Вот так сидишь в уюте, тепле дома, как дурак. За окном серая пелена дождя и понимаешь, что там за горизонтом кто-то рыбу ловит. Но без тебя. А ведь, ты это можешь исправить. Стоит только оторвать пятую точку от стула, и приключения сами найдутся.
И вот уже на колеса равномерно шурша наматывается дорога, которая будет продолжать набегать туманной полосой сквозь мотающиеся дворники даже при закрытых глазах в попытке заснуть. Потому что, это только по прямой расстояние от Москвы до Умбы 1228 км. А по факту все 1814 км. Одна ночевка в Медвежьегорске, на берегу Онежского озера. И вот она долгожданная гостиница Индель на берегу Малой Пирьей губы Белого моря. Тут прямо с моста через губу отлично ловится некрупная треска, но не всегда хватает сил сделать это в день приезда.
Завтра утром будем уже на реке, поэтому все мысли уже там. Предзимье в заполярье славится непредсказуемой погодой, не хотелось бы попасть под затяжное ненастье со снегом. Остальное переживем.
Дожди не успели напоить вдоволь ручьи, болота и реки, поэтому по дороге к месту удачно преодолели речки в брод. Так везет не всегда. Бывало так, что груженый кунг «шишиги» погружался выше колес, кабину затапливала почти по пояс водителя, вода уверенно двигала машину вдоль русла, и переправа грозила в любую минуту обернуться перевертышем. В этот раз бог реки был к нами благосклонен. Вышли после переправы размять ноги, перекусить бутербродом, заодно расчехлить спиннинг. В затишках после порогов есть шанс поймать щуку. Местная хищница славится бойким, спортивным характером и способна дать пять свечек подряд не хуже семги в весеннюю пору. Ее объекты охоты в детстве ручьевой гольян, мелкая рыба. Которая очень многочисленна на севере, а по мере роста переходит на хариуса, малька семги. И тут без скоростной атаки и сноровки не выжить. Это в озерах, где слабое течение, она охотится на плотву, язя, окуня или ряпушку, а в реке не расслабишься.
Прошлись вдоль берега, посмотреть перспективные для ловли места. В одном месте, под водой, лежала дохлая горбуша, в другом на берегу лежали недоеденные медведем остатки пиршества. Когда в начале 70-х годов была проведена интродукция, — программа по расселению дальневосточных видов лососевых в виде горбушы и кеты рек Кольского полуострова, мало думали о последствиях. Были построены несколько заводов по рыборазведению. Один из них в Умбе. Задача была простая и прямая как шпала — каждому советскому человеку красную рыбу на праздничный стол. Кета не прижилась. А горбуша стала заходить не только в те реки, где вывелась, а во все, откуда чувствовала вкус пресной воды. В отличие от атлантического лосося, который после нереста скатывается обратно в море, тихоокеанские гибнут, тем самым нарушая биологический ритм, сложившийся тысячелетиями. Теперь местные медведи набирают жир перед зимовкой не на болотах. Питаясь ягодами и корешками, а рыбой вдоль побережья рек. И вступает в конфликт с человеком, потому что терский берег заселен людьми гораздо интенсивнее тихоокеанского побережья. И тут приходится держать ухо востро. Громко разговаривать, периодически окликать друг друга, чтобы не провоцировать хозяина тайги на грабеж.
Мелкие вертушки не работали, слишком много катилось под водой ивовых листьев, на поимку хариуса можно было не раскатывать губу. Поэтому вооружились колебалками, чтобы найти щучье братство. После соблюдения традиции в виде подношению водяному поймали одного хариуса и случайную тощую семгу. И все. Ее отпустили обратно, потому как вылов этой рыбы тут лимитирован. Щука себя никак не проявила.
Заветное озеро, куда мы стремились встретило нас серым небом и безветрием. Утром разъехались на лодках в разные стороны в поисках хищника. Телефонной связи там нет, что только вечер покажет, кто из нас удачливее.
