Рассказ Андрея «Fisher» Чуканова о рыбалке на Северском Донце поздней осенью 2008 г. Публикация взята с разрешения автора на познавательном портале donrise.ru
Суббота увенчалась практически полным ОПом. Там, где еще неделю назад ловились мерные щуки, и злые поклевки следовали одна за другой, трое упертых маньяков на лодках за целый день взяли пять хвостов на всех (из них — один голавлик грамм на 600), не считая отпущенных шнурков.
Поэтому для воскресной рыбалки было решено сменить дислокацию. Была, конечно, некоторая доля риска — на новой, непроверенной точке можно запросто пролететь. Но красота природы и надежда на относительное уединение должны были бы компенсировать возможное бесклевье. Забегая вперед скажу, что природа не подвела.
Итак, воскресенье. Противный писк будильника. В окне — тьма кромешная. «А может, ну ее, к холере, эту рыбалку?» Усилием воли гоню крамольные мысли прочь и двигаю на кухню — горячий кофе в термосе лишним не будет. Рандеву назначено на семь. Еще полчаса в запасе. Машину с вечера благоразумно не разбирал. Быстро прогреваюсь, ежась в еще холодном салоне, и вперед, за донцовскими щуками!
По дороге созвонился с Серегой. Он и на этот раз не удивил — стандартное опоздание минут на двадцать. Говорю — заезжать не буду, подожду на выезде из города. И правда, лучше полюбоваться восходом солнца на опушке леса, чем торчать под подъездом. Восход, кстати, я застал. За чашечкой горячего кофе, от души сдобренного сгущенкой, наблюдал как огромный оранжевый диск выползал из-за горизонта, подкрашивая заиндевевшие сосенки и инверсионные следы двух самолетов. Тут и Юрич подоспел — по закону подлости, как раз в тот момент, когда решился согреться кофейком. Я в спешке дохлебал обжигающую жидкость, и мы двинули на место.
После поворота на грунтовку за окном проносилась еще не проснувшаяся ото сна, припорошенная инеем, донская степь. Вроде бы банальный пейзажик — балочки, кустики шиповника и лоха, полосы посадок, терны, выгоревшая трава… Но меня он никогда не оставляет равнодушным. А тут еще все густо сдобрено серебряной изморозью, туманом и первыми лучами солнца.
Внезапно выскочившая из посадки прямо под колеса отара, сопровождаемая тремя пастухами бичеватого вида, заставила переложит фотоаппарат на переднее сиденье. Но — кадр упущен. Едем дальше. На еще с лета примеченной точке — с высокого бугра открывается вид на изгибающийся Донец — моргаю дальним Юричу, чтобы притормозил. Вылазим наружу — бррр!
Пара кадров отправляются на флэшку, а мы тем временем делимся междометиями по поводу лежащих перед нами утренних пейзажей. Обращаем внимание на высоковольтку — в полном безветрии туго натянутые на морозе провода бъет крупная дрожь. Любопытно. Видимо, проявления электромагнитных сил. Лезем в машины и теперь уже едем до места.
Неспешно качаем задубевшие лодки. Серега, поругиваясь, отламывает очередной кусок насосного шланга — ну нет в Италии таких морозов! Монтируем спиннинги, прикидывая перспективу на предстоящий клев. Юрич не забыл захватить мне слатных релаксов, купленных им на неделе. Отлично зарекомендовавшая себя резина. Тем временем, на противоположном берегу появляется абориген-дубинщик, и начинает бороздить акваторию огромным «кацмастером». Учитывая, что глубина там метра три, а щука наверняка стоит по дну, шансы его довольно призрачны. Глядя на заброс, чем-то неуловимо напоминающий метание молота, начинаешь завидовать недюжинному здоровью собрата по увлечению.
Лодки накачаны, снасти укомплектованы, термос с кофе взят на борт. Отчаливаем. Для начала решаем пробить старые весенние точки — яму под противоположным берегом и ступеньку перед перекатом. Пока доплыли, мужик, так и не поймав ничего, ушел вверх по течению. Ну и славно — побережем его нервную систему.
