Упала тень на воду от вершинки удилища, и пестрая и красивая рыба моментально исчезла в укрытии. Удильщик меняет насадку одну за другой, но выманить ее оттуда не удается.

Рис. 1. Заброс через камень, чтоб не напугать хариуса.

Опытный рыбак не допустит такой оплошности. Он встанет за камень да сделает искусный финт (см. рис. 1).

Но такие искусные штучки не могут даться легко. Проще тем, кто в детстве выуживал уклейку на муху и кузнечика, насаженных на крю чок, с помощью своего удилища-кнутовища. Бросал через голову (см. рис. 2).

Рис. 2. Заброс через голову.

Но уже боковой заброс требует специальной тренировки (см. рис. 3).

Рис. 3. Боковой заброс: а — начало замаха; б — крайнее положение; в — конец замаха.

Как высечь реку? Тяжеловато для новичка. Вместо мушек придется привязать кусочек цветной тряпки и под руководством опытного нахлыстовика вступить в подготовительный класс.Если же он владеет спиннингом, то это не упрощает, а усложняет обучение.

Спиннинговую леску тянет к всплеску щуки блесна. Мушка же легка, как пушинка. Весь вес у водяного хлыста рассредоточен по всей длине шнура, которым и требуется мастерски владеть.

Даже на способы захватаруко-ятки удилища приходится обращать внимание. У одних сверху большой палец руки, у других — указательный, у третьих большой палец упирается сбоку рукоятки.

Трудно овладеть снастью с самого начала. Но еще сложней учеба движется вперед, когда осваиваются кольцевой, гнутый и промежуточный забросы и немалое количество их вариантов.

Рис. 4. Круговой заброс.

Слышится бесконечное: «Раз-два... — леска идет назад. И... и... пауза. Три-четыре — вперед»...

Ученик стравливает с катушки метров шесть шнура и растягивает его перед удилищем. Берет его в правую руку, шнур — в левую. Он представляет, что стоит перед часами в рост с ним. Ускоренным движением отводит удилище до точки, которая занимает отметку в 13 часов. Следует пауза. Она нужна для того, чтобы леска ровно вытянулась за спиной. И быстро посылает жгут вперед. Удилище останавливается около позиции, которая на циферблате соответствует 10 часам утра.

Обучение проходит во время бесклевья, в самую жару. Пот льет с новичка, а учитель сидит в тени под деревом и считает: „Раз, два... и... три,четыре".

Мушка летит в цель. За спиной новичка дерево. Но обучающегося не смущает это. Большим и указательным пальцем он берет мушку, на остальные три наматывает кольцами шнур. Взмах удилищем вперед. Кольца слетают с пальцев. Потом оно чуточку пошло назад, чтоб не задеть веток деревьев. Последовала небольшая задержка. Наконец искусственная приманка летит, описав дугу, на предназначенное место.

Мушка без всплеска поежится на воду. Круговой заброс вышел классно (см. рис. 4).

Рис. 5. Верное (а) и неправильное (б) положение удилища при вываживании.

Лещ берет приманку. Поймать с первого заброса рыбу — такое бывает раз в сто лет. Но на крючке улов необычный — лещ В руководствах по на-хлысту он не упоминался, опроверг их новичок.

И с радостью он торопливо натягивает болотные сапоги и входит в воду. Делает боковой заброс и ведет мушку. Пусто. Хлестнул гнутым способом, кольцевым, "парашютом". Разведка боем течет, как по накатанной дорожке. Шнур ложится беззвучно, мушка падает без шлепков. Почти незаметно жгут приостанавливается. Рука почти привычно и уверенно подсекает.

Разведка удалась. Сколько новичок сделал забросов в то утро, он не считал. Главное, что все не только получилось. В торбу, подвешенную к поясу, он опускает одну рыбину за другой.

Рис. 6. Общий вид нахлыстовика.

И вываживанию рыбы надо научиться. Удилище должно работать, амортизируя резкие рывки подсеченного хищника, иначе он оторвет мушку и уйдет. Борьба с ним, если шнур короткий, оканчивается поражением для рыболова. Необходимо отпустить леску. Подтаскивать рыбку к берегу лучше всего, когда она осталась без сил. И тут в дело должен вступить подсачек или багорик (если улов крупный). Не стоит рисковать, пытаясь выбросить добычу на берег.

В самый последний момент вываживания удилище занимает почти вертикальное положение. Это обеспечивает равномерную нагрузку на удилище и позволяет сманеврировать, если рыба внезапно резко рванет, чтоб уйти от берега (см. рис. 5).

Признает ли хариус нахлыстовика? Кажется, всему обучен новичок. У него точные забросы. Он умело выстреливает шнур, хорошо опускает мушку.

В чем же дело? Вроде бы в мелочах. Снасть снаряжена небрежно. Колена болтаются, и в последний момент мушка все-таки сделала шлепок. Рыболов то стоит в воде, то выходит на берег, разгуливает там, чтоб выкурить сигарету. У него яркая одежда, которая особенно выделяется на фоне берега и воды. И рыба наказывает его за это: она уходит в другое место.

Балет на берегу «вытанцовывает» владелец водяного кнута. Сделать за день шесть-восемь тысяч забросов может не просто тренированный человек, но мастер, артист этой снасти. Поэтому фигура у на-хлыстовика стройная, а мышцы железные (как у балерин). И не только на руках, но и ногах. Забросы делаются чаще всего стоя. Присесть некогда да иногда просто нельзя (если уженье идет взабродку).

Сравнение с балериной несколько смелое, но в нем есть свой резон. Схожесть здесь не чисто внешняя, естественно. Но люди с водяным кнутом должны отличаться талантом, артистизмом и физической выносливостью. От балерин не пахнет со сцены потом, хотя нагрузка у них не меньше, чем у любого легкоатлета. Воздушность и артистизм нахлыстовика того же свойства.

Кроме того, конечно, у них должен быть талант, умение найти уловистое место и поймать рыбу на определенную приманку.

В странах, где нахлыст особенно популярен, имеются специальные курсы для любителей водяного кнута. А у нас не делают этого хотя бы при обществе рыболовов и охотников (см. рис. 6).

Неплохо иметь нахлыстовику специальный жилет с пятью-шестью карманами, в которые можно было бы положить искусственные приманки и другие принадлежности, что особенно важно при уженье взабродку. А осенью ноги должны быть в тепле, под курткой с капюшоном шерстяной свитер и теплое белье.