Эта статья не о рыбалке, а о посещении достопримечательности Кумылженского района — Кошав-горы. Кто-то скажет: ну какая же это гора? Так, холмик. И будет прав, высота Кошав-горы всего 143.2 метра, но это самая высокая точка в этом районе, а для местности, где преобладают пески и степи, это не мало.

Гора находится на правом берегу реки Хопёр, с её вершины открывается живописный вид во все стороны, неудивительно, что раньше здесь находился казачий, сторожевой пост.

Причин для посещения этого места было несколько: во-первых, моя жена Ольга раньше там никогда не бывала, нужно было устранить это упущение. Во-вторых, я хотел показать Ольге, где было второе расположение станицы Кумылженская, это чуть ниже Кошав-горы. Там, где станица располагается сейчас, это — третье место. Первое расположение станицы было в лесу, у устья реки Кумылга, на левом берегу Хопра. Ну а третья причина — набрать гранитных валунов и камней, для декорирования Ольгиных клумб с цветами. Этих «пришельцев» со Скандинавских гор у нас множество, благодаря леднику, который тащил всё, что попадалось на его пути.

1 — место первого расположения станицы.
2 — место второго расположения станицы.
Жёлтый крестик — Кошав-гора.
Красная линия — изгородь, граница выпаса табунов лошадей.
Раньше можно было доехать до самой горы, но теперь территория полуострова огорожена, фермер там разводит племенных лошадей.
Проезжая мимо нутового поля, заметили двух косуль. А нут уже созрел, скоро начнут уборку.
Вот мы и на месте. Дальше только пешком. Мы штурмуем импровизированное заграждение и идём к нашей цели.
Когда-то здесь располагался хутор Шилин, сейчас от него остались только заросшие воронки погребов.
В этом месте Хопер делает большую дугу, образуя обширный полуостров.
Это же место со спутника. Перешеек полуострова с каждым годом всё уже и уже. Не знаю, сколько лет пройдёт, прежде чем полуостров превратится в остров, но в том, что это произойдёт, я уверен.
А вот и лошадки.
Ольга боялась лошадей пасущихся на свободе, поэтому, ещё дома прихватила палку, которую в походе использовала как посох.
Долгое отсутствие дождей и палящее солнце высушили растительность степного склона, но две осинки ещё держатся.
Скандинавский пришелец проделал долгий путь, чтобы навсегда остаться на берегу Хопра.
Двигаемся к вершине горы, попутно наслаждаясь бескрайними, степными видами.
На дальнем плане, за Хопром, виднеется песчаный массив, это тоже работа ледника. Всего в районе их несколько, но самый большой находится у станицы: песчаный массив «Кумылга».
Так выглядит песчаный массив «Кумылга» со спутника. Можно заметить, что он гораздо больше самой станицы и имеет чёткие границы. Там можно было бы запросто снять сцены к фильму Белое солнце пустыни. Массив является памятником природы.
Говорят, что здесь было монголо-татарское захоронение. Приезжали археологии, копали. Говорили, что нашли серебряный кувшин, и ещё что-то, но ничего стоящего не нашли. А может, наши и не сказали? Кто знает, давно это было.
А мы продолжаем свой путь к вершине горы.
Вот она, уже близко.
На самой высокой точке горы установлен триангуляционный знак.
Ольга впервые покорила Кошав-гору, раньше она здесь не бывала.
Какой же живописный вид открывается на просторы с высоты 143 метра!
Рядом с геодезическим знаком установлен столик со скамейками, можно отдохнуть и перекусить, наслаждаясь замечательными видами Хопра и поймы.
Под горой, на левом берегу Хопера, находится пляж «Прорва». Сюда приезжают купаться кумылжане, и здесь же, ежегодно, начинается семинар «Золотой щит — казачий спас».
Вдалеке, справа, дымит труба кумылженского асфальтового завода. Чуть левее виднеется корпус мельзавода, а ещё левее можно разглядеть песчаный массив «Кумылга».
На заднем плане — озеро Ильмень и озеро Вербное, а чуть ближе — озеро Осиновое.
Жаль, что фотография не может передать той глубины, и красоты пейзажа. На самом деле, всё выглядит масштабнее и живописней. По Хопру поднимаются две моторные лодки. Много раз, рыбача там, я делал фото Кошав-горы. Теперь ответное фото, уже с вершины самой горы.
Хопёр прячется за деревьями, а в пойме виднеются многочисленные озёра. В хороший разлив вся пойма заливается от Хопра.
Склон горы покрыт непроходимыми зарослями барбариса, ягод я не нашёл: или весной побило морозом, или выжгло солнцем.
Солнце уже высоко, и нам пора возвращаться к машине.

Когда мы поднимались, то шли по степи, коротким путём. Назад мы шли уже по дороге, по которой 300 — 400 лет назад ездили казаки на лошадях и повозках.

Эти места уже сотни раз были обысканы искателями древних реликвий, но мы, всё равно внимательно смотрели под ноги: вдруг крестик какой, или монетка старинная.

И вот — удача! Прямо на дороге заметил монетку покрытую патиной.
Но радость была недолгой: монетка оказалась не такой уж и древней.
А вот эта находка уже гораздо интереснее: половина лошадиной подковы.
Судя по виду, подкова сильно изношена, в одном из отверстий сохранился остаток подковного гвоздя (ухналь). Предполагаю, что подкова сломалась, когда была ещё на копыте лошади. Вторую половину подковы рядом найти не удалось. Была ли эта подкова на лошади под казаком, или на лошади запряжённой в телегу, теперь уже не узнать. Жаль, что артефакт не может об этом рассказать.

Мы садимся в машину и едем ещё к одному памятнику природы: «Слащёвский валун». Он находится недалеко от памятника Донскому казачеству.

Ещё один гость из Скандинавии: глыба серого гранита. На заднем плане виден памятник Донским казакам.
Информация из сети:
Особый интерес у посетителей природного парка «Нижнехоперский» вызывает геологический памятник «Ледниковые валуны». Эти огромные 2-3 метровые ледниковые, гранитные валуны (Слащевский валун и другие) — остатки ледников Донского языка Днепровского оледенения. Гранитные глыбы, впаянные в лед в Скандинавских горах, прошли путь длиной более двух тысяч километров от Норвежского моря до берегов Хопра. Самый большой из них — высотой около двух метров и в окружности до трех метров — лежит на склоне долины Хопра, ниже станицы Слащевской.

Из истории геологического развития Земли мы знаем, что в четвертичный период Русская равнина неоднократно покрывалась ледником. Наиболее четко установлены четыре оледенения: Донское, Днепровское, Московское и Валдайское. Самым большим по площади ледником был Донской. Центром образования его был Скандинавский полуостров. Толщина ледника на нем доходила до 3000 метров. Двигался он в южном направлении, покрывая собой Русскую равнину. Дойдя до Средне-Русской возвышенности, раздвоился и, спускаясь по долинам Днепра и Дона, образовал Днепровский и Донской языки.
Донской язык ледника занимал всю северо-западную часть нашей области. Южная граница его проходила по Придонью до Серафимовича, а юго-восточная—по долине Медведицы. Толщина его здесь колебалась от 400 до 500 метров.
Когда же ледник растаял, и воды стекли по рекам в Азовское и Черное моря, то на его месте остались скандинавские пришельцы—валуны, немые свидетели геологических событий, происходивших около 500 тысяч лет назад.

Раньше у валуна стояла такая информационная табличка. Сейчас её нет, но надеюсь, что сделают более надёжную и основательную, ведь природный памятник же.

На этом наш поход на Кошав-гору закончен. Быть добру!