Небольшое лирическое отступление. Позапрошлой весной Серега с другом Иваном несколько раз, в разгар весеннего жора, устраивали шоу «поймал-отпусти» для местного населения на одной популярной среди аборигенов-дубинщиков точке. У одного товарища из коренных жителей прилегающих к берегу деревень даже случился нервный срыв, переходящий на мат с завываниями. Ну не могла его душа принять: как так — они ради ОДНОЙ щуки стоят тут целый день, махая тяжеленными дубинами. А тут приехали эти двое, и ОТПУСКАЮТ одну за другой двухкилограммовых щук и мерных судаков. Сначала я услышал эту историю от самого Сергея. Но этой весной джигую я на той самой точке. Подходит ко мне местный мужик. Слово за слово. И тут он мне говорит: «А знаешь, в прошлом году приезжали тут двое….». Занавес!
В общем, ушел мужик, и хорошо. Лишние свидетели ни к чему. А то засветишь точку — и начинается. Днем с берега прессинг десятков страждущих, да так что с лодки толком не половишь — обязательно кому-нибудь мешать будешь. А ночью еще и браки сеткой наплывом пройдут, чтоб наверняка. Да и днем особо не стесняются.
Становимся на якоря на ямке. Прощупываем береговую бровку — пара тычков на поролон, зубы на чебурашке. Судачишка, но, похоже, мелкий, судя по размеру отметин от клыков. Пока не вышло солнышко, плетенка и кольца довольно интенсивно обмерзают, и периодически приходится окунать спиннинг в воду.
И снова взяла под лодкой. Я меняю приманку: вместо поролонки ставлю салатный релакс копыто, цепляю груз полегче, и бросаю ближе к берегу. Метров за семь до лодки чувствую ударчик — есть первый шнурочек. На вид грамм 600-700. Идет за борт, подрастать. А буквально через заброс садится уже зимний стандарт — щучка под двушку. Идет на кукан. Почему зимний стандарт? Не знаю причины, но в весеннее-летний период средний размер пойманных в Донце щук колеблется в пределах килограмма. Осенью-зимой же крайне редко попадаются экземпляры меньше кило триста. Как правило, стандарт — полтора-два килограмма. И этот шнурок был единственным исключением — за весь день самая мелкая щука была на полтора кило.
Спустились еще чуть ниже. У меня — сильная поклевка на подмотке! Наверное, вдогонку взяла. Подтащил к лодке — лещ! Ну не лещ — лещик. Грамм 600 наверное. Забрал, посолить к пиву. Видимо, стоит на ямке лещевая стая. Лишь бы паучатники не дознались. Щука же практически перестала клевать — видать, распугали. Любопытство побудило пробить бурлящий перекат. Оказалось, бессмысленная затея — глубина метр, течение сумасшедшее (еле держит якорь), приманка с грузом в 22 грамма летает по струе, и полное отсутствие поклевок.
Решаем выгрузить рыбу, чтобы не мешала, и заодно размять ноги. От ледяной воды через тонкий пол лодки и резиновые сапоги они здорово мерзнут по зиме — не спасают и шерстяные носки. Бережок, тем временем, подтаял на солнышке, и Серега чуть не убился, лихо скатившись по размякшему илу.
Двигаем пешком вверх по косе, метров на 800, таща лодки на буксире, чтобы потом спуститься по течению, попутно обследуя дно джигом. Выплываем, якоримся. Дно твердое, от берега хороший свал — перспективное по судачку место. И правда, поклевки следуют одна за одной, но практически все — нереализованные. Серега, правда, умудрился-таки достать одного «гиганта» в ладонь. А у меня был сход, правда, не знаю чего.
Двигаем ниже. Ниже — веселее. На заветное копыто цепляется экземпляр за двушку. Серега упирается в судака, полоская поролон. У меня пара поклевок и сход, с бровки, выходящей на косу. В общем, нескучно. Совсем нескучно!
