Так уж сложилось, что я ежегодно в июле отправляюсь с женой в небольшое путешествие на автомобиле по еще неизведанным нами местам Западной Сибири. Нынче мы отправились по единственной неисследованой нами дороге, соединяющей Кузбасс с Алтаем, а именно по маршруту Новокузнецк-Шерегеш — Таштагол-Турочак. По пути, естественно предполагалась рыбалка на новых для нас речках.

Наш маршрут по Шории и Алтаю отмечен красным пунктиром.

О маршруте Новосибирск-Ленинск-Кузнецк — Новокузнецк не буду рассказывать потому как места всем известные, дороги хоть и хорошие, но скучные. Начнем с Таштагольского района.

Первая река, на которой мы остановились порыбачить и отдохнуть, после пройденных 650 километров пути, была Кондома между населенными пунктами Кузидеево и Осман.

Р. Кондома. Полноводная после дождей.

Состояние рек того региона очень сильно зависят от погоды. Дожди мгновенно поднимают уровень воды. А дожди шли все две недели перед нашей поездкой. В результате в течение часа я не увидел на этой реке ни одной поклевки, а встретившийся на берегу местный житель на мой вопрос есть ли рыба в этой реке, только загадочно улыбался и говорил: «а как же: уклейка, плотвичка, окунек».

Местные рыбаки

Рыбы может, и нет в этом районе, а вот меда полно, такие вот баннеры стоят вдоль каждой дороге.

Зазывалка на пасеку

Следующая река, на которой мы остановились, называлась Мандыбаш. Стояли на берегу не долго, минут сорок. Рыбачил, но рыба не клевала, хотя я и попробовал ловить на мушку, понимая, что в такой реке может быть и хариус.

Р. Мандыбаш

Места там красивые, даже очень красивые. На трассе оборудованы смотровые площадки, где не мешая никому можно полюбоваться видами Горной Шории.

На одной из смотровых площадок

Следующая остановка была на знаменитом горнолыжном курорте Шерегеш. Там нет реки, но посмотреть хотелось, да и приличную гостиницу, как мы подумали, найти можно было именно там. Так оно и оказалось. Остановились в небольшой, всего на 10 номеров гостинице «София».

Одна из многочисленных гостинец курорта Шерегеш

Очень приличная, надо отметить, гостиница, не дорогая, 700 рублей с человека в сутки. Честно пытался найти к чему придраться, и не нашел.

Выглянул утром в окошко и улыбнулся такому вот началу дня

Этот снимок я сделал из окна гостиницы, представляете какой там воздух, когда спишь с открытым окном. Тем более здание срублено из калиброванного кедра и ничем не отделано изнутри.

Вид на курорт Шеригеш

В гору не полезли, устали очень, поэтому курорт разглядывали только с небольшой высоты. На самом деле он такой

Курорт интенсивно строиться. Здания красивые, а вот дороги, вернее проезды между отелями, не очень. Портит картинку и исправительно-трудовая колония находящаяся бок о бок с курортом.
Зато скульптуры Йети встречаются на каждом шагу.

Похоже Газпром на АЗС края эксплуатирует этот образ в полный рост.

В общем, от Новокузнецка расстояние в 180 верст с остановками на реках и АЗС мы прошли за четыре часа, ничего не поймав, но налюбовавшись природой. Дороги отличные, есть, где заправиться, выпить кофе, перекусить или купить вкуснейшей домашней сметаны.

В 08-00 следующего дня мы выехали из Шерегеша через Таштагол в направлении Турочак. Немного задержались в Таштаголе, мельком его осмотрев. Городишко понравился, в красивом месте стоит.

Один из скверов Таштагола
Бронзовый монумент «Золотая Шория». Высота скульптуры больше 6 метров, а вес больше 5 тонн. Монумент был отлит в Италии и частями перевезен по морю в Россию. Автор всемирно скульптор Даши Намдаков.

Даже до боли родной вертолет там увидел на постаменте.

Сделав памятный снимок на окраине города.

Двинули в направлении села Алтамаш. Дорога гравийная, ухоженная грейдированная. Виды вокруг замечательные — горная тайга. Причем, совершенно настоящая тайга — бесконечное море леса. Вот по этой грунтовой дороге мы в течение четырех часов, с остановками на отдых и рыбалку, пересекали хребет Бийская Грива с наибольшей высотой на перевале в 1112 метров. Бийская Грива является водоразделом между бассейном реки Лебедь и бассейном реки Томь.
По пути встречаются очень редкие брошенные заимки. Эти места исконно населялись староверами, которые после начала разработок рудных месторождений покинули эти края.

Красивое место, но никто не живет

Есть по дороге и жилые деревеньки: Алтамаш и Габовск, по территории которых имеется асфальтированное покрытие.

Маленький, метров четыреста кусочек асфальта.

Тайота РАВ-4 и в этот раз нас не подвела, хотя я боялся за вариатор, все же очень длинные подъемы в горы по сыпучей гравийке.

Первая речка, встретившееся на нашем пути называлась Мунжа.

Река Мунжа

Дождь шел накануне и за пару часов до нашего приезда, поэтому вода в реке оказалась очень мутной. Обошел пару плесов, покидал перед порожками, но никто не отозвался.

