Прислали недавно друзья из Владивостока фото и видео отчеты о том, как они провели лето, каких ловили рыб и очень сожалели, что меня не было с ними в этот раз. И я сожалел не меньше их, но не всегда звезды на небе складываются в удачные созвездия. А какие рыбы — залюбуешься.
Для нас, европейцев, (кстати, там четко разделяют рыбалку и ее опыт одной фразой — это у вас в Европе), тут много интересных тем по рыбалке. Понимая, что за один раз не охватить все изобилие тех направлений, которые предложила встречающая сторона еще при встрече в аэропорту, мы решили остановить свой интерес на ловле змееголова. Не вопрос, сказали друзья и через час с небольшим, после очередного перевала, нашему вниманию было предложено шикарное озеро в изумрудном жабо.
Едва мы приехали разгрузили машину, наши друзья Гена и Дима быстро надули лодки и отправили нас на рыбалку. У кого не было специфических снастей дали и на словах и пальцах объяснили в чем специфика ловли змееголова. Оставив на себя установку лагеря и прочей хозяйственной работы.
По лодкам все просто. Мне с Володей на двоих дали надувной Каяк, Сергею с Дмитрием что-то вроде Ярославской YarBoat 280. Тут требуются два навыка — уметь аккуратно, стараясь бесшумно грести веслами и делать дальние забросы силиконовой лягушкой, проверяя открытые окна среди сплошного ковра растительности, застилающей зеркало. Змееголов помимо жаберного дыхания дышит воздухом, регулярно всплывая в эти окна. Я приобрел начальный опыт заброса мультипликаторной катушкой в Узбекистане. Пока приноровишься к резкости заброса и весу приманки не одну бороду пришлось распутать. Тут я был со своими снастями, поэтому, избегая бород показывал и рассказывал друзьям об особенностях этой ловли. А им пришлось потратить нервы и время на распутывание плетенки. Задача была простая, своим примером показать, как все делается. И вот, наконец, долгожданный выход, всплеск, делаю паузу. В это время рыба держит лягушку в пасти. Ошибка начинающих делать сразу подсечку, как при ловле щуки, судака или окуня. Но в каждой ловле есть, как говорил мой знакомый современный первоклассник «ньюанусы».
В Ташкенте Сергей учил меня, что после поклевки всегда следует сделать паузу. Рыба стоит и держит добычу в пасти, стараясь удушить лягушонка. Спешить с подсечкой не следует. Верхняя губа у змееголова жесткая, почти как у сома и просечь ее маловероятно, потому что крюки направлены вверх у приманки. А когда он начинает движение на глубину, тут стоит скинуть шнур, дать ему слабину, чтобы рыба не почувствовала подвоха. И потом, в противоход его движению следует сделать размашистую подсечку. Рыба подныривает под ковер из водорослей и всегда тащить ее приходится с комом травы, чаще всего это трава водяного ореха чилим. Озвучивая это, постепенно подвожу моего первого к лодке и демонстративно отпускаю. После этого мы расходимся на лодках по озеру, чтобы не мешать друг другу. Слышу радостный крик с другой лодки, поспешили с подсечкой, все получилось на уровне рефлексов, как на наших рыбалках и рыба, сделав пируэт в воздухе плюхнулась обратно в воду, так и не зацепившись за крючок. Спустя короткое время своего змея поймал Володя, а потом и в соседней лодке друзья обрыбились. Я уже не ловлю, а больше гребу и фотографирую здешнюю красоту. Нет задачи утереть друзьям нос, на уху они и сами наловят, а вот фотографии будут только от меня и Володи.
Время пролетело незаметно, и вот уже удар поварешки об миску возвестил, что пора сделать перерыв на обедо-ужин, как потом оказалось. А мы и не расстроились. Принцип ловли всем понятен, работу с мультипликаторными катушками и лягушками освоили. Остается только укрупняться в трофеях.
А какие тут закаты… Просто пальчики оближешь какой тут воздух и какие тут закаты. Просто стой и любуйся, как в буйстве красок солнышко медленно садится за дальние сопки. Это тут оно садится, а на Урале оно сейчас в самом зените, а в Москве едва только показалось из-за труб в смоге на горизонте. Потому что разница во времени семь часов.
У каждой рыбы есть свои предпочтения по времени активного клева. Судак чаще всего любит вечерние сумерки и ночь, форель зорьку на восходе и закате. Как показал мой опыт зимних рыбалок, щука, раньше десяти утра не поднимет флажок, да и на спиннинг, примерно так же. Змееголов тоже оказался еще той соней. Пока солнце не расправил лучи в полную силу, пока не начнет распекать жара, он даже не глянет на лягушку. Самое то, для рыбаков лежебок. Стало в палатке нестерпимо душно, значит пора окунуться в озеро, позавтракать и трюхать на рыбалку. Так как первый рыбацкий задор мы быстро сбили, нам захотелось рыбки покрупнее. И тут моим друзьям помогли организаторы. Пока я самостоятельно решил обойти все заливы озера, найти непуганую рыбу или даже свой трофей, они решили прорваться сквозь ширму лотосов в таинственную протоку в поисках змея гиганта.
