О маломощных лодочных моторах типа FISHER 2.5 я уже рассказал довольно много и подробно: о разборке, сборке, настройке, тюнинге, и т. д. Но я ничего ещё не рассказывал о поиске причин отказов лодочных моторов, которые могут произойти во время рыбалки. А ведь точная диагностика и быстрый поиск поломки могут существенно сократить время ремонта, и увеличить количество рыбалок.
Конечно, неисправный мотор можно отвезти в сервис и возложить решение проблемы на мастеров, но сервис берёт немалые деньги даже за банальную замену масла в редукторе. А уж за поиск и устранение более серьёзной неисправности сервис запросит довольно солидную сумму. Да и сам сервис не у каждого есть под боком. По этому, есть смысл попробовать найти и устранить неисправность самостоятельно.
Вот об этом мы сегодня и будет речь. Я расскажу, как провести предварительную диагностику неисправности мотора, как определить, что вышло из строя. Расскажу, как в домашних условиях повести проверку системы зажигания мотора.
Итак, допустим, что на рыбалке у вас перестал заводиться мотор. Или такой случай: вы возвращаетесь с рыбалки, вдруг мотор глохнет и отказывается заводиться. В чём причина? В каком направлении сосредоточить поиск проблемы?
Причин, по которым мотор внезапно глохнет и отказывается заводиться, может быть только две: это неисправность в системе питания, или неисправность в электрической системе мотора. А определить, в каком направлении вести поиск неисправности, может помочь обыкновенная зажигалка. Вернее не обыкновенная, а только та, которая при поджигании начинает светиться и мигать, как мигалка полицейской машины.
Принцип работы у зажигалки следующий: внутри она имеет маленькую электронную схему, которая чувствительна к высокому напряжению. При нажатии на клавишу зажигалки, пьезоэлемент вырабатывает импульс высокого напряжения (10-15 кВ), в результате чего возникает искра, которая и поджигает газ. Этот же импульс улавливает схема, она срабатывает, и начинают мигать разноцветные светодиоды. Через несколько секунд диоды гаснут, и схема переходит в ждущий режим, до следующего запуска. Ну а раз зажигалка может улавливать импульсы высокого напряжения, то её можно применить как индикатор, при определении неисправности в лодочном моторе.
Итак, мотор не заводится и нам нужно определить, что сломалось в нем. Для этого одной рукой прикладываем зажигалку к облицовке мотора в том месте, где находится катушка зажигания, высоковольтный провод, или свеча, и дёргаем за шнур стартера.
Ниже, на фото, на моторе отмечены места, где срабатывает индикатор зажигалки.
Если при этом зажигалка засияла как гирлянда новогодней ёлки, значит, не всё так страшно, значит коммутатор и катушка зажигания исправны, а проблема, скорее всего, в топливной системе. Возможные причины:
- Самая простая, это закончилось топливо. Проверить наличие топлива в бачке.
- Забыли открыть вентиляцию на крышке бачка. Внутри произошло разрежение, и топливо не поступает в карбюратор. Открутить барашек на пробке бачка.
- Засорился топливный фильтр. Снять и почистить фильтр.
- Засорился топливный кран. Снять, почистить и продуть воздухом кран.
- В шланг подачи топлива попало инородное тело и перекрыло подачу топлива. Отсоединить шланг от карбюратора и топливного крана и продуть его воздухом.
- Игла поплавка перекрыла канал подачи топлива и осталась в таком положении. Иногда, лёгким постукиванием по карбюратору, удаётся решить эту проблему.
- Топливо сильно залило свечу зажигания. Закрыта воздушная заслонка карбюратора. Заменить свечу, проверить положение заслонки.