Еще ниже. Бросаю как раз по бровке. На второй или третьей ступеньке — аккуратненький такой ударчик. Подсекаю — есть! Что-то капитально давит ко дну, но покорно, хоть и с трудом, поддается моим выкачиваниям. Подвожу под лодку, пытаюсь оторвать ото дна — поглядеть, кто там? Видимо, поняв, что дела плохи, этот «ктотам» делает резкий рывок под лодку, спиннинг дугой через весло (думал, заломает), приятный уху визг фрикциона!!! Ага, становится жарко! Тем более, таких щуканов мне еще ловить не доводилось. Вторая попытка поднять рыбу к поверхности завершается знатным буруном и все тем же визгом фрикциона. Многозначительно переглядываемся с Серегой. Ничего, мы не торопимся. Снова пытаюсь поднять крока к поверхности. В темной водое видно лишь устремившийся к Серегиной лодке ярко-зеленый виброхвост и расплывчатую тень за ним. Подтаскиваю к своей лодке — чуть в кукан не залезла. Не, ну на фиг — буду брать с левого борта, хоть и неудобно. Наконец извлекаю на поверхность эту монстру. Перехватываю плетню левой рукой — боюсь сломать спин. Правой прицелился под жабры. А обхватить не очень то получается — рука маловата. Копыто предательски торчит изо рта, крючок — в самом краешке губы. Пальцы левой ноги держу крестиком — руки то заняты. А она, не будь дура — делает отчаянный рывок вглубь. Плетенка режет мизинец левой руки, спиннинг еле успеваю поймать подмышкой, и снова — вжжжжж! Понимаю, что сильно затягивать с вываживанием — чревато. Сидит на честном слове. Форсировать — не стоит по той же причине. А очередную промашку, скорее всего, не простит. Чуть утомив, быстро подвожу к борту, пальцы под жабры и за борт! Ух, адреналин бурлит! Начинаю, заикаясь, обсуждать с Юричем произошедшее. В возбуждении топлю зажим-экстрактор. Серега, не выдержав, бросает поролон и переходит на резину.
Щучка на вид под четверку. Решаю, что на сегодня рыбы более чем хватит — остальное буду выпускать. Опускаемся на очередную точку ниже по течению. У меня ряд поклевок, сход с мели и отпускаю парочку на полтора-два кило. Благо, взялись аккуратно, за краешек губы, и не пришлось даже поднимать их на борт. У Сергея чуть хуже — шел ближе к берегу.
Подплыли уже практически к утренней точке перед перекатом. Подвел к борту еще одну. Сама отцепилась, вот умница. Поклевок очень много. Преимущественно, на русловой бровке и с косы. Начинаю играть с резиной. Разловил шестидюймовый ребристый юм, правда, щучку пришлось забрать — поранил ей жабры. На утренней точке — откровенно скучно. Видимо, разогнали рыбку. А времени на рыбалку остается от силы часа полтора.
Так как бралось в основном с русла и косы, поднимаемся по берегу еще раз, и спускаемся теперь чуть сместившись к руслу. На этот раз я иду ближе к берегу со стороны косы, и у Сереги клевало веселее. С первой точки он достал щучку на 2.5. А у меня поклевка на выбросе, и отпускаю двушку. Сплавляемся метров на тридцать. У меня нереализованная поклевка, снова на дальняке. Попытки соблазнить на повторную атаку успеха не принесли. В быстром темпе спускаемся к машинам, делая по пять-шесть забросов на точку.
Забрасываем остатки шмоток в багажники, и можно выпить по традиционной кружечке теплого кофе под магазинный шашлычок и домашние маринованные маслята, пока прогреваются машины.
Уже в сумерках выдвигаемся домой, по дороге прокручивая в голове мгновенья этой, пожалуй, лучшей за осень, рыбалки.
Комментарии и отзывы 0
Комментирование доступно только авторизованным пользователям.