Тема преднерестового жора сравнительно молодая. В её основе лежит так называемый жор по последнему льду, хорошо известный рыболовам-зимникам. Но если со льдом всё более или менее понятно, то как попасть на преднерестовый жор щуки в малых речках безо льда — не совсем. Потому разберём основные зацепки, общие для большинства речек.

В настоящий момент подгадать правильные дни жора, когда пищевая активность и массовость рыб находятся на пике, невозможно. Можно только попасть. Однако нужно помнить, что щуки едят не два раза в год и во время преднерестового движения мы можем вполне неплохо отловиться, даже если не попадём на самый массовый выход. Поскольку всё дело именно в этом самом преднерестовом движении. Грубо говоря, в такое время щуки распределяются по речке более равномерно, иногда образуя случайные скопления в самых непредсказуемых местах.

Что такое преднерестовый жор

На самом деле, это не совсем жор. Под жором мы понимаем некий период времени, когда всей рыбе захотелось плотнее поесть. Наиболее ярким примером окажется постнерестовый жор, когда поимка двух щук с одной проводки не просто байка. В это время у рыб действительно просыпается аппетит. Вот только основной причиной более высоких уловов в это время оказывается не столько пищевая активность щук, сколько количество этих щук.

И если в случае с постнерестовым жором о причинах высоких уловов можно спорить, то с преднерестом всё оказывается проще — естественное увеличение количества рыб на единицу площади. Многие щуки не используют для нереста первые попавшиеся места, даже если те очень комфортные. Часть рыб возвращается на нерестелища, где когда-то сами родились. И этот путь может исчисляться десятками километров. В большинстве случаев, пути к месту нереста проходят через малые реки и ручьи. Таким образом, в определённый период времени в отдельно взятой малой речке становится больше рыбы. А когда рыбы много, то и поймать её проще.

Сроки

С немалой долей вероятности этот период можно обозначить как ноябрь-март. Эти сроки покрывают большую часть преднерестовой миграции. Однако и здесь есть нюанс, который может нам помочь. Нерестовые подвижки щук происходят от младших к старшим. То есть чем младше и мельче рыба, тем раньше она начинает двигаться к нерестилищу. Отдельные мелкие самцы встают в очередь уже в ноябре. И хотя для самцов в принципе характерно более раннее появление на нерестилище (примерно за 2 недели до самок), здесь мы можем отметить возможность примерно представить, какой размер рыб ожидать в улове. Другими словами, в самом начале преднерестовой миграции вероятность поимки в маленькой речке проходной крупной самки близка к нулю. Максимум — молодые самцы очень скромного размера.

Наибольшие шансы поймать преднерестовый трофей (или хотя бы рыбу крупнее среднего) будут примерно в феврале-марте, если мы говорим о средней полосе. Южнее или севернее эти сроки по естественным причинам сдвигаются. Это время часто совпадает с наибольшей массовостью мигрирующих рыб. Таким образом, даже если и не удастся поймать заветный метр, то поставить рекорд по количеству вполне реально.

Правда, здесь всё же стоит определиться, нужен нам трофей или просто душу отвести. Для трофея раньше середины марта (даже при условии, что весна хорошая и к тому моменту хотя бы недели две стоит плюсовая температура) соваться на малые речки не стоит, а если нужно количество или размеры чуть выше среднего — начинать можно уже в феврале. Исключение — если точно известно о присутствии оседлой крупной щуки. Однако в этом случае шансы поимки примерно одинаковые для всего сезона и большей частью поимка оседлого трофея вопрос отдельный.

Точки

Ранее мы выяснили, что распределение мигрирующих щук оказывается более равномерным. Это вовсе не означает, что на каждом квадратном метре реки будет стоять щука. Под равномерностью подразумеваются примерно равные шансы накрыть скопление щук (партсобрание) или просто встретить активную рыбу и в стандартных местах, и в нестандартных.

Стандартные места — это база, которая известна всем. Ямки, приямки, коряжник и прочее. Эти точки были выведены многолетней практикой огромного количества рыболовов. Их выгода в том, что работают они всегда и с них можно снять хоть какую-то рыбу. Нестандартные — это перекаты и ровные мелководные прогоны с относительно быстрым течением. Такие участки, как правило, избегаются в зимний период. И совершенно напрасно.

Перекаты

Зимние перекаты на малых речках удобны тем, что их гораздо легче прочитать. А в отдельных случаях они настолько мелководные, что прекрасно видно дно от берега до берега. На первый взгляд, щука должна как можно быстрее пройти настолько неудобные места. Но в действительности многие щуки находят на перекатах вполне удобные места для постоя. Часто они оказываются совсем неочевидными для нас или даже нелогичными. Например, в отдельных случаях щуки находит удобным стоять на струе. При этом речь идёт про обычные речки, которые не подогреты тёплыми стоками.

