Утром второго дня мы никуда не торопились, поскольку практически всё в Калуге в выходные начинает работать с десяти часов утра.
Думали с утра позавтракать в той же самой столовой «Борщёв и Ложкин», однако обошлись чаем с овсяным печеньем, благо “Пятёрочка” в одном с нами доме находилась.
Маршрут на день был простой: сперва в Свято-Георгиевский храм (я уже рассказал о нём), потом — в дом-музей К. Э. Циолковского, а оттуда уже пешком гуляем по городу в сторону центра, попутно выполняя самостоятельно придуманный квест “Найди космонавтика”.
В дом-музей у нас уже были приобретены билеты, а вот экскурсию на сайте заказать не получится. Шли в надежде, что на месте этот вопрос решится, потому что просто ходить и смотреть на предметы быта, не зная каких-то нюансов, не очень-то интересно. Оказалось, что можно взять аудиогид, чем не преминули воспользоваться.
Звезда КЭЦ
Вообще-то Константин Эдуардович не коренной калужанин, родился он в 1857 году в селе Ижевское Рязанской области, но его отца время от времени переводили по службе, так что пожить Циолковскому довелось и в Рязани, и в Вятке.
В возрасте примерно десяти лет Константин переболел тяжёлой формой скарлатины, вследствие чего практически полностью оглох. В гимназии он смог отучиться всего три класса, причём во втором даже был оставлен на второй год по причине неуспеваемости по многим предметам. Примерно с 14 или 15 лет Константин занялся самообразованием, а в 1873 году отец, заметив что его сын увлекается техникой, решил отправить его в Москву, готовиться к поступлению в Московское техническое училище, в связи с чем Циолковский был официально отчислен из Вятской гимназии.
В Москве он прожил три года, никуда не поступив, но продолжая заниматься самообразованием, а в девятнадцатилетнем возрасте вернулся в Вятку, где два следующих года работает репетитором по алгебре и геометрии.
Ещё два года спустя семья опять возвращается в Рязань, где Константин Эдуардович сдаёт экстерном экзамен на звание учителя народных училищ, и в январе 1880 года получает назначение на должность учителя арифметики и геометрии в училище города Боровска.
Следующие двенадцать лет Циолковский живёт в Боровске. Там он женится, там родятся первые четверо из семи его детей.
А в Калугу они переберутся только в начале 1892 года, по ходатайству директора народных училищ Калужской губернии, Константину Эдуардовичу на тот момент было уже 35 лет. Первую квартиру сняли на улице Георгиевской, до нашего времени это здание не сохранилось, на его месте — новодел.
Я боюсь себе даже представить что это было за жилье, если дом, который я вам показывал в первой части своего повествования, в Википедии назван «более удобной квартирой».
Здесь, как написано на табличке, Константин Эдуардович с семьёй проживёт с 1893 по 1902 годы.
А тот дом, в который в который мы отправились на экскурсию, Циолковский купит в 1904 году, в мае, и мне стало интересно — получается что было ещё какое-то жильё, где ютилась семья учёного с марта 1902 по май 1904 года. Искал-искал сведения о нём, и нашёл вроде бы, что стоял тот домик на пересечении нынешних улиц Циолковского и Королёва, то бишь аккурат в том месте, где сейчас разбит сквер и стоит памятник «Связь времён».
На момент покупки третьего дома это будет обычная пятистенка с одной жилой комнатой, но в апреле 1908 года река Ока во время половодья поднимется аж на семнадцать метров и затопит жилище учёного.
Придётся делать ремонт, во время которого к дому будут добавлены ещё пара помещений на первом этаже, и пристроен второй этаж.
До наводнения единственная комната будет разделена тонкой деревянной перегородкой, которую Циолковский сделал самостоятельно, чтобы хоть как-то разграничить, или как модно говорить сейчас, зонировать пространство.
О личности самого учёного рассказывать тут, как мне кажется, смысла не имеет, все и так в первом приближении знают о нём хоть что-нибудь, а если захочется узнать больше, то лучше покопаться в интернете, там такой объём информации, что можно не один день просидеть у экрана компьютера, постоянно узнавая что-то новое.
