Обещания надо держать!

Кирилл @Kir напомнил мне недавно фразу, которую я обещался сделать названием следующего рассказа, а обещания надо держать!

Что нужно, чтобы не сидеть дома?

Для начала позволю себе небольшое размышление на тему «Что нужно сделать для того, чтобы отправиться в путешествие?», и на правах, если не самого путешествующего на этом портале из пишущих, то уж точно, самого пишущего из путешествующих :D начну с желания. :yes:

Это и есть самое главное условие, только желание должно быть истинным, а не просто мысли в духе: вот бы куда-нибудь съездить... :unknown:

Помните, в фильме «Чародеи» Виктор Петрович Ковров говорит Ивану:

- Пойми: для того, чтобы проходить сквозь стены, нужны три условия — видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий!

Цель вижу, в себя верю, в жену, конечно же, тоже! Препятствий не замечаю!

Вот и всё, пожалуй! Больше, в общем-то, ничего и не надо!

Конечно, если быть откровенным, то надо признать что возможности у всех разные, и мы с Леной перед многими имеем то неоспоримое преимущество, что практически ничем не обременены.

Дети уже выросли, и так получилось, что живут отдельно и далеко. Скучаем и по ним, и по нашей внученьке, но так уж повернулись жернова судьбы, и пока с этим ничего не поделать. А раз мы теперь предоставлены сами себе, то почему бы не взглянуть на ситуацию с другой стороны, и не воспользоваться случаем?

Да и дачи у нас нет, а это тоже большой плюс. У меня аж глаза из орбит от изумления лезут, когда кто-то из коллег или знакомых, на вопрос где они планируют провести отпуск, отвечают — на даче. :o Добровольное заточение, да и только! :yes:

Ну ладно бы в выходные съездить на дачу, это ещё я понимаю, но подарить ей две недели? Нет уж, увольте!

...

В общем, совпали у нас с Леной в последние два дня июня общие выходные, а такое теперь всего раз в месяц бывает, и значит надо этим воспользоваться!

Хотели в гости ко Льву, а попали к Антону.

Ах да. Забыл ещё сказать в предисловии, что не надо сильно расстраиваться, если планам не суждено было сбыться, надо просто оперативно поменять планы!

— Что ж вы, изменили мечте?
— Нет, просто мечту изменила.

Вот и нам иногда приходится менять мечту.

В субботу планировали побывать в Ясной Поляне, усадьбе Льва Николаевича Толстого, но, как оказалось, в любое здание музея, в том числе и в саму усадьбу, можно попасть исключительно в составе экскурсионной группы, самостоятельное посещение невозможно, а билетов на сайте уже не было. Можно было бы поехать, чтоб погулять по территории, но хотелось-то другого.

Зато теперь мы уже опытные, и знаем, что шевелиться нужно загодя, дней за десять до мероприятия, а то и за две недели. В другой раз будем держать руку на пульсе, и Лев Николаевич, я надеюсь, нас дождётся! :D

А сейчас срочно меняем планы! Что у нас в той стороне, на юге от Москвы, ещё имеется интересного?

Так вот же отличный вариант — усадьба Мелихово, музей-заповедник Антона Павловича Чехова. И билеты на экскурсии имеются.

Едем!

Чехов (Лопа́сня)

Наученные опытом с Ясной Поляной, оплатили два места в сборной группе на экскурсию, и в связи с этим возник резонный вопрос — что делать до того?

Дело в том, что езды от нас и до Мелихово — часа полтора, а экскурсия начнётся в 12:00. Но загвоздка-то в том, что полтора часа в дороге — это если успеть проехать МКАД до 8:00, иначе потом встрянешь в пробки из-за проводимого на кольцевой ремонта дорожного полотна, и там уж как карта ляжет, добавляй ко времени в пути ещё час, как минимум.

Благо, есть куда ещё податься. Если с Симферопольского шоссе уйти не влево, а вправо, то мы попадаем в город Чехов, до 1954 года — посёлок Лопасня (ударение на А).