Если же зажигалка не замигала, то это гораздо хуже, и если все электрические соединения в порядке, чека глушения мотора установлена в режим «работа», а у вас с собой нет запасного коммутатора и катушки зажигания, то вряд ли вам удастся устранить неисправность на месте. Отсутствие мигания зажигалки говорит о том, что нет высокого напряжения. А его может не быть по трём причинам:
- обрыв выводов в катушке генератора;
- вышел из строя коммутатор CDI;
- вышла из строя катушка зажигания.
Таким образом, зажигалка может существенно ускорить поиск причины неисправности мотора. Есть у зажигалки и ещё две полезные функции, это, естественно, резервный источник огня, и небольшой фонарик.
Такая зажигалка — полезное дополнение к инструментам мотора. Поэтому, она всегда у меня находится в чехле, в ЗИП-е мотора.
Проверка системы зажигания в домашних условиях
Дома можно более тщательно и детально проверить систему зажигания мотора. Для этого нужно снять правую половину облицовки. Ещё понадобится лампочка на 15 — 30 вольт, с припаянными к ней короткими проводами. Также, желательно наличие омметра.
Катушка генератора
Вряд ли катушка генератора может сгореть, так как при замыкании катушки на массу, мотор просто заглохнет. Собственно, по такому принципу и реализовано глушение мотора: при нажатии на кнопку глушения — катушка замыкается на массу. Но мы будем придерживаться принципа «возможно всё».
Из-под маховика мотора выходит всего один провод. Это и есть вывод с катушки генератора. Разрываем его (там есть разъём) и подсоединяем провод, идущий к лампочке. Второй провод от лампочки цепляем на массу.
Желательно измерить сопротивление катушки. Оно должно быть в пределах 290 — 300 Ом. (мотор Fisher 2.5). Если сопротивление гораздо меньше — в катушке межвитковое замыкание. Если сопротивление бесконечное — обрыв.
Проверка коммутатора
В отличие от проверки генератора, лампочка, подключенная к коммутатору, будет зажигаться не постоянно, а вспышками. Она будет мерцать. Это связанно с тем, что напряжение на лампочку поступает не постоянно, а только в момент разрядки накопительного конденсатора. То есть только тогда, когда поршень находится в верхней, и в нижней мёртвой точке.
Если в момент рывка за стартер лампочка не загорается, или горит постоянно, как при проверке катушки генератора, то коммутатор неисправен. При исправном коммутаторе, лампочка будет загораться вспышками.
Проверка высоковольтной катушки зажигания
У исправной катушки зажигания сопротивление первичной обмотки — 0.20 Ом, практически равно нулю. Вторичной — 2.9-3 кОм. Проверить катушку можно зажигалкой, как было сказано выше, или старым, проверенным способом: выкрутив свечу, прикладываем её цоколем к массе и дёргаем за шнур. Наличие искры на электродах свечи говорит о том, что катушка исправна, если, конечно, сама свеча исправна.
Следует иметь в виду, что наличие искры на электродах свечи, ещё не значит, что она исправна. Искра может быть на выкрученной свече, и может отсутствовать на установленной в мотор. Связано это с тем, что в цилиндре мотора иные условия: степень сжатия, влажность топливной смеси. Поэтому подозрительную свечу лучше заменить новой.
Вот, пожалуй, и всё. Если есть вопросы — задавайте. Скоро открытие лодочного сезона и я к нему готов!
Комментарии и отзывы 42
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Блин, вспомнилось как в детстве ремонтировали мопед «Рига» с движкой д8, те же проблемы его постигали
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
А у меня, в сарае, стоит старенькая «Верховина», практически на ходу, только камеры в покрышках полопались от старости.
Та «Рига», что мы чинили, вместе с покрышками сгнила
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Посмотрел на 2 первых фото и первая мысль-верхнее фото «Гравицапа неисправна», нижнее-«Рабочая гравицапа»...
Мдаааа
Написано толково, поможет кому то...
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Обязательно поможет, но только тем, кто владеет китайскими «Пепелацами», и немного разбирается в «Гравицапах»!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Позновательно! Уверен, что многим будет полезно!