Поднялись на вершину перевала. Красота! Ни какая камера не передаст открывающиеся дали горно-таёжного ландшафта, это нужно видеть живым глазом, ощущать кожей лица ветерок, слышать шум деревьев, вдыхая при этом запахи.

Горная Шория

Кемеровская область проводила нас грозовыми облаками и начинающемся дождём.

Граница Кузбасса

А чем встретит Республика Алтай мы еще не знали.

Вид с перевала в сторону Алтая
Долгий десяти километровый спуск в водораздел реки Лебедь

Нужно отметить, что с границы Республики Алтай дорога становиться очень плохой. Не следят алтайцы за ней: ямы, гребенка, булыжники. Преодолев 96 километров пути, медленно спустились с перевала и оказались у реки Лебедь.

Река Лебедь

Река мне знакомая по предыдущим поездкам на озеро Телецкое и на реку Бия. Рыба в этой реке сорная, в основном окуни, плотва, налим, щука. Дожди превратили реку в мутный пузырящейся поток, поэтому мы даже не стали пробовать ловить рыбу на этом, находящемся в 20-ти километрах от устья, участке реки.
Доехали до устья реки, на место где раньше останавливались на турбазе «Сван». Оказалось, что турбазы уже не существует, хозяева её бросили, якобы выжатые местными национальными чиновниками.

Устье реки Лебедь, за мысом уже Бия
Рыбачу

Пытался ловить в устье реки на разные приманки, в том числе и на мелкие колебалки, но вода была настолько грязной, что никто не соблазнился

Не понравилась блесна хариусам
Всего 15 сантиметров глубина и такая муть. Камни покрыты илом, чего не увидишь в нормальную воду.

Не добившись поклёвки на реке ушел вниз искать место, где вода по чище, и течение поменьше.

Одна из проток образующихся при высокой воде
Место перспективное было, но и тут не поймал.

Пошел по старому руслу как по дороге вниз по реке.

Старое русло

Но и там не вымучил ни одного хариуса.

Хотели, пока не стемнело, проехать в знакомое место вниз по реке, но встретили непреодолимое препятствие — завал. За несколько дней до нашего приезда, в грозу, повалило много огромных деревьев, они-то и перегородили проезд.

После грозы

За то нашли на берегу такое вот сооружение.

Дело рук находчивых туристов

Оказалось это баня!

Вот так парная!

Пришлось вернуться и снова взяться за спиннинг, кидал до захода солнца, но ничего так и не поймал.

Ночевали в палатке на берегу реки. Утром немного покидал спиннинг, пока жена завтрак готовила. Но, чудо не случилось и мы поехали домой через Горно-Алтайск — Бийск — Барнаул. Уезжая помахали реке и я прокричал:
— До свидания Бия, мы еще вернемся и все же поймаем твоих хитрых хариусов!
В таких поездках рыбалка, конечно же не цель, а лишь средство отдохнуть во время стоянок от дороги. И, скажу я вам, ПОМОГАЕТ!

P.S. Ездил не зря, узнал еще одну красивую легенду о реках Катунь и Бия, вот она:
«Когда-то, по представлениям аборигенов Алтая, реки Катунь и Бия были супругами. Бий — господин, Кадын (Катын) — жена. Жена была сварливая, неуживчивая, а муж — спокойный, тихий, умный. Он уживался с другими реками, был в мире с горами-великанами.

Его сварливая жена Катунь поссорилась со всеми реками и горами и не давала покоя супругу. Тогда реки и горы посоветовали Бию вызвать свою супругу на состязание. Кто в этом споре-состязании победит, тот должен и верховодить в семейной жизни. Устроили состязание на быстроту бега. В присутствии свидетелей были определены условия пари и вынесено решение: кто из супругов раньше достигнет горы Бабырган, что высится на севере алтайских гор, тому и быть главой семьи. Так началось между ними состязание.

Стоящие на пути Бия тайга и горы раздвигались, давая ему путь, потому что симпатии их были на его стороне. А на пути Катуни, наоборот, горы сдвигались, мощные скалы становились преградами. Сварливая Катунь, с трудом преодолев все преграды, наконец, вырвалась в долину и достигла горы Бабырган, уверенная, что прибыла первой. Но, к ее удивлению, Бий уже давно миновал эту гору. Бабырган, увидев отставшую от мужа Катунь, громко расхохотался.

— Что ты, разинув пасть, смеешься? — спросила у Бабыргана сварливая Катунь, на что последовал ответ:
— Твой муж уже давно тебя ждет в долине, а ты все еще плетешься здесь.

Еще сильнее озлобившись, Катунь со всего размаха ударила Бабыргана по щеке и понесла свои воды дальше. Настигнув мужа, в порыве гнева она закатила и ему пощечину, но потом, одумавшись, сказала:
— Хотя я проиграла в споре, но зато я жена не простого человека, а бия — господина.

С тех пор за супругом Катуни закрепилось второе имя: Бий-суу — господин вод.
Обе реки, Бий и Катунь, слившись воедино, продолжали свой путь на Север, образуя Обь (от алтайского слова «оп» — своенравие).
Катунь после слияния с Бием успокоилась, стала кроткой. Стыдясь своих прежних выходок так и не вернулась на Алтай.

Всем привет из Сибири!