Бытовые условия в доме тоже, наверное, описывать излишне, они во многом схожи с условиями жизни среднестатистической семьи того времени с невысоким достатком. Обычные столы и стулья, лавки, железные кровати с панцирной сеткой. Возможно, как исключение — пара недорогих музыкальных инструментов, чтоб дети могли учиться музыке, да изразцы на печи-лежанке.
Из интересного — любимая тарелка Константина Эдуардовича на столе в маленькой столовой, которую домашние называли «тарелка с тигром»
Да фаянсовая кружка учёного с назидательной надписью «Бедность учит а счастье портит».
Второй этаж в этом плане куда более интересен, там как раз и находятся личный кабинет Циолковского, он же — библиотека и спальня, плюс ещё мастерская на веранде.
Жестяные воронки, находящиеся в разных комнатах дома — не что иное, как самодельные слуховые аппараты различного назначения, потому и разных модификаций.
Стол для записей и для работы с корреспонденцией.
Стол для практических работ и опытов.
Самодельный телескоп, установленный на высокой треноге, представляет собой не что иное, как обычную подзорную трубу. Мы уже видели эту конструкцию, воплощённую в бронзе, в составе скульптуры «Связь времён».
Ну и мастерская.
Представляете? Пользуясь такими, можно сказать, примитивными приборами и инструментами, Циолковский закладывает основы аэродинамики, разрабатывает принцип пакетной компоновки ступеней ракеты, в теории просчитывает конструктив оболочки космического корабля, способный выдержать высокие температуры при прохождении в плотных слоях атмосферы, и так далее, и так далее, и так далее…
Воистину — человечище!
В 45 лет Константин Эдуардович научился ездить на велосипеде, и не слезал с «железного коня» практически до самой кончины.
Сам он о своей привязанности рассказывал так:
Поблизости моей квартиры был Загородный сад. Я часто ходил туда думать или отдыхать — и зимой, и летом. Однажды встретил там знакомого велосипедиста. Он предложил мне поучиться ездить на велосипеде. Попробовал, но безуспешно — все падаю. Тогда я заявил: «Нет, никогда я не выучусь кататься на двухколёске». На другой год купил старый велосипед и в 2 дня научился. Было мне 45 лет. Велосипед был для моего здоровья чрезвычайно полезен: улучшил легкие и развил мускулы ног,... но ослабился интерес к конькам и водяному спорту
Тот, самый первый, сделанный московской фирмой «Дукс», стоит теперь на веранде-мастерской
В коридоре же на первом этаже висит ещё один, это подарок учёному к 75-летию от ОСОВИАХИМа (прародителя ДОСААФ). Этот экземпляр был изготовлен на Пензенском велосипедном заводе.
На доме, кстати, тоже висит памятная табличка, где указано, что жил Циолковский тут до 1933 года. А что же последние два года жизни? Ведь не стало Константина Эдуардовича в 1935-ом.
А тут всё просто, оказывается к 75-летию Циолковского Калужский горсовет подарил ему просторный дом, расположенный на той же улице, только в другом её конце. Сейчас в нём живут потомки учёного.
Квест «Космонавтики»
Во дворе дома-музея К. Э. Циолковского мы нашли ещё одного космонавтика, и хотя он не был первым ни в нашем квесте, ни в очерёдности установки этих маленьких скульптур в Калуге, но начну я, всё-таки с него, ибо носит он символический номер 001.
Как вы уже, наверное, прочли на табличке — это подарок дому-музею от автора. Открыт он был 15 июня 2024 года во время космического фестиваля «108 минут».
Спрашиваете, что означают цифры 108 в названии фестиваля? Ровно столько длился полёт Юрия Алексеевича Гагарина.
И Костей этого космонавтика зовут, я так понимаю, не просто так.
Ну что, позволю себе немного окунуться в предысторию появления этих маленьких человечков на улицах Калуги.
Идея их установки принадлежит Александру Кривровичеву, директору калужского драмтеатра, а спонсором воплощения его задумок является уже мелькавший у меня в описании одной из фотографий «Фора-банк».