На заднем плане участок длинного (250 метров) и ровного прогона с глубиной 0.2-1 метр. С него было поймано несколько небольших щук

Наиболее характерными местами для засад у перекатных щук может быть отдельное пятно травы посреди переката, бревно, маленькая ямка или русловое углубление, даже если разница в глубинах всего сантиметров 20-30. Если в прибрежной зоне есть трава, полузатопленные кусты или поваленное дерево — это хорошее место. Если есть более-менее приличный участок с тихой водой — это отличное место. Если при этом ещё и углубление — точка горячая. Тем не менее, не стоит игнорировать и совсем голых перекатов. Есть немало случаев, когда щука вылетала за приманкой как бы из ниоткуда.

Несмотря на всю свою непривлекательность и неубедительность, зимние перекаты оказываются достаточно эффективны в плане поиска мигрирующих рыб. Именно благодаря перекатам мы можем с большего понять, появились ли новые щуки, каков у них размер и прикинуть дальнейшие действия. Конечно, такая прикидка будет очень шаткой и не даст железных гарантий, однако иных вариантов у нас нет. К тому же перекаты нам встречаются в обязательном порядке и не составит большого труда выделить им 5-10 проводок.

Бутылочное горлышко

Это общее и условное название для мест, прохождение которых оказывается затруднительным для рыб. На малых реках можно встретить буквально бутылочное горлышко. Например, резкое сужение русла на очень коротком отрезке. При этом выше и ниже по точению ширина речки может быть вполне обычной или даже превышать средние значения ширины. Таким места очевидны и многие из них мы можем разглядеть на спутниковых снимках.

Другим вариантом бутылочного горлышка окажутся некие препятствия, мешающие свободному току воды. Это могут быть плотины (бобровые и человеческие), подсыпка для мостов, поперечная труба или неудачно упавшее дерево. То есть это такие места, пройти которые сложно или вовсе невозможно.

Каждую зиму в этой бурлилке стоит несколько щук. Глубина — едва за метр

Например, участки ниже плотин часто населены большим количеством рыб. С одной стороны, из-за перемешивания воды создаются условия столовой с большим разнообразием корма. С другой — это и есть то самое бутылочное горлышко, что делает невозможным движение рыбы выше по течению. Рыбы, двигаясь вверх, попросту упираются в плотину и дальше пройти не могут. К ним подтягиваются другие и в конечном итоге в рамках конкретной водной системы мы имеем участок, где концентрация рыб и видовой состав оказываются максимальными и порой чрезмерными.

Примерно такая же картина складывается и ниже мостов, если те стоят на подсыпке. То же самое ниже бобровых плотин или древесных завалов. Разница только в том, что такие препятствия являются полупроницаемыми. То есть преодолеть их затруднительно, но, в отличие от человеческих плотин, возможно. Это значит, что концентрация рыб здесь не будет носить постоянного характера.

Таким образом, миграционные пути щук имеют некоторое количество подобных бутылочных горлышек, где щуки на какое-то время создают высокую концентрацию. Именно в таких местах накрыть партсобрание проще простого. При этом не нужно пугаться характерной бурлилки и более быстрого течения с большим количеством сложных течений. Щука в воде ориентируется гораздо лучше нас и умеет даже в таких условиях находить удобные места.

Поскольку эти препятствия полупроницаемы, некоторые рыбы, отдохнув, идут выше, а другие оказываются только-только на подходе, мы можем наблюдать разное количество щук в разные дни. В том числе мы можем попасть и на безрыбное горлышко. Однако во время преднерестовой миграции подобные места редко остаются пустыми. По сути, здесь складывается ситуация, похожая на яму: можно рассчитывать на поимку хоть какой-то рыбы с очень большой вероятностью.

И всё же здесь важно понимать, что повышение и понижение концентрации лучше всего заметно на больших дистанциях. Так, мы увидим эти колебания, если на речке всего одно крупное препятствие. Если же речка сплошь зашлюзована через каждые несколько километров, то изменения будут незначительными или отсутствовать вовсе. То есть чем естественнее жизнь реки, тем лучше. В спрямленных и сильно зарегулированных речках ситуация хуже. В них щуке особо не разогнаться и потому она фактически всю жизнь привязана к одним и тем же точкам, выходя на нерест где получится.

Приманки

Зимний спиннинг тесно связан с джигом. Но учитывая вышеизложенное, стоит расширить набор за счёт воблеров. Что приятно, не существует каких-то особых «зимних» воблеров и любая модель сгодится. Разумеется, если по своим свойствам она подходит под конкретные условия.

Однако сейчас трудно выделить некие закономерности среди рывковых моделей, и успешность ловли с ними, похоже, часто зависит от случайности. Пока что наиболее рабочим принципом подбора воблеров выглядит так: что работало в речке Х осенью, то с большой вероятностью продолжит работать и зимой. То есть речь идёт об индивидуальном подходе для каждой конкретной речки.

При этом действительно стабильными для многих речек окажутся составники. Вполне возможно, что это связано с возможностью анимировать некоторых из них на месте, почти без продвижения вперёд. Похожая история происходит и с высокотелыми воблерами — шедами, плоскобокими минноу и чем-то средним. Общее для них всех — короткий ход после рывка и та самая возможность играть на одном месте. Но конкретно для «одночастных» воблеров этот принцип может быть нарушен, в то время как составники почему-то стабильно приносят рыбу

Подробнее о миграции щук можно почитать здесь: bit.ly/3bNgJBv