Первомай уже был

В первый день мая, который уж скоро как тридцать лет в России именуется Днём весны и труда, не трудился. Отдыхал на прудике, о чём, собственно, рассказал почтенному обществу тем же вечером.
fish-hook.ru/po...os/97380/

Воскресенье — Воскресение

Так уж сложилось в этом году, что первомайские праздники совпали с Пасхой по православному календарю, а мы с Леной давненько уже намечали поездку в Сергиев Посад, в духовный центр русских земель — Троице-Сергиеву Лавру.
Всё к одному! Значит едем!

Идя к Лавре от станции, куда мы добрались на электричке, зашли с южной стороны, чтоб глянуть на неё со смотровой площадки у Келарского пруда.
Пруд этот появился в середине XVI века, во времена правления Ивана Грозного, когда по его указу были выстроены каменные стены монастыря-крепости, а в оврагах вокруг них были устроены запруды. Большой пруд у южных стен был, под управлением монастырского келаря Адриана, обустроен для выращивания рыбы к столу братии, поэтому с тех пор и поныне именуется он Келарским.
Келарь — заведующий монастырскими припасами, ответственный за трапезную, кухни, кладовые.
К слову, в 1552 году Адриан участвовал в походе Ивана Грозного на Казань, привезя с собой благословение из монастыря, а после составил описание взятия города.
Двух рыбаков с поплавочками мы видели со смотровой площадки, но при нас они ничего не поймали. Видать, Келарский пруд уже не тот, что при Адриане. :)

На берегу реки Копнинки, на которой и был устроен Келарский пруд, стоит памятник Петру и Февронии Муромским.
Признаться, меня с детства терзает некоторая неоднозначность их супружества, которое я бы назвал скорее браком по расчёту, нежели по любви, но кроме меня никого это не смущает, поэтому 8 июля в России отмечается (в противовес дню святого Валентина) День семьи, любви и верности.
Помните как в русских былинах и сказках: жили они долго и счастливо, и умерли в один день?
Пётр и Феврония, согласно легенде, хоть и приняли в старости монашеский постриг, и жили, естественно, в разных монастырях, умерли тем не менее в один день, 25 июня по старому стилю, или 8 июля по новому.

Дальше, по пути к центральным воротам Лавры, мы проходим две церкви — Введенскую и Параскевы Пятницы. Это — Пятницкое подворье Свято-Троицкой Лавры, вне её стен.
После закрытия Лавры в 1919 году, и изгнания из неё братии, часть монахов приняло Пятницкое подворье, получившее наименование «Малая Лавра», и просуществовала она ещё девять лет, до закрытия в 1928 году.
Возвращены церкви эти храмы были в 1991 году, и с той поры и по сей день в них ведутся восстановительные работы.

Проходя мимо, мы увидели что люди смотрят вверх и что-то фотографируют, подняв голову я тоже полез за камерой.
Гало расположилось прямо над церковью Параскевы Пятницы, создав как будто нимб вокруг купола.

А вы знали, что Параскева в переводе с греческого как раз и означает пятница? :)
Я узнал это лет десять назад от своего начальника. Был в фирме в которой я работал в Мариуполе, директор по строительству Николай Параскева, он-то мне на эту особенность глаза и открыл.

А вот и площадь у центральных ворот Лавры. С утра ещё немного людей, да и китайских туристов нет, к счастью. :) Обычно из-за них нигде не протолкнёшься.

Не буду тут много разглагольствовать, рассказывая о том или ином храме, скажу лишь, что выстроен был монастырь в нынешних своих границах, как я уже упоминал, при Иване Грозном, начиная с 1540-х годов.
Вообще у Грозного было весьма трепетное отношение к этому монастырю. Начнём с того, что в Свято-Троицком соборе в 1530 году он был крещён, а в 1547, после своей первой свадьбы, молодой царь с супругой прибыли сюда пешком из Москвы, и неделю провели в молитвах у гроба Сергия Радонежского.
Мощи преподобного Сергия Радонежского находятся в Троицком соборе с 1442 года, они были обретены именно при строительстве собора.

Нам с Леной повезло, мы попали в удачный момент, когда посетителей было ещё немного, поэтому свободно вошли в собор, и постояв минут двадцать в очереди, поклонились мощам величайшего подвижника земли Русской.
Выйдя, увидели, что очередь растянулась уже и на улицу, на несколько десятков метров.

О Сергии Радонежском я ещё расскажу чуть позже, а пока опять вернёмся к Ивану Грозному.
По его указанию в лавре, в 1559 году было начато строительство строительство собора, получившего название Успенского. Создавался он по подобию Успенского в московском Кремле, но получился крупнее. Голубые купола украшены звёздами, что означает посвящение этого храма Богородице.
Пятиярусная колокольня, которую мы видим на фото слева от Успенского собора, была построена в 1741-1770 годах, что заметно по её архитектуре.

В честь Светлой Пасхи в Лавре был перезвон колоколов, я записал совсем малую часть.
Замолкают колокола одного, и тут же вступают колокола другого храма. Непередаваемые ощущения.

