Раздел Восточной Пруссии.

Как я уже писал в первой части повествования о нашем путешествии в Калининград, для того, чтобы упростить передвижение из города в город, мы на неделю арендовали автомобиль «Шкода Рапид».

Утром в среду отправились из Калининграда в вояж по области, взяв сначала путь на восток

Пока едем — опять немного покопаемся в истории.

Две мировые войны XX века для Восточной Пруссии оказались фатальными. После Первой мировой она потеряла часть Верхней Силезии, которая по Версальскому договору отошла к Польше, и земли Мемельланда за рекой Неман (или Мемель, если по-немецки), до 1924 года управляемые Лигой Наций, а после Мемельского восстания присоединённые к Литве. В 39 году Клайпедский край, бывший Мемельланд, был возвращён Германии, противостоять сильному сопернику маленькая Литва была не в силах. Годом раньше Германия вернула себе Силезию.

Вторая же мировая война вовсе стёрла с карт такое государство, как Восточная Пруссия.

Начало было положено на встрече Сталина, Рузвельта и Черчилля в Тегеране, в 1943 году, уже тогда рассматривались варианты расчленения Германии, ни у кого не было сомнений в её поражении. Сталин заявил на встрече, что у Советского Союза нет незамерзающих морских портов на Балтике, поэтому СССР должен получить в качестве репараций Мемель (Клайпеду) и Кёнигсберг, с прилегающими территориями.

Окончательное решение было принято на Потсдамской конференции в июле-августе 1945 года. По итогам соглашения Восточная Пруссия прекращала своё существование, большую часть территории, примерно 2/3 получала Польша, возвратив себе в том числе Верхнюю Силезию, а Земландский полуостров и Мемельская область передавались Советскому Союзу.

Почему Калининградская область была включена в состав РСФСР? Тут всё одновременно и запутано, и очень просто.

Мемельскую, или Клайпедскую область, естественно, присоединили к Литве, теперь уже — республике Советского Союза, восстановив, так сказать, историческую справедливость. К Литве же изначально предполагалось присовокупить и остальную часть доставшейся при разделе Восточной Пруссии территории, однако против этого неожиданно выступило партийное руководство республики, чем оно мотивировало свой отказ я не знаю.

Не прочь расшириться за счёт новых земель была Советская Белоруссия, но общей границы с Восточной Пруссией у неё не было, и этот вопрос пытались урегулировать путём обмена территориями между Белоруссией и опять же Литвой. И снова литовцы оказались несговорчивыми, отказавшись меняться землями с соседями.

А сроки-то подпирали, дальше тянуть с административным управлением в новом регионе было нельзя, и 7 апреля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР на территории округа была образована Кёнигсбергская область в составе РСФСР, а 4 июля того же года она была переименована в Калининградскую.

К слову говоря, почти за двести лет до этого уже случалось нечто подобное. В ходе Семилетней войны русские войска завоевали Восточную Пруссию, и её граждане присягнули на верность русской короне и императрице Елизавете Петровне, произошло это 24 января 1758 года.

Я вот только сейчас, сложив два и два, понял, почему аэропорт Храброво носит ещё и имя императрицы Елизаветы Петровны.

Иммануил Кант, кстати, как и прочие, принёс присягу русской императрице. Это позволяет нам с уверенностью сказать, что он, хоть и в небольшой степени, но всё же является и великим русским мыслителем тоже.

После смерти Елизаветы на престол вступил Пётр III, который, как говорится во многих источниках, был поклонником прусского короля Фридриха II, и именно на Петра Фёдоровича возлагают ответственность за возвращение всех завоёванных земель под прусскую корону.

Однако сейчас многие историки оспаривают это, утверждая, что хотя мирный договор с Пруссией был подписан именно Петром III, вместе с тем русские армия и флот продолжали базироваться на прежних местах, кроме того по заключённому союзному договору Фридрих обязался помогать России в войне против Дании, и во всех последующих войнах, если таковые будут.

Но, после совершённого в Росси переворота, приведшего к власти Екатерину II, вновь испечённая императрица не собиралась, вопреки ожиданиям многих, восстанавливать российское правление в Пруссии, а поддержала трактат о мире, и именно в её царствование русские войска были выведены с завоёванных территорий.