Вернулись они не с пустыми руками. Гиганта на десять килограммов они не встретили, но несколько штук на три и четыре килограмма у них было припрятано. Что интересно. После утреннего клева пару змеев мы положили в садок и закинули подальше от берега. Местные парни всегда клали так, чтобы спины рыб почти касались поверхности воды. За час пока мы обедали, рыбы погибли. Они утонули, захлебнулись водой, как бы не комично это звучало. Они погибли без воздуха, находясь в воде. Эта удивительная рыба может провести несколько суток, находясь в емкости с мокрой травой, ветошью, мхом и останется жива. Но в емкости, залитой водой под крышку она погибнет. Ихтиандр, какой-то.
Главным в их рассказе о своем путешествии было то, что они видели рыбу длиной с человеческую ногу, которая осторожно вышла по открытой воде на лягушку, долго ее рассматривала и так же вальяжно ушла под навес из травы под берегом. С мою? — пошутил я? С твою, окинув взглядом серьезно ответили они. Все приманки из огромной коробки, что ей не предлагали, все впустую. И это понятно, до крупных размеров доживают только самые осторожные и неторопливые рыбы. На следующий день, я решил испытать свою удачу. Долго в одиночку на байдарке перебирался через рогоз и листья лотосов, которые были выше меня ростом, стебли их до самого листа или цветка покрыты шипами, как оказывается. И вот, наконец, я на заросших чилимом полянках, забросы влево, вправо, тишина. Постепенно перемещаюсь к еле заметному входу к протоке. Справа большое окно, примерно пять на пять метров. Допускаю, что тут яма, поэтому со дна до поверхности не проросли чилим и лотос. Делаю один заброс к дальнему краю, пауза. Лягушонок будто бы прыгнул с берега и замер. Именно такие забросы, даже зацепив листья рогоза, привлекают внимание хищника. Затем, аккуратно мелкими рывочками веду лягушонка, как будто он быстро старается пересечь опасное окно. При этом от него идут характерные усы-волны. Ему осталось полметра до спасительной травы, и тут неожиданно перед ним из ниоткуда всплыло темно-коричневое бревно с характерным узором. Вот он мой звездный час, даже ладони вспотели. Лягушонок замер. Атаки нет. Он колыхнулся раз, другой, создавая волны от себя. Я подобрал шнур и уже затянул фрикцион, для хорошей подсечки, и сделал движение вперед. Именно в этот момент должна последовать атака за убегающей дичью. Бревно медленно осело и ушло к глубину. Всех лягушат из своей коробки я ополоснул в этом окне и все напрасно.
Обратили внимание на зубы? Такими шипами покрыты челюсти, язык и дуги жаберных крышек. А чтобы извлечь оттуда лягушку голыми руками, можно и не мечтать, хватка просто капкан. И обратите внимание на глаза, они у самого носа. То есть для того, чтобы снизу подплыть к своей жертве вплотную и детально рассмотреть ее, а может, и почувствовать ямками на голове малейшее шевеление мускулов или биение сердца лягушки. Ихтиологи утверждают, что у некоторых рыб — акул, скатов и химерообразных есть это чувство. Они способны воспринимать электрические поля других обитателей подводного мира, которые создаются работой дыхательных мышц и сердца, и тем самым обнаруживать жертв в укрытиях. Может и змей это умеет делать, только его еще не изучили?
Вкусовые качества этой рыбы весьма хороши, мелких костей в спине почти нет. Мясо у нее плотное, сочное и шашлык делать — очень вкусно получается, и в ухе она хороша, и в чебуреках, и в пельменях, и в жареном виде, и в сыром виде, как тала. Тала, это традиционное блюдо коренных народов Дальнего Востока России. Оно традиционно делается из сырой рыбы осетровых пород, сазана, щуки, змееголова, ленка, но никогда для этого блюда не используется тихоокеанские лососи. Потому, как заходя в пресную воду они начинают не только менять внешний вид под действием гормонов, приобретая брачный наряд, но и заживо разлагаться, выделяя токсины. Такой рыбой можно смертельно отравиться. Тала готовится просто. Тонко нарезанное соломкой мясо рыбы смешать с уксусной эссенцией, добавить резанный полукольцами репчатый лук, соль и перец по вкусу, немного соевого соуса. Перемешать, настоять 20 минут, еще раз перемешать — блюдо готово.
Перед отправлением домой парни нам устроили шикарную ночную рыбалку в море, где мы половили кальмаров, палтусов на специальные пилькеры. В прилове поймали несколько некрупных палтусов и все это богатство организаторы отдали в местный ресторан, где мы провели прощальный ужин. В этом году там прекрасно ловился тунец весом до 50 кг, видео, которое они прислали не поддается описанию простыми словами. Теперь мы спим и бредим, когда же, когда сможем попасть сюда вновь? Кстати кому интересно, пишите в личку, дам контакт организаторов — не пожалеете о проведенном времени.
Комментарии и отзывы 0
Комментирование доступно только авторизованным пользователям.