в связи с выездом в Берлин», а на деле попросту депортированы с территории Калининградской области.

Город к тому времени уже два года как был переименован в Полесск.

Полесск

После депортации немецкого населения пивзавод проработал ещё несколько лет, и в середине 50-х был закрыт, территорию заняла строительная организация, которая в годы перестройки также закрылась, после чего здание долго пустовало и разрушалось.

Несколько лет назад его спас от разбора на кирпич калининградский предприниматель Александр Наталич. В настоящее время пивоварня потихоньку восстанавливается.

В помещениях первого этажа открыт «Ресурсный центр сельского туризма Калининградской области» и выставочный зал, где размещена музейная экспозиция «Старая пивоварня».

В Полесске таких исторических достопримечательностей не так уж и много, помимо уже перечисленных — ещё пяток зданий постройки начала XX века, да две водонапорных башни.

Одну из башен я хотел сфотографировать на выезде из города, но с той точки, куда мы подъехали, её полностью закрывали деревья, надо было переезжать через железную дорогу, фотографировать с другой стороны, но уже не хотелось делать дополнительный крюк.

В конце рассказа прикреплю фотографию, которую, вообще-то, сделал в Полесске самой первой. В 2023 году в парке, на набережной реки Деймы, появилась скульптура мальчика-рыбака.

Хоть у кого-то клюёт, пока я катаюсь из города в город.

Ну и как в прошлый раз, итоги второго дня нашего автопробега: проехали 215 километров (не считая переездов с места на место в городах), посетили четыре города. Устали, конечно, тоже, но немножко сил на вечер, тем не менее, осталось.

Из Полесска мы поехали в Зеленоградск, и хоть вечером даже немного там погуляли, но следующий мой очерк будет не о нём.