Я уже рассказывал, что мы с Леной придумали себе вкусную традицию: по приезду в посещаемый город перво-наперво обязательно выпить по чашечке кофе с какой-нибудь сладостью. В Чехове для этого присмотрели кофейню «Молоко», небольшое, но вполне уютное заведение.

После утреннего кофе пошли немного прогуляться, а потом подъехали к Анно-Зачатьевской церкви

И расположенной рядом с церковью усадьбе «Лопасня-Зачатьевское»

На стене хоть и висит табличка «Усадьба Гончаровых», однако большую часть своего существования она принадлежала роду Васильчиковых.

Давайте попробуем разобраться, откуда же взялось упоминание о Гончаровых. Следим за текстом:

Через семь лет после гибели великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, его вдова Наталья (в девичестве — Гончарова) выходит замуж во второй раз, за генерал-майора Петра Петровича Ланского. А сестра Ланского, Мария Петровна, была замужем за генерал-майором Васильчиковым, таким образом Наталья с детьми стала часто бывать в имении Васильчиковых.

Дальше ещё интереснее. Старший сын Пушкина, Александр Александрович, женится на племяннице П. П. Ланского, и десять внуков великого поэта взрослеют в этой усадьбе. А дочь хозяина усадьбы Екатерина Николаевна Васильчикова, становится женой младшего брата Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской, Ивана Николаевича Гончарова (так сказано на сайте музея). На самом деле младшим братом Натальи Гончаровой был не Иван, а Сергей. Иван был старше Натальи на два года, а Сергей — на три младше.

Ещё не запутались? :D

Так вот дочерям Ивана Николаевича и Екатерины Николаевны: Екатерине, Надежде и Наталье Гончаровым и досталось по наследству это имение, которым они владели до революции...

И красивый парк с прудами рядом, как было заведено в усадьбах русских дворян.

Пацанов видел, приехали карася на поплавочку половить. Один из них руки разводил, показывал — вот такие тут водятся! По масштабам — это на полкило, не меньше.

Наши люди! :D

Александр Александрович Пушкин, кстати, похоронен у стен Анно-Зачатьевской церкви, там же — его супруга Софья Александровна, их сыновья Сергей, Григорий, и внучка Софья Павловна Воронцова-Вельяминова. Но я об этом факте узнал поздно, так что к некрополю у стен храма мы не подходили.

И в саму усадьбу тоже не зашли, там сейчас всё соответствует второй половине XIX века — ампирные нарядные люстры, фаянсовая, фарфоровая и стеклянная посуда, мебель из драгоценных пород дерева. Музей, в котором можно поближе познакомиться с историей семейных и дружеских связей ее владельцев и с бытом русского дворянства. Пушкинское гнездо, в котором сам поэт никогда не бывал. :D

Может когда-нибудь и посетим, судя по отзывам там довольно интересно.

Но в эту поездку у нас был, всё-таки, запланирован визит к Чехову, значит отправляемся в то место, которое связывает Лопасню с Антоном Павловичем.

А место это — бывшее Лопасненское почтовое отделение, открытое 2 января 1896 года по прошению местной интеллигенции, и среди прочих — А. П. Чехова и его брата Михаила.

Антон Павлович встречает нас во дворе.

А в самом здании сейчас располагается музей писем писателя.

Но в интерьерах почтовой станции конца XIX начала XX веков.

Ямщик на фоне старого города.

Колокольчики под дугой, и просто колокольчики, без дуги.

Можно в них звонить. Звук, знакомый по старым фильмам.

Почтовый рожок

Потовый ящикъ.

Старинные часы

И конторка за перегородкой.

Лампочки в осветительных приборах — с красноватым свечением, тусклые, мерцающие, создающие ощущение огня керосиновой лампы.

А в конторке — почтовый работник тех времён. Сфотографировал с двух ракурсов.

Дядя, наверное, балетом в молодости занимался, ноги почти во второй позиции. ;D

Но и Чехову с его письмами тоже выделено место, целый стол под зелёным сукном...

И несколько витрин у стены. Что характерно — есть прижизненные издания его писем, большинство — под редакцией сестры, Марии Павловны.

Ну а раз это — «Почтовое отдѣленіе», значит можно и корреспонденцию отсюда отправить куда-нибудь.

