В Зеленоградске мы провели три ночи, используя город не только для прогулок по нему, но как отправную точку для поездок в другие места. В общем, говоря языком туристов — совершали с базы радиальные выходы.

Первым таким выходом, а точнее — выездом, была Куршская коса, о втором я поведаю в последующих рассказах, а этот будет про Зеленоградск, до 1946 года — Кранц.

Кранц

Годом основания Кранца считается 1252-й, когда Тевтонским орденом у основания Куршской косы был открыт трактир “Кранца-Круг”, хотя первое орденское поселение Кранцкурен, возникшее у трактира, упоминается лишь в 1258 году.

Во второй половине XIII века, придя по косе, литовцы учинили погромы и грабежи в данной местности, чтобы защититься от таких внезапных набегов, была построена крепость Нойхауз, но где точно она находилась сейчас, доподлинно неизвестно, поскольку после очередного набега со стороны Литвы в 1308 году тевтонцы решили заложить другой замок, Росситен, но уже непосредственно на самой Куршской косе.

Нойхауз же был за ненадобностью разобран, скорее всего, ещё в орденские времена, так что развалин средневековой крепости в городе или в его окрестностях современным путешественникам увидеть не доведётся.

Следующие пятьсот лет Кранцкурен был обычной рыбацкой деревней, но в конце XVIII — начале XIX веков в Европе входят в моду морские купания, физиологи отмечают благоприятное воздействие на человеческий организм морской воды, солнечных ванн, свежего воздуха.

Идея построить на морском берегу курорт принадлежала кёнигсбергскому учёному Людвигу фон Бацко, заметившему, что продолжительность жизни жителей деревень с побережья Балтийского моря выше, чем средняя по Пруссии. Первая правительственная программа по обустройству в Кранцкурене курорта была одобрена королём Пруссии Фридрихом Вильгельмом III в 1800 году, однако из-за начавшейся войны с Наполеоном реализацию проекта пришлось отложить и вернуться к этому вопросу уже в 1813-м.

В 1816 году курорт Кранцкурен был открыт, и в первый сезон его посетило 35 отдыхающих, к их услугам на пляже было две купальных кабинки.

Особую популярность этим местам придал визит короля Фридриха Вильгельма IV в июле 1843 года, монарх остался настолько доволен, что выделил дополнительные средства на развитие курортного дела.

Фото ниже, естественно, более позднего периода, сделано оно неким Эмилем Дамерау в 1886 году. Это, видимо, самая первая фотография Кранца.

На снимке уже видны волнорезы из деревянных свай, которые были устроены десятилетием ранее, в 1874 году. Назначение таких сооружений — защита береговой линии от волн, именно они позволяют сохранить пляжи от исчезновения, но об этом я расскажу во время прогулки по другому приморскому городу.

Кранцкурен же с 1893 года теряет приставку “курен”, означающую “деревня”, и становится просто Кранц, произошло это потому, что отдыхающие всячески старались в своих рассказах подчеркнуть, что были именно на курорте, а не просто в рыбачьей деревушке.

К тому времени уже было открыто железнодорожное сообщение с Кёнигсбергом, сделавшее посещение курорта доступным для широкого круга граждан. Количество поездов, отправлявшихся к морю, составляло от 13 до 19 в день, в зависимости от сезона, а время в пути составляло от получаса, для скоростных составов, до часа, для поездов, останавливающихся на каждой станции маршрута движения.

К концу XIX века в Кранц ежегодно приезжает от 8 до 10 тысяч отдыхающих, и это — не считая однодневных посещений.

В интернете нашёл три картинки. Первая — фото, датируемое приблизительно 1895 — 1900 годами, с видом на пляж Кранца и деревянную набережную-променад.

Вторая — открытка, сделанная на основе этого фото.

И третья — такая же открытка, но уже подписанная, отправленная из Кранца 24 мая 1903 года.

Мы в Зеленоградск из Полесска приехали уже к вечеру, поэтому моё первое фото пляжа Кранца было таким.

Ну и видео коротенькое снял.

Да и вообще так сложилось, что гуляли мы по променаду в вечернее время, что в первый день, что во второй,

Что в третий.

Каких-либо совсем уж исторических достопримечательностей не посещали, поэтому немного архитектуры старого Кранца, вплетенной (местами) в архитектуру современного курорта Зеленоградск.

Старые немецкие домики. Ухоженные…

И не очень.

Современные дома, стилизованные под старину.

Просто окрашенные с намёком на немецкую аутентичность.

А временами и вовсе не декорированные, оставленные в банальном силикатном кирпиче.

И всё это — на, как принято теперь говорить, второй линии от моря, то есть на улице, параллельной набережной.