А кстати, вы знаете, что Карл Петер Ульрих фон Шлезвиг-Гольштейн Готторф (Пётр III) и его супруга София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская (Екатерина II) — родственники? Их общий предок, герцог Фридрих III Гольштейн-Готторпский, был прапрадедом Петра по отцовской линии, а у Екатерины он вообще трижды прапрадед, настолько тесно там переплетены межродственные связи.

В Национальном музее Швеции в Стокгольме хранится работа Анны Розины де Гаск, придворной художницы-портретистки при Ангальт-Цербстском дворе. На парном портрете, датированном 1756 годом — Великая княгиня Екатерина Алексеевна с супругом Петром III Фёдоровичем.

В Википедии есть подпись к этой картине, гласящая что

Указующий жест Екатерины и единый цвет одежды из дорогой ткани изображенных персон предполагает, что стоящий в мантии на одном колене кареглазый мальчик с дорогими кружевами как у Петра и крупными драгоценными камнями (как у Екатерины) в его чалме и на сапожках, это их сын Павел

Но я считаю, что автор сего текста даже не пытался сравнить дату написания картины, с датой рождения будущего императора Всероссийского Павла I. Если бы на картине был изображён сын Петра и Екатерины, то он, скорее всего, должен был бы сидеть на руках у матери, что выглядело бы более правдоподобно. Двухгодовалые дети, всё-таки, выглядят несколько иначе, нежели мальчик на картине.

Дома Романовых (хотя исторически верно было бы называть Гольштейн-Готторп-Романовых) я коснулся неспроста, и хочу вам представить фотографию последнего императора Всероссийского Николая II и Верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича, тоже Романова, как вы понимаете. Дядей императору он приходился, то ли двоюродным, то ли троюродным, лень высчитывать.

Кадр этот сделан в Барановичах, в сентябре 1914 года, я же сфотографировал её в виде таблички на гранитном постаменте мемориала авторства Михаила Шемякина, о котором хочу рассказать.

Памяти забытой войны, изменившей ход истории

Неподалёку от города Гусева (бывший Гумбиннен) 20 августа 1914 года произошло первое сражение на восточном фронте Первой мировой войны. В той битве русские войска нанесли поражение превосходивших их по силам германским частям, но развить успех не смогли из-за усталости, несколько предыдущих дней российская армия передвигалась усиленным маршем, проходя по 25-30 километров в день без отдыха.

О Восточно-Прусской операции, длившейся с 17 августа по 15 сентября 1914 года, и завершившейся в итоге тяжёлым тактическим поражением Русской армии, можно рассуждать долго, но я вообще хотел сказать о другом.

Калининградская область — это единственный регион нынешней России на территории которого происходили сражения Первой мировой войны, поэтому именно здесь, в год столетия с её начала был открыт монумент «Памяти забытой войны, изменившей ход истории».

На фоне более страшной и кровавой Второй мировой, Первая мировая как бы отошла на второй план, но её последствия были не менее тяжёлыми. Прекратили своё существование четыре империи — Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская, серьёзно пострадали территории на которых шли боевые действия, катастрофические экономические последствия для большинства стран, участвовавших в войне, и перечень этот можно продолжать и продолжать.

Жёсткие условия, навязанные странами-победителями Германии и её союзникам, стали поводом к недовольствам в Германии и, среди прочего, способствовали приходу в 1933 году к власти нацистов.

В Первой мировой принимало участие более трёх десятков стран, где-то фигурирует цифра 34, где-то — 38, какая из них правильная я не знаю, но в любом случае — это уже не локальный конфликт, и символический земной шар на аллее мемориального парка нам об этом напоминает.

Силы противоборствующих сторон выполнены в виде плоских фигурок, напоминающих привычных нам игрушечных солдатиков.

Тоже, я так понимаю — аллегория, намекающая на то, что простые люди — лишь игрушки в руках власть предержащих.

Кайзеровских солдат узнаём по характерным шлемам, с пикой на навершии. Между прочим, хоть такая форма шлема и ассоциируется с прусскими и германскими армиями, однако имеет чисто российское происхождение.

Ну и фигуры, либо состоящие из одного контура, либо вообще бесформенные, призваны напоминать нам о погибших в той страшной войне, о получивших увечья, о пропавших без вести...