И небольшое открытие! Даже не знал об этом.
В Троице-Сергиевой Лавре находится усыпальница Годуновых, где похоронены два царя из этой династии — Борис Годунов, и его сын Фёдор, правивший так мало, что даже не успел короноваться.
С ними похоронены также жена царя Бориса, Мария Годунова, в девичестве — Скуратова-Бельская, дочь Малюты Скуратова, и их старшая дочь Ксения.

История русских царей сложна, запутана и насыщена предательствами, изменами, убийствами явными и тайными... Оставим их, и выйдем к памятнику Сергию Радонежскому, за мощные крепостные стены Лавры.
В период Смуты эти стены выдержали 16-месячную осаду поляков с сентября 1608 по январь 1610 года. Защитников было примерно три с половиной тысячи, 2300 — гарнизон отправленный Василием Шуйским, остальные — монахи, паломники, жители окрестных сёл и деревень. К концу осады в живых осталось всего около тысячи, в тих числе — меньше двухсот от гарнизона.
От штурмовавшего же монастырь 15-тысячного польско-литовского войска Яна Сапеги, в стан Лжедмитрия II вернулось немногим более тысячи.

Об основателе монастыря, преподобном Сергии известно многое, так же, как многое и неизвестно. Так, доподлинно не установлен даже год его рождения, исследователи не могут прийти к единому мнению — май 1314 или 1322 года?
Известно, что он был средним сыном в семье, которая жила в Ростовском княжестве, но, обнищав по каким-то причинам, вынуждена была переселиться в княжество Московское, в Радонеж.

Памятник родителям преподобного Сергия. Мы видим здесь боярина Кирилла, жену его Марию, и трёх сыновей: Стефана, Варфоломея и Петра.
Про младшего сына я ничего не скажу, а вот Стефан с Варфоломеем в 1337 году поселяются на холме Маковец, где вскоре поставили небольшой деревянный храм в честь Святой Троицы. С этого года и идёт летоисчисление основания монастыря.
Не выдержав лишений отшельничества, Стефан уходит в Москву, в Богоявленский монастырь, и Варфоломей пару лет живёт в одиночестве, приняв от приглашённого игумена постриг под именем Сергий. Со временем сюда приходят другие иноки, и к 1340 или 1342 году пустынь становится монастырём, в котором Сергий становится игуменом. Но не первым, как можно было бы предположить, на правах основателя, а вторым, первым был игумен Митрофан. Связано это с тем, что по монашеским уставам возглавить общину можно было только достигнув «возраста Иисуса Христа».

Ну и, наверное, следует упомянуть о таком важном событии, как Куликовская битва, благословение на которое Дмитрию Донскому дал Сергий Радонежский.
По этому поводу историки и исследователи тоже спорят до сих пор, было ли это благословение или нет, на куликову ли битву отправился после визита в Лавру князь Дмитрий, или на битву у реки Вожа...
Вряд ли мы когда-нибудь узнаем это доподлинно, поэтому просто примем как есть: Сергий Радонежский не только благословил князя на борьбу с Мамаем, но отправил с ним на битву двух иноков Троице-Сергиева монастыря: Александра Пересвета и Родиона Ослябю. Пересвета, мне кажется, не знает только откровенный невежда.

А я, завершая рассказ о преподобном Сергии Радонежском, напомню известную картину Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Почки заячьи, верчёные

Перед отъездом в Москву решили пообедать. В кафе «Трапезная» на территории монастыря нас смутила большая очередь, поэтому пошли в замеченный ещё утром ресторан «Русский дворик»

Интерьер в ресторане просто великолепный. Ряд фотографий, без слов.

Нас проводили к столику для двоих. На каждом столе стоял комплимент от ресторана — кулич с крашеными яйцами.

Меню было тоже интересным, хотелось попробовать чего-нибудь эдакого, поэтому я заказал себе щи «Грибоедовские», из свежей капусты с белыми грибами. Лена выбрала суп-пюре из тыквы.
Я под суп — рюмочку хреновухи, Лена — рюмочку медово-имбирной настойки.
И морс клюквенный!

Ну и, естественно, не смог устоять, когда увидел блюдо под названием «Почки заячьи». :)
Не верчёные, к сожалению (или к счастью). С почками подавался рататуй.

Пока блюдо не принесли, я думал: какие там заячьи, кроличьи наверное!
Оказалось нет. Вкус и запах дичи ни с чем не спутаешь, и Лену он немного смутил. Мне же понравилось.
Официант, принеся мне заказ, попросил потом рассказать о своих впечатлениях, поскольку блюдо это в меню новое, и отзывов пока мало.
Я сказал что под хреновуху — самый девке огурец! Из этого он сделал заключение, что будет советовать хреновуху тем, кто надумает заказать почки.

Ну а мы что? Пообедали, пора и честь знать, то бишь — пора на электричку.
И твёрдо решили — в Сергиевом Посаде мы не последний раз!

А домой привезли два кулича.
Один — тот, что из ресторана, а второй — из Лавры, купленный в монастырской палатке.

А где рыбалка, я вас спрашиваю?

А рыбалка была сегодня. :)
Полдня дождило, нос на улицу не высунешь, а как развиднелось, так я — руки в ноги и на пруд!
Ехать куда-то за город уже не было времени, так хоть ротанчикам за капризы погоды отомщу!

С десяток поймал, зуд в руках унял, и со спокойной душой домой отправился!
А завтра — на работу!