Владельцам таких моторов — да, будет полезно. Для остальных, совершенно бесполезная инфа. Как для меня, например, бесполезна информация по эхолотам. Но, может быть, когда-нибудь...
В том, то и дело, что может
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Саша, у тебя до сих пор нет эхолота?! Не обязательно покупать, ты ведь сам можешь его сделать Тебе пора заняться тюнингом и продажей КИТ наборов на подобные моторы. Статья класс, но я не вникал
Жень, эхолота нет, и я его не хочу. Мне интереснее ловить вслепую, один на один. А какой интерес ловить рыбу, видя её на экране? Я ведь не сапёр, а рыба не мина. У меня есть возможность брать эхолот у приятеля, когда захочу, сам он им практически не пользуется. Но совершенно нет желания.
Это смотря какая река , для Хопра и Дона выше Цимлы эхолот не очень нужен, рельеф хорошо читается по реке.
Вот и я о том же. У меня ведь нет водохранилища и нет таких глубин.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Уж лучше на веселках... )
Или уже копить на нормальный мотор. А то опять эти танцы с бубном.
А автор молодца!! Красавчик, статья отличная.
ИМХО!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Так у Саши вроде проблем не было с мотором, просто любит он поковыряться в железе.
Жень, да не нравится мне ковыряться в железе! Мне интересно что-то улучшить, изменить, модернизировать в технике, чтобы удобнее было ей пользоваться. А просто ковыряться в железе мне совсем не интересно!
Так я о том же! Всегда интересно что то улучшить.
Уж лучше на вёселках? Иван, а ты пробовал подниматься на вёслах по Хопру или Дону, километров на 5-6? На моторе это занимает около часа. А сколько времени уйдёт, если на вёслах? А пробовал сплавляться более 200 км на вёслах, когда в лодке 4 человека, да ещё буксируя за собой другую лодку со шмотками, и при этом нужно уложиться в 6 дней? Нет, на вёселках точно не лучше.
Этот мотор у меня с 2013 года, и за всё это время, мне ни разу не приходилось возвращаться с рыбалки на вёслах, из-за поломки мотора. Я даже свечу ещё не менял. Стоит та, которая была при покупке мотора.
Я не против нормального мотора. У кого позволяют средства, то почему бы и не купить ту же Ямаху? Вот только, та же Ямаха, с такими же характеристиками и мощностью, стоит в два раза дороже. Я же решил, что мне хватит и китайца, и за свои деньги, он меня полностью устраивает.
Плавал я на си про... Больше не хочу. Ну после таких улучшений не удивлен, что он не ломается
Добрый день. Такая проблема: пропала искра. Начал искать по вашей инструкции. Подключил лампочку 12в к обмотке генератора при рывках лампочка не загорается. Снял маховик снял обмотку. Проверил сопротивление обмотки китайским мультиметром 263 ом. Отдал катушку на перемотку там ее прозвонили сказали что катушка не пробитая Толи перематывать не захотели Толи так прозванивали. Сказали рабочая ищи причину в другом. Поставил катушку маховик подключил лампочку не загорается. Решил проверить мультиметром вольтаж показания разные то 2.35 то 5.15 то -4.18 сколько вообще должно там быть
1 — А какой лампочкой проверяли? Лампочка должна быть малоамперная. Если вы брали мощную лампочку, например от автомобильной фары на 45 ампер, то естественно, она не загорится, слишком мощная. Она будет просто замыкать катушку. Я пробовал разные лампочки и на 12 вольт, и на 26, но малоамперные. Все они зажигались при рывке.
2 — Сопротивление исправной катушки должно быть не в омах, а в килоомах. 263 ома — это слишком мало. В таком случае, имеются межвитковые замыкания в катушке.