А заканчивается аллея мемориального парка скульптурной группой из трёх фигур: матери, потерявшей своего сына, жены или невесты, не дождавшейся своего возлюбленного, и солдата, перемолотого колесом войны, и распятого на нём.

Михаил Шемякин говорил, что памятник не посвящён никому отдельно — ни русским, ни немцам, ни другим народам. Это памятник трагедии войны, он интернационален и посвящен трагедии матерей, вдов, сестер, которые потеряли своих близких.

И ещё парочка фотографий с мемориала.

Глядя на эту, я вспомнил Сашу @Aleks34 и памятник «Казакам Тихого Дона».

И ещё одна, но уже с другой стороны, если можно так выразиться.

Вглядитесь в лица этих пацанов, совсем ещё детей. У того, что пониже, только-только пушок на верхней губе начал пробиваться, а высокого прямо распирает от счастья, как же, ведь он надел военную форму, он теперь уже мужчина!

Вспомнилась «На западном фронте без перемен» и Пауль Боймер, в компании весёлых и патриотически настроенных друзей, которые перед тем, как явиться в окружное военное управление, чтоб записаться добровольцами на войну, отправились в парикмахерскую, бриться.

Последние солдаты Вермахта

Продолжая тему войн, хочу рассказать о «последних солдатах Вермахта», продолжающих свою службу на территории Восточной Пруссии.

Большинство дорог Калининградской области — двухполосные, по одной в каждую сторону. Они не имеют ни разделителей по центру, ни отбойников, там просто некуда это впихнуть, нет даже толковых обочин, настолько узким является расстояние между двумя рядами деревьев по краям.

Высажены эти дубы, ясени и липы были более сотни лет назад, я бы даже рискнул предположить, что им лет по полтораста, не меньше. Сажали их не только для красоты, и создания тени для путников, но и для сохранности дорожного покрытия. Деревья дренируют грунт, отводя лишнюю влагу, и защищают дорожное полотно от разрушения во влажном морском климате.

Вот эти-то исполины и являются теми самыми «последними солдатами Вермахта», так их прозвали местные жители за то, что они являются участниками многочисленных ДТП, зачастую со смертельным исходом.

Как поездивший целую неделю по дорогам нашей самой западной области, могу утверждать, что вины деревьев тут нет, вся ответственность лежит исключительно на водителях. Самому несколько раз приходилось прижиматься к обочине, чтобы не столкнуться с летящим навстречу лихачом.

У чиновников области нет-нет, да и возникает идея спилить их к чёртовой матери, снизив тем самым смертность, но народ всякий раз встаёт на защиту исторического наследия, и пока удачно.

Уничтожить красоту проще, чем приучить людей к порядку, но если каждый раз решать проблемы таким образом, то красоты не останется вовсе.

Это аист, Эрменрих, самый старый жилец Глиммингенского замка.

И ещё о красоте, но теперь уже — об архитектуре.

В области пытаются сохранить то, что уже имеется, хотя денег на это надо ой как много, ведь больше полувека практически ничего в этом направлении не предпринималось. Хорошо, что уже что-то сделано, и что-то продолжается восстанавливаться.

А ещё радует, что многие новые здания там строят, возводя их в стиле, присущем данному региону.

Таким, например, является частный инновационный кластер «Технополис GS», расположенный рядом с мемориалом «Памяти забытой войны", куда входят производственная зона, жилой квартал и креативное пространство.

Мне кажется, приятно жить в таком районе, в аккуратном домике на две-три семьи.

И безумно красивы старинные здания, и в особенности — кирхи, коих в Калининградской области очень много. Есть восстановленные, но большинство стоят заброшенными.

Одна из таких повстречалась нам в посёлке Дружба (до 1947 года — город Алленбург). Она не совсем заброшена, в ней действует музей, проходят какие-то концерты, театральные постановки...

Но меня больше всего впечатлили аисты, гнездящиеся на башне кирхи. Только глянул на одного из них, подлетающего к башне, и в голове сразу же возникли слова вожака стаи, гусыни Акки Кнебекайзе, из любимого с детства мультика «Заколдованный мальчик»:

Это аист, Эрменрих, самый старый жилец Глиммингенского замка.

И это был не последний Эрменрих, и не последний Глиммингенский замок на нашем пути, ведь турне по городам и весям Калининградской области только началось.