А в Подмосковье водятся... Не только лещи!)

Папа-романтик мечтает о рыбалке: с ночевкой в палатке, с песнями под гитару у костерка, и чтобы не «инкубаторских» карпят таскать, чтобы все всерьез.
А кругом бы — нетронутая природа… Мама в целом не против, и вообще ей близка идея, но как же совсем без цивилизации? Страшновато в палатке! Да и чем заняться, пока муж рыбачит, где с детьми погулять? Вот и пойди найди место, где понравится всему семейству…

Созерцание. Термин «экотуризм» возник в первой половине 80‑х годов. Его автор, мексиканский эколог Эктор Себальос-Ласкурайн, предлагал искать гармонию в созерцании природы, духовно обогащаться, но понимал, что полностью отказаться от привычного комфорта большинство горожан не в силах.

Спустя четверть века мода на экотуризм дошла и до России, но и сейчас в Подмосковье не так много мест, где можно остаться наедине с природой, не отрываясь окончательно от благ цивилизации.

Одно из ближайших — в 130 километрах от Москвы: Волоколамский район, рыболовная база отдыха «Львово».
«Рыболовной базой мы называемся, скорее, по привычке. Кого сейчас удивишь платной рыбалкой, да и какой интерес таскать из пруда карасиков да карпов стандартного размера? — рассказывает управляющий базой Андрей Замараев. — А дело было так…»

Еще во времена дремучие местный совхоз запрудил речку Колпяну и ручей Галка, чтобы разводить на продажу рыбу.

Так образовались два огромных, по 12 гектаров каждый, пруда — Щучий и Бобровый. Заезжие москвичи прозвали эти места «русской Карелией» — за красоту и богатство, за нетронутость природы. После перестройки совхоз сошел на нет, несколько лет на прудах была обычная платная рыбалка. И так — до 2007 года.

Действие. А в 2007‑м Андрей и его партнер решили двинуться в сторону экотуризма: «К тому времени мы выкупили земли вокруг прудов, а это — разнотравье, полевые цветы, вокруг леса. После дождей белых и подберезовиков — тьма. А вон там, — показывает рукой Андрей на островок лиственных деревьев, — там я прошлой осенью за утро мешок опят набрал… Ну то есть природа отличная.

Второй плюс: пруд не спускался больше 20 лет, соответственно, экземпляры карпа здесь попадаются по‑настоящему коллекционные. В 2012‑м один товарищ вытащил карпа на девятнадцать кило, самый большой сом на моей памяти — девятнадцать шестьсот. Надо было лишь додумать, как облагородить хозяйство, не нарушая ландшафт. Как создать комфорт, не вмешиваясь в природу».

Начали все же с рыбалки. Кроме привычных пород рыб первыми из подмосковных рыбхозов привезли из Карелии сига, муксуна и пелядь. Стали разводить судака — для прудовых хозяйств большая редкость. Ну и, конечно, осетр, лещ, сазан, карась, плотва, форель, щука, окунь. Сейчас в озерах ловится 26 пород.

Палатки разрешили ставить бесплатно. Но как быть тем, кому совсем без удобств никак? Закупили в Англии экодомики (ECOpods) из натурального дерева. Небольшие, всего два с половиной на четыре метра, но в каждом таком домишке кроме раскладной кровати еще и обогреватель, СВЧ-печь, раковина и даже телевизор. Стоят они прямо у среза воды на мостках. Дождь пошел? Можно через стеклянную дверь наблюдать за поплавком. Мангалы, коптильня, беседки — это по умолчанию.

Дальше. Есть луга, значит, и сено есть. Почему бы не разводить… оленей? Так появилась во Львово своя оленья ферма. Следом за оленями появились здесь свои лани и карликовые камерунские козы: пока папа с удочкой сидит, а мама цветы собирает, детишки оленят кормят да гладят, фотографируются с ними.

Результат. Цены на услуги хозяева базы держат на среднем уровне: путевка на вылов рыбы — 1500 рублей в будни, 1600 — в выходные при норме вылова до 8 килограмм; снять двух-трехместный домик на сутки — от 2500 рублей. Прокат лодки — 550 рублей в сутки. Посетить оленью ферму — смешные 50 рублей, на корм зверятам.

При таких ценах удивило вот что: были мы на озерах в пятницу, но особого столпотворения не заметили. Хотя и это объяснимо. Во-первых, площадь у базы действительно непривычно велика, здесь и роту солдат легко спрятать можно; во‑вторых, хозяева базы признаются, что не особо тратятся на рекламу, потока посетителей, с которым не смогут справиться, тоже не хотят.

«Все‑таки основная наша идея в том, что условия здесь должны быть максимально приближены к природным, — говорит Андрей Замараев. — Да, за год и даже за пять лет такой бизнес не окупится. Но мы и не спешим. Когда сидишь с удочкой, а за спиной шумит лес, спешить вообще не хочется».

Автор: Олег Головин.