Но курорт есть курорт, поэтому регулярно попадаются роскошные виллы современных богатеев, имеющие с одной стороны участка выход к пляжу, а с другой — на довольно тихую улицу.

И скелеты того, что так и не стало виллой либо гостиницей, по неизвестным мне причинам.

В общем российский курортный город на Балтике практически ничем не отличается от российского же курорта на Чёрном море.

Можно уже, в принципе, перебираться из немецкого Кранца в нынешний Зеленоградск, но прежде отмечу, всё-таки, пару-тройку строений, за которые зацепился мой взгляд.

Здание почтамта, построенного в Кранце на Кёнигсбергер-штрассе в 1896 году, в нём размещались почта, телеграф и служебная квартира почтмейстера. В советское время здание использовалось по первоначальному назначению, в нём располагался телеграф, а с 2012 года — филиал ОАО «Северо-Западный Телеком», однако с начала 2020-х годов оно находится в частной собственности, и первый его этаж занимает ресторан балтийской кухни «Телеграф».

От здания бывшего почтамта начинается Курортный проспект, бывшая улица Ленина, а до того, как я выше упоминал, Кёнигсберг-штрассе.

Чем примечателен проспект Курортный? В первую очередь тем, что это пешеходная зона, а кроме того — котами!

Про котов — чуть позже, а пока идём к дому с аптекой, к которому присоседился киоск “Гном”.

В довоенные годы первый этаж здания занимала аптека, теперь там магазин, а вот на верхних этажах до сих пор размещаются жилые квартиры. Интересно, как себя чувствуют люди, живущие в таком оживлённом и шумном месте?

Раньше хоть булочная была под боком. :D

Построен этот деревянный киоск был в 1905 году, в нём размещалась булочная Майбаха. Имя владельца и год постройки узнали по надписи на доске, во время ремонта крыши здания в 2010 году.

Хлебобулочные изделия в киоске продавали до начала 2019 года, а весной, после капитального ремонта, в нём открыли экскурсионное бюро.

Вообще-то, на Курортном проспекте что ни здание — то объект культурного наследия Калининградской области, но есть ещё один интересный экспонат — это опора линии электропередачи установленная в Кранце в 20-30 годах прошлого века, использовавшаяся по прямому назначению до начала века нынешнего.

Попробовал ракурс взять поинтереснее, но с резкостью промахнулся.

И вот от этой опоры я начну уже более подробно рассказывать о Зеленоградске.

Зеленоградск

В годы Второй мировой город не пострадал, линия обороны Вермахта находилась в нескольких километрах от Кранца, и когда 3 февраля 1945 года она была прорвана, немецкие войска оставили город без боя. Появление уже на следующий день в городе советских войск для жителей было неожиданностью, увидев солдат Красной Армии, люди в панике поспешно закрывали работавшие магазины, бросали открытыми дома и разбегались. Депортация местного населения из Кранца началась в первый же месяц после его занятия.

В 1946 году курортный город чуть не стал Балтийском, позже некоторое время неофициально именовался Нахимовском, а 17 июля 1947 года было принято окончательное решение о переименовании Кранца в Зеленоградск. В 1975 году он получил статус курорта республиканского значения, в 1999 году — статус курорта федерального значения.

Коты

Ну, курорт — курортом, но несколько лет назад кому-то пришло в голову сделать Зеленоградск городом котов. Коты там буквально на каждом шагу, в том числе и на опоре линии электропередач.

Коты лезут по лестнице.

Коты смотрят на нас со стен домов.

Сладкая парочка, кот и кошка, встречают молодожёнов на входе в ЗАГС.

Коты на уличных урнах.

Коты на канализационных люках.

Коты на ларьках, предназначенных для торговли сувенирами, или как я это называю — колониальными товарами.

Коты на стендах-фотозонах.

Коты в виде досок для объявлений.

Коты на ограждениях у входов в кафе или магазины.

Коты на светофоре у сквера «Котофейня».

Коты у блюда с рыбой в той же «Котофейне». В блюдце прохожие насыпают корм для кошек настоящих.

И не только в блюдце, но и просто на тротуар.

А ещё для проживания настоящих кошек во дворе одного из домов оборудован вот такой микрорайон.

С улицы его не видно, и если не знаешь что он там есть, то даже и не подумаешь ходить искать.

В общем — коты, коты, коты…

Я уже как-то рассказывал, что отношусь к той малочисленной категории людей, которые котов не любят. Лена не так категорична, но тоже не особо их жалует. Это когда живёшь в сельском доме, то для нас ещё приемлемо, чтоб кошка иногда в нём появлялась, ну там мышей погонять, либо согреться у печки в морозную погоду, но не более того.

А вот в Зеленоградске есть и музей кошек “Мурариум”, который находится в здании бывшей водонапорной башни.