С прошлого года стараюсь выслать приветственную открытку на адрес центрального офиса компании, в которой работаю, из тех городов, где бываем во время поездок. Пока на «Доске путешествий» моих всего четыре.

Из Новогрудка.

Из Ростова Великого.

Из Энергодара.

И из Мариуполя.

В Лопасне уселся за столик, чтоб заполнить ещё одну.

И тут же, во дворе, сунул её в почтовый ящик. Будем ждать, когда придёт по адресу.

И всё. А теперь нам вышел срок отправляться в Мелихово.

Мелихово

По незнанию я сперва подумал, что одноэтажное здание в глубине двора и есть центральный дом, ан нет...

Это не только не главное здание, но даже ещё и не территория Чеховской усадьбы. По соседству с Антоном Павловичем жили ещё две семьи, Кувшинниковы и Варениковы, вот кому-то из них (кажется Варениковым) и принадлежал этот участок.

В советское время эта земля принадлежала колхозу, и на месте снесённого дома Варениковых был построен сельский клуб. Когда же территорию присоединили к музею-заповеднику «Мелихово», в здании оборудовали театрально-выставочный зал.

То мужик в пиджаке, что встречает посетителей на входе — даже не памятник, а всего-навсего садово-парковая скульптура, а памятник Чехову в Мелихово всего один, и находится он дальше, уже на территории усадьбы.

Вернее не памятник, а бюст, работы скульптора Мотовилова, установленный в 1951 году.

Кстати, у музея имеется свой театр «Чеховская студия», который работает уже почти двадцать лет, с 2006 года. Причём это не какой-то любительский кружок, а профессиональный коллектив, в котором есть даже носящие звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

Каждый весенне-летний сезон в усадьбе даются спектакли прямо на воздухе, в день нашего приезда это была «Чайка», но мы об этом, к сожалению, поздно узнали. Идёт она тоже под открытым небом, только локации для каждого действия меняются, и лишь четвёртое действие, если я правильно понял экскурсовода, проходит в помещении.

А кроме того, каждую субботу, в течение всего дня, идут короткие постановки по Чехову, в основном — по его юмористическим рассказам.

Остановился всего на минутку, чтоб сфотографировать, ибо уже началась экскурсия, а сразу на двух стульях не усидишь.

Начали мы свой маршрут по Мелихово с домика с вывеской «Амбулаторiя»

На самом деле, амбулатории как таковой в усадьбе при жизни Чехова не было, больных он принимал либо в своём доме, либо выезжал к ним на место, а интерьер своеобразного медпункта просто воссоздан в одном из строений, в бывшей людской.

Денег с посетителей Антон Павлович не брал, лечил жителей двадцати пяти окрестных деревень и рабочих с близлежащей фабрики совершенно бесплатно. За первое лето жизни в Мелихово, в 1892 году, Чехов лично осмотрел около тысячи больных.

Как раз в том же 1892 году из южных губерний надвигалась эпидемия холеры, Чехов берёт на себя обязанности санитарного холерного врача. Всего в России в холерные 92-93 годы зарегистрировано 620 тысяч больных, из которых половина умерла, из пациентов же доктора Чехова не умер ни один!

От амбулатории переходим, наконец, к главному дому, в котором большая семья писателя проживёт семь лет, в период с 1892 по 1899 годы.

Вообще-то Чехов мечтал купить имение где-то на Украине, присматривал варианты под Полтавой, но всё чаще стал давать о себе знать туберкулёз, которым писатель болел ещё со студенческих лет, что заставило спешно искать другие варианты.

22 февраля 1892 года Антон Павлович напишет в письме своему другу, драматургу Билибину:

Волею судеб покупаю себе угол не в Малороссии, а в холодном Серпуховском уезде, в 70 верстах от Москвы. И покупаю, сударь, не 10 — 20 десятин, как хотел и мечтал, а 213. Хочу быть герцогом.

В сам дом заглянем чуть попозже, а пока ещё погуляем по парку.