Первый космонавтик, получивший полуофициальное имя «Театрал», с 28 июня 2023 года сидит у крайней левой колонны главного фасада драмтеатра.
Там же, неподалёку, на одной из ступеней фонтана, установлен космонавтик «Павел Павлович», но его нам увидеть не удалось, поскольку фонтан и ступени-каскады на зиму укрыты деревянными навесами.
А вот того, что с августа этого года стоит на улице Театральной, неподалёку от скульптуры Циолковского, зовут «Велосипедист Тёма», причём герои обеих скульптур стоят рядом со своими велосипедами, Константин Эдуардович — с двухколёсным, Тёма — с трёхколёсным.
Тут надо упомянуть один нюанс — все эти скульптуры изготовлены на частные деньги, муниципалитет не имеет к этому никакого отношения, и из бюджета не взято ни копейки.
Установку маленького велосипедиста оплатила местный предприниматель Светлана в подарок своему сыну Артёму.
Кстати, и Пал Палыч, которого мы не увидели — из той же оперы, спонсор его установки — бизнесмен Павел Остапов.
Тот, которого мы видели в субботу возле здания Инновационного культурного центра, расположенного недалеко от Музея истории космонавтики, носит прозвище «Урбанист». Появился он тоже в августе текущего года, на недельку раньше, чем «Тёма».
В руках у него — баллончик с краской, которой он, якобы, сделал на бетонной стене для паркура надпись «Молодёжь и городская среда».
Ну и поехали дальше!
Космонавтик «Дорожник» с октября прошлого года стоит рядом с памятником «600 лет Калуге», у дорожной развязки на въезде в город. Это подарок городу ко Дню работников дорожного хозяйства от «ФКУ Упрдор Москва — Бобруйск Росавтодора», офис которого расположен неподалёку.
Хотя, я бы сказал, что это Росавтодор самому себе сделал подарок.
«Тестоеды» Иван и Игорь Перепёлкины — дети предпринимателя Игоря Перепёлкина, владельца магазина «Калужское тесто», рядом с которым в марте нынешнего года эта композиция появилась.
Чтоб не было путаницы, имена мальчиков выгравированы сбоку на шлемах (в кадр не попало).
Про тесто расскажу чуть погодя, а пока движемся дальше по намеченному маршруту.
На перилах бетонного ограждения смотровой площадки в городском парке год назад, в декабре 2023, появился «Офтальмонавтик» в белом халате поверх скафандра, и табличкой, которую я называю «Таблица Шэ-Бэ».
Спонсор установки — медицинский центр МНТК «Микрохирургия глаза». Сам по себе этот центр находится далеко за чертой города, аж за Калужским бором, видимо поэтому место для установки выбрано не совсем обычное.
На выходе из парка стоит ещё «Выпускница Саша», установленная в день последнего звонка в мае этого года, но я забыл про неё, а когда вспомнил, то уже поздно было возвращаться.
Интересно, что оплатила установку Александра Чеснокова, которая живёт совсем не в Калуге, а в Московской области, в городе Долгопрудном.
Точно так же, как и про «Сашу», забыл я про «Связиста», хотя тут расстраиваться особо нечего, ибо вряд ли мы смогли бы его увидеть без бинокля.
С сентября месяца стоит он у входа в офис Ростелекома, но в будние дни до 9:00 и после 18:00, а также в выходные и праздничные подойти к нему нельзя, поскольку территория закрыта.
А вот к «Строителя Петю» я бы не пропустил ни в коем случае!
Открыт он был в августе, ко Дню строителя, а имя получил в честь архитектора Петра Романовича Никитина, спроектировавшего построенные в Калуге во второй половине XVIII века Каменный мост, комплекс зданий Присутственных мест и Гостиного двора.
«Влюблённая пара», созданная по заказу семейной четы Алексея и Евгении Сёминых, сидит с декабря прошлого года у дверей Дворца торжеств ЗАГСа.