В музей этот, как вы догадываетесь, нас не тянуло от слова совсем.

Город настолько пронизан этой котоманией, что я даже сразу не поверил глазам, когда не увидел кошек на одном из муралов.

Оказывается, вполне можно обойтись и без них. ;)

Плантаже

Городской парк, в прошлом — парк Плантаже, был открыт в Кранце в середине XIX века. Я уже упоминал о визите в город короля Фридриха Вильгельма IV в июле 1843 года, так вот тогда деньги были выделены не только на курорт, но и на обустройство парка тоже.

На главном входе — красивые резные деревянные ворота.

И почти сразу за входом — напоминание о Беларуси. Адам Мицкевич отдыхал в Кранце в 1824 году.

Без кошки и здесь не обошлось, никуда от них в Зеленоградске не денешься.

Ещё из интересного — «Мост вздохов». Хотелось бы сказать, что он ровесник парка, однако за всю историю своего существования мост много раз перестраивался, тот, что мы видим сейчас, воссоздан в начале нынешнего века по старым фотографиям.

Ведёт он через Тортиллин пруд к Императорскому дубу.

Называется дуб так, поскольку посажен в 1872 году в честь кайзера Вильгельма I, провозглашенного германским императором 18 января 1871 года.

Ну и Куршик — маленький водяной, сидящий на камне у Тортиллина пруда. Его вы уже могли видеть в комментарии Кирилла @Kir к моему рассказу о Куршской косе.

Кому-то, видимо, понравилась идея с калининградскими хомлинами, и он решил в Зеленоградске сделать что-то подобное.

Ну и раз коснулись воды, то пора опять выйти к морю.

Променад

Променадом в приморских городах Калининградской области именуют обустроенные места для прогулок вдоль моря, в Зеленоградске променад выглядит как набережная.

Ну и как любая набережная курортного города — с обязательными уличными художниками, музыкантами, певцами.

С одной стороны — море, с другой — кафе и рестораны.

На пляже, как и на десятках подобных:

- Холо-о-о-одное пиво! Горячая кукуру-у-у-уза!!!

Скульптуры. Скульптур много.

Есть такие, у которых заботливыми руками отдыхающих отполированы самые знаковые места.

А есть просто «Играющие дети».

«Дети с птицами», «Мальчик с голубем», «Дети на качелях».

Правда лица у детей какие-то не совсем детские, на мой взгляд. Если эти скульптуры создавал один и тот же человек, то «Девушка с кувшином» и «Русалочки» ему удались лучше, там на лица особо-то никто и не смотрит. ;)

Кстати, весьма вероятно, что и «Бегущая по волнам», стоящая недалеко от железнодорожного вокзала — тоже его работа, но её бы я назвал более удачной.

По крайней мере, глядя на бронзовую Фрези Грант, я сразу вспомнил:

- Добрый вечер, друзья! Не скучно ли вам на тёмной дороге? Я тороплюсь, я бегу...

Читал в интернете, что фонарь у «Бегущей» включается на ночь, но в какое время это происходит мы так и не поняли. Подходили к ней один раз специально уже в сумерках, когда зажглись уличные фонари на столбах, но тот, что она держит в левой руке, не светился.

Ну и, в продолжении темы о скульптурах…

ТАА-ДАМММ!!!

«Курортница»!

Помните «Пассажирку» из Молодечно, которую я показывал в повествовании о поездке на поезде из Гродно в Минск? Как говорится — найдите десять отличий.

Миша @Bigmihha, вот ты и дождался окончания истории про даму с котом на чемодане (если, конечно, это можно историей назвать). :)

Но вернёмся опять к морю. На пирс.

С наступлением сумерек народу на самом конце пирса заметно прибавляется, и это не удивительно, поскольку там начинают собираться рыбаки.

К ночи мол буквально ощетинивается частоколом удилищ.

Июль и август — не самые подходящее время года для рыбалки в Балтийском море, и тем не менее, что-то да и попадётся.

Мне удалось в уловах местных увидеть камбалу, какую-то зелёную рыбу-иглу, которую я не смог идентифицировать.

А ещё — какую-то селёдку с чёрными пятнышками на спине. Рыболов, стоявший рядом, сказал мне что это финта (с ударением на А).

Из интернета я узнал, что первоё моё предположение было правильным, финта относится к сельдеобразным.

Сам рыбачить даже не пытался, хоть и брал с собой в поездку трёхметровый телескопический фидер. Думал, что хватит сил на ночную рыбалку после насыщенного дня, но не хватило. :D

Если случится ещё одна поездка в те края, то обязательно выкрою время.

И на осмотр окрестностей с колеса обозрения «Глаз Балтики».

Да и просто по Зеленоградску есть ещё где погулять.