Неподалёку от главного крыльца, с южной стороны дома — столб, на котором закреплён колокол, созывающий к столу как домочадцев, так и многочисленных гостей. Эксурсовод рассказывала, что звук колокола так хорошо был слышен жителям близлежащих деревень, что они тоже мало-помалу переняли режим питания семьи Чеховых.

Слышен звон — значит пора за стол! :D

А с восточной стороны — шикарнейшая терраса.

Может быть встречали в интернете фотографию Чехова, где он сидит на ступенях этой террасы, в обнимку с таксой.

Такс у Антона Павловича было две — беспокойная и непоседливая Хина, и спокойный уравновешенный Бром. Имена, как вы понимаете, были даны согласно характерам собак, а когда они подросли, то к именам добавились отчества: Хина Марковна и Бром Исаевич.

Есть на территории усадьбы и памятник этим собачкам, но участок, где он находится, сейчас закрыт из-за ремонтных работ, так что нам не повезло его увидеть.

Возвращаясь же к самой террасе, стоит сказать, что именно здесь в июне 1982 года артисты Липецкого драматического театра имени Л. Н. Толстого отважились на неслыханную дерзость — решили сыграть на веранде главного дома недавно поставленную ими «Чайку».

Вот с той постановки и началась история театрального фестиваля «Мелиховская весна».

Неподалёку от дома — кухня, которая в первый же год была перенесена из главного дома в людскую, чтобы не мешали запахи еды, а годом позже Чеховым были приобретены два сруба, объединившие в себе под одной крышей и кухню, и людскую.

Убранство нехитрое, как в обычной деревенской избе.

Чуть поодаль — флигель «Чайка».

Понятное дело, что собственное имя эта постройка получит много позже, поначалу флигель был выстроен как гостевой дом, с маленькой прихожей, спальней и рабочим кабинетом, но Антону Павловичу он так нравился, что сперва писатель в нём только работал, а в 1897 году перебрался туда окончательно.

На балконе видна мачта с маленьким красным флажком. Если флаг был поднят, это означало что доктор находится в усадьбе, и готов принимать больных. Не знаю правда, насколько высок должен был быть флагшток, и какого размера флажок, чтоб его можно было разглядеть издалека, но в нынешнем состоянии его и в самой усадьбе-то не с каждого места увидишь, а про деревни я даже не говорю.

Гостившей в Мелихово весной 1899 г. Ольге Книппер, будущей жене писателя, Чехов подарит фотографию флигеля с подписью:

Мой дом, где была написана «Чайка».

Эти слова сейчас выбиты на мемориальной табличке, прикреплённой у входа во флигель.

Внутрь не зашли, ибо, как оказалось, там отдельная плата за посещение, и в стоимость экскурсии она с какого-то перепуга не включена... :unknown:

Пошли гулять дальше, и на одном из деревьев наткнулись на «Питейный дом Братьев Скворцовых» :D

На фото видно плохо, но там три летка, а перегородок внутри нет.

Когда Чеховы перебрались в Мелихово, то в деревне не было ни больницы, ни школы, зато было целых три трактира, и местные мужики заглядывали в них так часто, что напомнили Антону Павловичу скворцов, которые весной, вскармливая птенцов, снуют туда-сюда, в скворечник и обратно, не останавливаясь.

Так что домик на дереве создан, так сказать, на основе наблюдений за жизнью крестьян.

Школа же в Мелихово будет построена уже по инициативе Чехова, и с вложениями его средств, причём вложил в строительство Антон Павлович довольно приличную сумму.

Вообще первую школу по его настоятельным просьбам, начали строить в Талеже, и на это строительство из государственной казны удалось выбить тысячу рублей, а недостающие две тысячи писатель добавил из собственного кармана.

Примерно то же самое произошло потом ещё дважды, когда строились школы в Новосёлках и в Мелихово. На мелиховскую школу, если мне память не изменяет, деньги собирали сами жители деревни, и смогли собрать аж 300 рублей.

В качестве благодарности на открытии школы в Талеже крестьяне преподносят Чехову хлеб-соль на резном деревянном блюде, которое сейчас можно увидеть в кабинете писателя.
А красивый настенный шкафчик, на котором стоит это блюдо, ни что иное, как домашняя аптечка.

