Было время, я не мог отличить берша от мелкого судака. Отца моего рыболовом назвать было нельзя. Дедов у меня не было, а мать всю жизнь окуней называла карасиками, потому что они полосатые. Так что, постигал рыболовные премудрости исключительно сам. И даже однажды написал письмо в журнал «Рыбоводство и Рыболовство» с вопросом как отличить берша от судака и густеру от подлещика.
Да-да, именно письмо в конверте через почту СССР. И я получил ответ! Помню, я от радости прыгал до потолка. Просто потому, что газета теперь знает о моем существовании! Мне ответили стандартно, мол, ответы на вопросы вы найдете в журнале «Рыбоводство и Рыболовство» Ответ я, конечно, нашел. Правда, не в упомянутом журнале. Просто однажды на рыбалке мне кто-то сказал и показал. Однако ж, многие рыболовы моего «призыва» толком не знают как отличить судака от берша, особенно в их юном возрасте. Ну а раз так — значит, однозначно есть вопросы по целенаправленной ловле бершей. Постараюсь развернуто написать о всех моих наблюдениях за этой рыбой.
Отличить берша от судака очень просто. Я смогу это сделать с закрытыми глазами. Теперь, думаю, и вы сможете. У судака мясистые щёчки на жаберных крышках — гладкие, а у берша шершавые, то есть с очень мелкой чешуёй. Это самый главный секрет. Остальное, то бишь, полоски, более толстая спина, отсутствие клыков, тупорылость — у мелких особей не сильно заметно. А вот с отличием в их ловле — придется углубиться в тему шире, ибо не все так однозначно.
Берш — домосед
Моя практика показывает, что на одних и тех же местах я регулярно вылавливаю очередного берша. Когда бродишь по бескрайним просторам водохранилища и довольствуешься редкими поклевками — грех не забить точку в навигаторе. Потом, разумеется, эти точки с интересом проверяю спустя год например. И если что-то ловлю — не ленюсь переименовывать. Я к наименованию точки добавляю через тире цифру N+1 В результате на некоторых точках у меня можно прочитать, например, «-3». Это значит, что каждый год я в этой точке ловлю очередного берша. И таких точек с каждым годом становится больше. Не все точки работают ежегодно, но все равно, статистика — упрямая вещь. Пару раз я опускал подводную камеру дабы посмотреть, что ж такого бершу в этом месте нравится? Пару раз обнаруживал одинокую коряжку. В остальных случаях ничего примечательного не увидел.
Одна такая коряжка помогла мне достойно отсняться в видеоролике для журнала «Рыбачьте с нами». В кадр попало, как я из одной лунки выловил больше десятка бершей. Может, там и были судачки — не помню. Но бершей было явно больше. И с этой же корягой случился еще один интересный случай.
Саму коряжку я нашел джигом осенью, когда ловил с лодки. И вот, в один из дней хищник почему-то ловился из рук вон плохо. Как у меня, так и у других — не клевало тотально. И я решил не просто бурить лунки надеясь на авось, а исследовать ту самую корягу. Я сделал лунок 7 или 8 вокруг коряги и начал обходить их с разными приманками. Сначала в каждой из лунок поиграл балансиром. Не увидел ни одного тычка. Затем я в каждой лунке начал ловить на черта. Увидел две поклевки и одного берша поймал. Затем я, на всякий случай, проверил другие старые лунки, которые сам же и бурил. И поймал еще несколько бершей! То есть, вывод очевиден — на балансир берш клевать не хотел, а вот на черта — пожалуйста. Приманка была достаточно крупной, если сравнивать с мормышками и козами. Весил 3 грамма. Я в те годы экспериментировал с тяжелыми чертями и этот был одним из прототипов. Но по сравнению с балансиром, чертик был раза в 3 меньше.
Еще через год или два мы по этому затону уже целенаправленно с товарищами гуляли непосредственно с чертями. Но к тому времени обратное течение в затоне сильно ослабло, а на основном течении наших чертей сразу сносило. Тем не менее, мы втроем обнаружили, что больше поклевок у того, чей черт был украшен чем-то белым. Бусиной или кембриком. Я к тому времени уже во всю использовал белёсый шарик из светонакопительного силикона.