Появление ещё одной скульптуры проспонсировал Калужский приборостроительный завод «Тайфун», поэтому зовётся она «Космонавтка Тая».
Смотрит Тая в небо, прижав к груди букет, с 9 апреля нынешнего года, установлена накануне Дня космонавтики.
Это единственная фигурка, которую воровали, в мае её стащил девятнадцатилетний парень, которого вскоре нашли.
Всего на сегодняшний день в Калуге установлено двадцать две фигурки с космонавтиками, и я так думаю, что тут уместно будет сказать — пока двадцать две, ибо скорость их появления стремится к космической. Мы нашли десять, при должном усердии могли бы сфотографировать ещё, как минимум три, а то и четыре, однако цели запечатлеть как можно больше перед нами не стояло. Кого нашли — того и нашли.
Небольшая обзорная экскурсия по Калуге
Про калужское тесто обещал рассказать.
Это новый старый бренд, который появился не так давно, хотя само тесто было популярной сладостью у калужан в XVIII-XIX веках. После революции рецепт теста был утерян, и восстановлен энтузиастами-краеведами уже в веке нынешнем.
Рецепт, по сути, несложный — ржаные сухари запаривают кипятком, а потом смешивают с мёдом и пряностями: кардамон, гвоздика, корица и имбирь. По консистенции это тесто напоминает пирожное «Картошка».
Мы пробовали. По вкусу — ничего особенного, но как инструмент для привлечения туристов — вполне нормально!
Немного — о некоторых достопримечательностях, которые попали в кадр.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, православный храм, построенный в 1754—1762 годах в стиле русского барокко.
Саша @Aleks34, когда-нибудь я научусь фотографировать так, чтоб без дисторсии.
Жилой дом конца XIX века. Вот хотя бы так могли бы выглядеть старинные дома в Калуге, будь у администрации города на то желание.
Хотя, думаю, что не только в желании дело, но ещё и в финансах.
На центральных улицах с этим дело ещё более-менее приемлемо обстоит, а вот чуть в сторону сверни, и часто взору предстаёт что-нибудь подобное.
Не фотографировал отреставрированные фасады домов на улице Ленина, по которой мы шли от исторического центра к вокзалу, вот там их вид вполне приличный.
Чтоб от дома-музея Циолковского попасть в административный центр Калуги, нужно пересечь довольно глубокий Березуйский овраг, и сделать это можно по старейшему виадуку в России — Каменному мосту. Его длина — 122 метра, высота — 23.
За мостом — проездная арка комплекса зданий Присутственных мест, постройки 1778 — 1787 годов, их, как и мост, проектировал упомянутый мною выше архитектор Никитин.
Выстроен этот комплекс на том месте, где ещё до начала XVIII века находился деревянный Калужский кремль, который был снесён из-за ветхости, а крепостные валы и рвы были срыты по указу Екатерины II как раз во время застройки города по новому плану, утверждённому императрицей.
Из всех строений остался, как и в других похожих ситуациях, только главный храм Кремля, потому что, в отличие от крепостных стен, церкви к тому времени уже в основном строились каменными.
Деревянный Свято-Троицкий собор был выстроен в XVI веке, и просуществовал до 1619 года, когда был сожжён взявшими город приступом запорожскими казаками под командованием Петра Сагайдачного, однако первое упоминание храма датируется 1610 годом, когда в нём было захоронено тело Лжедмитрия II.
Могила царя-самозванца не сохранилась, ибо на месте сожжённой церкви была возведена новая, деревянная, которую в 1686 году перестроили в камне. Однако и тот храм быстро пришёл в негодность, и в 1786 году, опять же по указу императрицы, к северу от существовавшего был заложен новый собор, строительство которого закончилось в 1819 году. Обветшавший старый был разобран.
В настоящее время главный кафедральный собор Калуги выглядит вот так.
Стоит он в городском парке, где находится, как я уже говорил, смотровая площадка. Не посмотреть с неё на Оку мы просто не могли.
Льда на реке ещё не было.
От реки идём к Гостиному двору.
В 2010 — 2015 годах комплекс Гостиного двора, выстроенного в 1784 году, был отреставрирован, и сейчас выглядит довольно неплохо.