Ну что ж, раз коснулись кабинета Антона Павловича, то с него и начнём гулять по дому, тем более, что и экскурсия наша велась тем же маршрутом.

Рабочий стол, с видом на огород с романтичным названием «Юг Франции» на котором выращивали диковинные для этой местности артишоки, спаржу, баклажаны, томаты, дыни, арбузы. А тыквы иногда вырастали такой величины, что их использовали вместо бочек при засолке огурцов.

Семена и удобрения Чехов выписывал по каталогу из Москвы. Работать в огорде и саду он очень любил, и говорил, что если бы не литература, то он мог бы стать садовником.

На стене напротив стола — семейные фотографии, портреты известных людей, картины Исаака Левитана, который был частем гостем в Мелихово.

Кстати, портрет Левитана тоже есть на этой стене, виден внизу в центре. Выполнен старшим братом Антона Павловича, Николаем. Нарисован портрет карандашом и подписан: «Рисовано с больного Левитана. 1885 год, 23 июня».

Николай тоже был очень талантливым человеком, прекрасно рисовал, но так же как и Антон, болел туберкулёзом. Умер совсем молодым, в 31 год.

В комнате сестры писателя, Марии Павловны, висит ещё одна работа Николая — незаконченный портрет брата, Антона. В верхнем ряду, в центре стены.

Большинство же остальных портретов и пейзажей — это работы уже самой Марии. Талантливая была семья, что ни говори.

Мария Павловна работала в то время учителем истории и географии в московской женской гимназии Ржевской, в Мелихово приезжала только на выходные, помогала брату по хозяйству, занималась живописью, и как мы уже знаем (помните изданные под её редакцией собрания писем А. П. Чехова) некоторыми бумажными делами брата.

А после смерти Антона Павловича она всю оставшуюся жизнь посвятила собиранию и издательству его литературного наследия, с 1921 года была бессменным директором Ялтинского дома-музея А. П. Чехова, ею же и созданным.

Между кабинетом писателя и комнатой его сестры находится гостиная, и экскурсовод пыталась обратить наше внимание, насколько её убранство перекликается с гостиной из четвёртого действия пьесы «Чайка», но я, к своему стыду, этого произведения не читал, хотя Чехов — один из моих любимых писателей. Ну вот не нравится мне читать пьесы, немного мешает их структура.

Может пришло время себя перебороть? Тем более, что «Вишнёвый сад» я же как-то прочёл. :D

Комнат в доме ещё хватает, есть и спальни родителей, Павла Егоровича и Евгении Яковлевны, есть просторная столовая, есть «Пушкинская» комната, но я тут их показывать не стану, уж извините, давайте лучше перейдём в комнату хозяина усадьбы.

Убранство простое, без особых изысков, только вместо традиционного для спален того времени прикроватного стола в углу устроился стол письменный, чтоб можно было при оказии работать по ночам.

Окно из комнаты выходит на пруд, о котором Чехов писал друзьям:

В саду в пятнадцати шагах от дома пруд... С карасями и линями, так что рыбу можно ловить из окна.

Заядлый рыболов, которому по стечению обстоятельств пришлось жить в местности, где и водоёмов-то приличных толком не было, Чехов устроил себе свой собственный, прямо под окнами, куда регулярно запускал привезенных из Москвы в баночках мальков рыб. Был тот пруд, со слов писателя, «величиною с аквариум», так и остался — пруд «Аквариум».

Не было такой породы рыб в России, кроме щуки, которая не водилась бы в этом пруду.

Так шутливо отзывался о водоёме младший брат писателя, Михаил.

Кстати, на берегу этого пруда была уже выстроена сцена для второго действия пьесы «Чайка», которую в эту субботу давали в Мелихово.

Но мы, как я уже писал, узнали про спектакль только по приезду в усадьбу, а планы менять было поздно, ибо предстояло ехать дальше.

А дальше была Тула!

Но о Туле я расскажу во второй части повествования, правда не обещаю, что это будет сделано быстро.

Я и первую часть-то писал почти неделю, времени катастрофически не хватает, работы навалилось — мама, не горюй!