3 — Замерить напряжение на катушке китайским цифровым мультиметром вряд ли получится: при рывке за стартер, напряжение постоянно меняется, в зависимости от оборотов. Мультиметр не сможет успеть определить верное показание. Я измерял показания стрелочным прибором Ц20-05. При сильном рывке, прибор покозывал 20 — 30 вольт. Если напряжетие на катушке 2 — 5 вольт, то она замкнута.
В любом случае, нужно сначала определиться с исправностью катушки, а потом уже проверять коммутатор, катушку зажигания, свечу.
1. Лампочка с задних фонарей 12в двухконтактная 5 и 21 ватт, на какую припаяны проводки не смотрел. Попробую найти диод или это тоже не правильно? Где-то были лампочки от щитка приборов, там 1.2 ватт.
2. По поводу проверки сопротивления — отдавал катушку на перемотку, там поменяли, сказали, что все в порядке, но при этом цифры не называли.
3. В приборах сильно не разбираюсь, поэтому буду в гараже, сделаю фото как и в каком положении измерял.
Спасибо.
Прибор в положении в котором измерял
На этом фото лампочки, которыми я проверял катушку, и которые загорались при рывке за стартер. Естественно, при исправной катушке.
Лампочка слева — 26 вольт 0,12 А.
Средняя лампочке — 24 вольт 5 ватт. Она уже лишь слегка накалялась.
Справа — диодная лента на 12 вольт. С ней нужно обращаться осторожно: при сильном рывке диоды моментально сгорят. Диоды вспыхивают даже при проворачивании мотора рукой за маховик.
Скорее всего, ваша катушка исправна, а лампочку вы применяли слишком мощную.
Завтра попробую. Сделаю фото отпишусь а что с мультиметром я правильно мерял.
С мультиметром — правильно. Но напряжение на катушке генератора им не измерить: значение постоянно меняется. Среднее значение можно измерить стрелочным прибором. Но это не так уж и необходимо.
Если катушка исправна, то дальше проверяйте коммутатор.
Пришел в гараж, нашёл лампочку 12 в 0.2а, проверил катушку генератора она работает, проверил коммутатор работает. Свечу вставил работает. Завел работает как часы. Глушил, заводил все супер. Поработал 30-40 мин. Все супер. Довольный пошел домой, но с мыслями, что где-то есть подвох. Пришёл через часок завел — всё супер, поработал мин 5 и заглох сам. Дёрнул не заводится. Проверил искру на свече нет, после коммутатора нет, после генератора есть. ПРИЧИНА КОММУТАТОР.
Через 5 мин проверяю есть. Подключаю свечу, пару раз искра пробивает и пропадает.
Буду паять коммутатор, а там дальше отпишусь.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Сегодня пол дня был в гараже и наконец-то спаял коммутатор. Правда с третьей попытки.
1 Травили плату (этим вообще занимался в первые), получились что попало, бросил и купил просверленную заготовку.
2 Сел сегодня паять, то один зашёл, то другой, и каждый отвлекает. Вроде спаял. Подключаю, искры нет. Проверял-проверял, ничего не получается, бросил.
3 Хорошо, что ума хватило взять на два комплекта — мало ли что. Начал все заново, спаял. Подключаю проверить, завел двигатель (правда пару раз меня током хорошо тряхнуло от этой платы) и смотрю как от неё дым идет. Заглушил, посмотрел — резистор R4 почернел. Ну, думаю, всё. Походил, думаю надо еще пробовать, завел работает все нормально (но током хорошо бьёт если до платы дотрагиваться) теперь думаю надо R4 поменять и опять попробовать, а потом заливать. Или сразу залить? Как лучше? Завтра поеду на базар, докуплю недостающие детали.
Еще вопрос, надо ли каким-то лаком вскрывать плату или просто залить клеем?
1 Плата будет прилично лупить током даже если не подключена высоковольтная катушка, а вы просто дёргаете за стартер. Так как, сама катушка зажигания, уже вырабатывает высокое напряжение. Так что, во время работы мотора, к коммутатору лучше не прикасаться.