Рядом с одним из входов в торговые ряды стоит указатель городов-побратимов.
До Минска 669 километров.
А через дорогу, у здания Администрации губернатора Калужской области — памятник великому князю владимирскому и московскому Ивану III, собирателю земли русской. Калуга выбрана для этого не случайно, ведь именно в калужской земле произошло великое Стояние на Угре, положившее конец власти Золотой Орды.
Установлен он там же, где ранее стоял памятник Ленину, в интернете пишут что споров и возражений по этому поводу было очень много, но в итоге случилось как случилось — Ильича перенесли в сквер, носящий его имя, а на освободившемся месте утвердился первый Государь всея Руси.
Ну и ещё пара фотографий.
Первая — фонари в виде самоваров на входе в бывшую усадьбу Золотарёвых, сейчас — часть музейно-краеведческого комплекса.
Вторая — Дом мастеров, двухэтажное деревянное здание возрастом около двухсот лет. Просто сказочный терем какой-то.
Мне вспомнилась Изнакурнож, музей НИИЧАВО, из романа «Понедельник начинается в субботу», вернее даже не она, а склад-музей из фильма «Чародеи».
А напротив — венец творения современных архитекторов, такая вот безвкусица.
Ну и надо бы, наверное, показать вам ещё «Шарик» — так калужане ласково называют памятник 600-летию Калуги.
И памятник ученику и другу Циолковского — Александру Чижевскому. Люстра Чижевского всем знакома, я надеюсь?
А теперь можно прикрепить, как и обещал, вторую фотографию инсталляции «Калуга космическая», той, что у Музея истории космонавтики.
Рассмотрим поближе?
Слева — ракета-носитель «Восток», рядом — «Шарик» и Юрий Гагарин с душой нараспашку. Ниже, под снегом — здание музея истории космонавтики, и скульптурная композиция «Связь времён»
Справа — Циолковский с велосипедом, глядящий в небесную высь, его дом, теперь — музей, Чижевский, сидящий в кресле, и стела на могиле Константина Эдуардовича.
Получается, что за два дня всё, что изображено здесь, вроде бы увидели, за исключением только памятника Циолковскому, расположенному в сквере Мира. До него тоже, в принципе, могли дойти, но так и не сходили.
И значит что наше путешествие под лозунгом «Калуга космическая» состоялась. И кружка в коллекцию куплена!
А ещё я понял, что могу собирать не только коллекцию кружек, но и коллекцию городовых. Вернее — фотографии их бронзовых скульптур.
Первая фотография у меня датирована ещё 2015 годом. Челябинск, пешеходная улица Баумана. Челябинский городовой на Михаила Пуговкина похож, не находите?
Следующий, пожалуй — саратовский городовой. С этой скульптурой связана очень интересная история, может как-нибудь расскажу.
Городовой из Тулы. Композиция открыта в 2018 году к 300-летию российской полиции.
И вот теперь ещё калужский городовой.
Напротив него стоит собачонка, но если бы я её попытался поймать в кадр, то там бы оказалась целая толпа народу со штативами. Как раз в то время, когда мы проходили мимо, какая-то компания устроила там фотосессию.
Страж порядка изображён в форме образца 1907 года, а на бляхе и кокарде у него видна цифра 40. Кто не в курсе — это цифровой код Калужской области, как субъекта Российской Федерации.
Говорят, что в образе городового московский скульптор Александр Смирнов запечатлел самого себя.
Как считаете — похож?
И на этом — всё!
По заснеженному городу, что добавляет ощущения близости праздника, идём к вокзалу пешком. До электрички в Москву времени осталось всего ничего.
На дорожку — кофе, и имбирный пряник!
С наступающим Новым годом, друзья!
Комментарии и отзывы 3
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Как всегда интересно и познавательно а с саратовским городовым действительно интересная история связана, недавно узнал
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Я его три раза фотографировал, в разное время года, но этот кадр оказался самым удачным.
Хотя были и другие.
Комментирование доступно только авторизованным пользователям.