На самом деле было необходимо понять, впрочем, как и всегда, предпочтение на сегодняшний день рыбы по цвету и размеру приманки. Я перепробовал почти всю коробку. На то что клевало летом два года назад сейчас рыба игнорирует, а вот Black Fury от Blue Fox выстрелил, но под самый вечер. У остальных тоже было не густо. Решено было на завтра обследовать небольшие речушки. Соединяющие между собой озера и ручьи в них впадающие. Лет десять назад весной мы там шикарно отловились по хариусу, вес каждого начинался от трехсот граммов.
Речки и ручьи имеют свое очарование. Поклевки были, но далеко не у всех. Там, где летом просто кипела жизнь, реагируя на вертушки, блесны и нахлыстовые мушки почти на каждом забросе, сегодня все было очень сдержано и скромно. Но двое из наших нашли подход к рыбе. Спиннинг лайт и форелевые микровоблеры, это вам не то, что просто вертушки или нахлыстовые стримеры, и мокрые мушки. Оказаться в нужное время в нужном месте первая составляющая успеха. И после вываживания первой рыбы перспективное место вымирало.
И все-таки наш день настал. Ночью и в первую половину дня моросил дождь. Но как известно, чем хуже рыбаку, тем лучше рыбе и наоборот. Каждая ямка на озере отзывалась поклевкой и не одной. Три заброса, три щучьих поклевки. Судя по всему, щука скатилась в эти ямки и готовилась к встрече зимы. И не удивительно. Вода остыла, все кормильцы бокоплавы ушли поглубже, туда где потеплее, а за ними и вся пищевая цепочка в виде окуней, плотвы и прочего фаст фуда для зубастых. По просьбе местного ихтиолога была поставлена задача щуку и окуней изымать, так как они наносят урон молоди семги. Раньше это входило в государственную программу на семужьих реках.
Дождь прекратился под вечер, когда солнце уже клонилось к горизонту. Ни одной морщинки на озере. Красота неописуемая. А у нас поклевка за поклевкой. Блесна четвертого номера от Blue Fox форелевого окраса с красными конопушками и ее сестричка цвета меди творили чудеса.
Мы случайно тихим дрейфом вышли на это место. Тихое течение или счастливое стечение обстоятельств тому виной, но мы отловились по полной. Единственный минус, корцанг был только один и у меня. Приходилось передавать его то на нос, то на корму. Иногда прекращал подмотку шнура, чтобы протянуть необходимый девайс. Из одного места, пупка среди ямы, клевали окунь и щука. Зато я нашел беспроигрышную проводку, вначале это было вынужденно, а потом намеренно. Стоило положить блесну на дно, и после короткой паузы сдернуть ее, тут же следовала поклёвка. Получилось типа джиг на вертушку. И тут я заметил от дальнего берега усы на воде. Бобр, что ли? Да нет их тут и не было никогда. Я взял фотокамеру, навернул объектив до 300... Для меня, а потом и для всех и открылась сказка.
Рыбалка состоялась. Рыбу отдали местным организаторам этой поездки. Зарплаты тут не ахти какие, как и их предки потомки поморов питаются дарами реки. Один из них закрыл несколько щук в банках в автоклаве и в подарок за то, что я ему перед рыбалкой блесен рабочих отсыпал, подарил одну из них. А когда дома в зимнюю пору я отрыл эту банку, то не узнал вкус щуки. Это был просто нежный вкусный шедевр. Северная щука, которая питается сигом, хариусом, мальком и живет в чистой воде не идет ни в какое сравнение по вкусу со своими южными сестрами.
Жаль, что крупных экземпляров так и не поймали.
Слишком медленно растет северная щука.
Комментарии и отзывы 2
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Север — красота
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Снимали там несколько программ для программы Рыбалка с Радзишевским и два года назад несколько для Диалогов о рыбалке — летом и зимой. Там шикарно.
Комментирование доступно только авторизованным пользователям.