2 Резисторы ставьте как можно мощнее. Мощность резисторов на работу коммутатора не влияет, но влияет на надёжность. Если резистор слабый, то рано, или поздно лак на нём обуглится, а уголь — хороший проводник. Номинал резистора уменьшится, а в худшем случае может пропасть контакт у колпачков резистора. Тогда опять начнутся проблемы с пропаданием искры.
3 Про варианты герметизации платы я уже говорил в статье: fish-hook.ru/po...oimi-501/
Можете облить её эпоксидным клеем и пусть сохнет. Когда высохнет — повторите процедуру. Но лучше поместить коммутатор в какой либо герметичный корпус. Тогда будет возможность его ремонта.
Какой резистор по мощности поставить? Я в этом не понимаю.
Тоже самое и по поводу ремонта платы, даже если она будет доступна, я даже не знаю как её прозвонить так что само собой ЭПОКСИДКА.
Чем больше размер сопротивления, тем больше у него мощность. Ставьте на 1, или больше ватт, но с нужным сопротивлением, если позволяет место на плате.
По поводу ремонта: сгоревшие (чёрные, обуглившиеся) резисторы будет видно. Диоды очень легко проверить любым тестером, меняя полярность щупов. Ну а тиристор можно заменить не проверяя, на всякий случай. Больше там ломаться нечему.
Уже говорю не шарю в этом. Вот R4-51 какой мне нужно поставить.
Это мне нужно резистор 1ватт 51ом, я правильно понимаю?
И желательно их все ставить 1 ватт или лучше больше?
Всё правильно: R4 — 51 Ом. Лучше ставить мощнее, если позволяет место на плате. Можно расположить резисторы на плате стоя. Так будет компактнее.
Сегодня был на радиорынке. Оказывается, что я в первый раз вообще не такие как надо конденсаторы купил, а оно ещё и работает. Сделаю фотки скину.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Во чего я налепил:
Ничего себе ! Вместо неполярного накопительного конденсатора, вы втюхали туда электролит! Второй конденсатор тоже явно не из той оперы. Думаю, далеко бы вы на этом коммутаторе не уплыли. По идее, через некоторое время, электролитический конденсатор должен был взорваться.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
«Верещагин, не заводи мотор, взорвешься!». (фильм «Белое солнце пустыни»)!
Ну где-то с полчаса в ведре проработал, все нормально резистор только обуглился а второй выковырял с родной платы.
Поменял два конденсатора завел работает как часики, решил согнуть пластину охлаждения для меньшего объема всего блочка после сомнения пластины искра пропало. Хорошо, что заказывал два тиристора, впаял второй заработало. Вот только резистор R4 1вт 051 ома немного потемнел, наверно надо поставить на 1.5 Вт? Что скажете?
Гнуть пластину нужно было не у корпуса, а на некотором расстоянии, придерживая основание пластины корцангом, или круглогубцами. А так, согнув пластину у корпуса, вы как бы слегка вытянули её. Проще говоря, нарушился контакт кристалла с проводником у тиристора.
Резисторов мощностью 1.5 Ватт, не существует. Во всяком случае, российских резисторов такой мощности я не встречал. После 1 Вт, идёт уже 2 Вт. Если резистор слегка потемнел, то ничего страшного. Если есть место на плате (а оно, видимо, есть), то можете поставить двухваттный резистор. При этом, детали не должны касаться друг друга.
Александр, а не приходилось откручивать корпус генератора? У меня там стоит гайка на 15. Не в курсе какая там резьба? Вопрос задаю в связи с тем, что тест лампочкой от гирлянды генератор не прошел. Приходится искать там.
Нет, Сергей, маховик я не снимал. Гайку крепления маховика я откручивал, но чтобы стянуть маховик с вала, нужен съёмник. Маховик плотно сидит на валу.
Комментирование доступно только авторизованным пользователям.