Еще в памяти есть случай, когда бодро ловили бершей со льда в ерике Банный (Астраханская область). Но этот случай я никак не могу охарактеризовать. Меня просто привезли в определенное место и мы с местным жителем ловили их, что называется, в полный рост на мормышку с окуневым глазом. Влетали и щучки с судачками, но большинство — берши.
А что про это можно сказать? Просто местные знают места, где по первому льду ловится берш, вот и все. Я помню лишь, что это ослабленное течение на свале в какую-то яму.
А вот про берша на Волгоградском водохранилище я могу рассказать чуть больше. Именно тут частенько бершам рад больше, нежели мелким судачкам. По правилам, судаки должны быть не менее 40 см. Все что меньше нужно выпускать. А как выпускать, если ты его поднял с 15-метровой глубины, да еще достаточно быстро? Когда спиннингом ловим с берега — и то глаза у них из орбиты вылазят. А зимой, в отвес — и подавно. А берш — и по правилам ловить можно любого размера (вообще в таблице не указан), да и сам по себе он заметно толще, нежели судачок такой же длины. А еще берш выручает, когда судак совсем отказывается что-то атаковать. Мне думается, что берш — он по повадкам ближе к окуню, чем к судаку. Хоть они все из одного семейства окуневых.
Берш, как и окунь, может клюнуть и на балансир, и на мормышку с мальком. А когда ему есть не очень хочется — его лучше всего соблазнять мормышкой. Попросту говоря, как и у многих «пингвинов», всегда в ящике лежит удочка для ловли окуня. Очень часто, когда другая рыба не ловится, будь то плотва, лещ или густера — всегда можно отскочить к берегу и половить окуня. Вот, точно так же я на водохранилище беру с собой бершовую удочку.
Это обыкновенный зимний удильник с катушкой и леской 0.18 мм. Черт — около 5-7 граммов. Более легкий долго до дна опускать, ну и на течении его сносить будет. Так вот, очень часто бывает, что товарищи разбуривают какой-то интересный пятак, будь то бровка или бугорок или ямка локальная — и, получив на пятерых всего парочку поклевок, бегут дальше. Места на водохранилище много… минут за 40 можно уйти за горизонт. И я раньше так же бегал… Но теперь я понимаю, что мне за молодежью не угнаться. Я по отработанной схеме облавливаю старые лунки вибом (а вдруг мои вибы лучше?). А дальше я достаю бершовую удочку и проверяю эти же лунки чертиком. Не сказать, что бы я кого-то облавливал постоянно, но без поклевок я редко когда уходил.
Зная, что берши могут быть где угодно и совершенно не быть привязанными к рельфу дна, я частенько расширяю разбуренное кем-то пятно (будь то свежие лунки или старые замерзшие). Очень часто получаю поклевки именно не в эпицентре таких набуров, а сбоку. С чем это связано — пока сказать не могу. Не во все лунки я опускаю подводную камеру. Муторно это, да и не везде до дна достать возможно.
Кстати о глубине. Как и окунь, как и судак, берш может клюнуть достаточно высоко от дна. Иногда поклевка случается когда удильник держишь уже над головой. Единственное, что мне не понятно, у меня никогда не было поклевок в самой верхней точке подъема, где я по привычке делаю паузу и контрольную подсечку. Но это у меня. У других в этой фазе поклевки берша случаются и довольно часто. Именно поэтому я продолжаю делать паузу и контрольную подсечку.
Поклевка берша бывает разной. Бывает дерзко дернет, а бывает, будто ко дну прижимает. Приманка будто бы чуть прилипает ко дну. В этом случае нужно обязательно подсечь. Ну а чаще всего кивок просто кто-то тормозит без всяких дерганий и рывков. Глубина на водохранилище, там где чаще всего ловим судака и берша, 10-18 метров. Берша чаще всего встречаю на «столах», которые я называю «плато». Ну а стратегия у меня простая. Выбираю направление, типа, вон до тех набуренных лунок, и бурю через каждые 5-10 метров. Если получил поклевку — разбуриваю это место. Если поклевок нет — иду дальше. Если поклевки случаются — ну значит ловлю, пытаюсь подобрать наилучший темп и частоту колебаний. Когда прихожу на намеченное место с большинством старых лунок — снова пытаюсь ловить судака вибами. Ведь, поймать крупного судака, почувствовать дикую поклевку — тоже хочется. Но об этом я напишу отдельно.
Комментарии и отзывы 0
Комментирование доступно только авторизованным пользователям.