На рыбалку. На «домашний» водоём в двух километрах или на крупную водную артерию за полтысячи вёрст. В одиночку, с семьёй, с единомышленниками. За окунем, за щукой, за судаком, за «беленькой». Но, в первую очередь — за состоянием души, за отдыхом, за единением с природой. Кто «плавал», тот знает — этих моментов ждёшь больше, чем любой праздник и даже зарплату. И эти моменты хочется помнить вечно — парящая вода, утренняя зорька, первая мелкощучка, трофейный окунь, безмятежный лес на противоположном берегу. К счастью, сейчас почти все современные телефоны/смартфоны позволяют запечатлеть всё, что запало в душу и в глаз. Что уж говорить про «мыльницы», «зеркалки» и «беззеркалки» — техника активно идёт в массы, и многие из нас считают наличие такого девайса в арсенале обязательным при выезде на рыбалку. В этой статье хочется поделиться некоторым наработанным опытом и теоретическими и практическими знаниями, которые помогут, а возможно и не помогу повысить ценность ваших снимков. Почему так неоднозначно? Потому что всё зависит от вас! Вспомните свой первый опыт со спиннингом — все ли поймали трофей в тот день?
Установка первая
Статья не будет начинаться с рекомендаций по выбору камеры. Камера вообще не важна — шесть там мегапикселей или двадцать, Canon или Nikon, мыльница или зеркалка. Камера — это инструмент, его «крутость» определяет только уровень комфорта при работе с ним и некоторые дополнительные возможности. Хотя, постойте... Вспомните себя на той самой первой рыбалке со спиннингом. Вспомнили? Отлично. А теперь подрисуйте в воспоминания лодку с мотором, эхолот, кастинговый комплект, три коробки воблеров... Круто же! Но что с этим всем делать... Непонятно. И в лодке ты один. Так вот, теми самыми дополнительными возможностями воспользоваться и оценить их по достоинству получится только имея уже некоторый опыт. Покупают новый инструмент, когда понимают, чем именно не устраивает старый и что даст новый. В среде «людей с фотоаппаратами» есть шутливая, но очень верная формулировка: «Лучший фотоаппарат тот, который у вас есть». А ещё «снимает человек, а не камера».
Моей первой полноценной камерой стала зеркалка Canon 550D в 2010-м году. Затрудняюсь объяснить свой выбор... Но факт — хоть что-то стоящее я мог показать окружающим только через год. И было это уже с другой камеры — Canon 40D, приобретение которой дало только удобство в управлении параметрами съёмки.
Установка вторая
Всё приходит с опытом — и улов, и удачные кадры. Этот самый опыт мы получаем в результате практики, больше практики — эффективнее наш рост. Снимайте всегда и везде. По дороге на рыбалку, на рыбалке, на привале, на обратном пути. Всё, что покажется существенным, важным, красивым, необычным, приметным и памятным, снимайте мелочи и детали. Больше снимков — выше вероятность поймать «тот самый кадр». Совет, на самом деле, с уловкой... Его суть и польза (в долгосрочной перспективе) заключается в другом. Вернулись с трёхчасовой вылазки на ближайший водоём, а вместо рыбы принесли три сотни кадров. И если чем-то эта вылазка удалась, отметилась (вы же не просто так жали на спуск затвора триста раз), то возникает вполне естественная потребность — показать фотографии близким, написать отчёт на Фиш-Хук, продемонстрировать трофей на местном форуме. Вывалить всё на показ здравый смысл не позволит. Вот и сядете выбирать среди пяти дублей одного пейзажа, одной рыбки самый удачный. Это анализ результатов. Именно анализ результатов позволит выработать чувство вкуса, свой взгляд на мир через объектив. Процесс долгий. Порой мучительный — «лучше бы сделал три кадра вместо двадцати», «у меня ничего не получается», «я так ничему и не научился», «обезьяна сфотографирует лучше». Спокойствие и выдержка. Со временем придёт и чисто интуитивное понимание, как снять тот или иной момент. И с трёхчасовой вылазки на ближайший водоём вы начнёте приносить в три раза меньше фотографий, но примерно с тем же количеством удачных.
Вылазка на близлежащий водоём в закатное время с целью съёмки, сделано 218 кадров, на «демонстрацию» отбираю около десятка, из того, что нравится и точно могу показать — 4 (!). Ладно, допустим тут я слишком строг к себе, да и третий год владения фотоаппаратом только начался. Четвёртый год, достаточно важная поездка, да ещё и порадовавшая фотогеничной погодой — сделано 204 кадра, демонстрирую 49.
Установка третья
Фотография — это фиксация момента, потому всегда будьте готовы снимать. Варианты «сфотографирую на обратном пути, во время перекура, перед тем, как сменить точку, после десяти забросов и т. д.» стоит напрочь выбросить из головы — каждый момент уникален! Нам свойственно забывать о возникших идеях, домой захочется отправиться другой дорогой, туман рассеется, берег оккупируют отдыхающие, погода заставит спешно покинуть место — всё, нет красивого пейзажа с рыбалки, который бы украсил ваш отчёт на Фиш-Хук или стену в гостиной. Зачем таскать за собой фотоаппарат, если самое интересное остаётся за кадром?
Даже не задумываясь и не ковыряясь в памяти могу сходу назвать как минимум две большие поездки, из которых по собственной лени я привёз такой минимум снимков, что обидно до сих пор (а с момента первой из них прошло два с половиной года) — обидно, потому что не знаю — решусь ли повторить. Пример противоположный: опаздываю на место ночлега примерно на час-два, солнце близится к закату, предвещая поиски подходящего места для лагеря в полной темноте. Но я всё же делаю остановку и снимаю панораму. Пять-десять минут ничего кардинально не изменили, а в архиве теперь есть прекрасное визуальное дополнение к приятным воспоминаниям.
Установка четвёртая
Любое начатое дело, близкое к сердцу и душе, достойно того, чтобы быть выполненным наилучшим образом. Нет какого-то приемлемого уровня, выше которого не стоит пытаться прыгнуть — всегда надо стремиться к совершенству. Это делает нас лучше. В ином случае, не стоило и браться — из рук вон плохо любой может справиться. Ориентиром должны быть фотографии и фотографы, намного превосходящие ваш текущий уровень. Можно подражать, можно копировать, можно заимствовать идеи — полученное всё равно будет отражать лишь ваше видение. Нельзя опускать руки, ныть, злиться, разбивать фотоаппарат об стену.
Есть российский фотосайт с высоким качеством работ, за которым я слежу, снимками с которого вдохновляюсь. Как-то раз решил, что могу уже и свои показать. Не прошёл отбор. Через какое-то время предпринял вторую попытку — и снова неудача. Я расстраивался, злился, но в итоге сумел более объективно оценить себя со стороны, и продолжил совершенствоваться. К слову, я до сих пор там так и не зарегистрирован.
Оставим духовно-теоретические думы в сторонке покурить, а сами перейдём к практической части.
Во время съёмки
У начинающих осваивать фотодело иногда возникает иллюзия о всесильности великого и ужасного Фотошопа. «А, пойдёт и так! В Фотошопе поправлю, если что-то не понравится». А опытный человек уже в процессе съёмки постарается сделать всё так, чтобы дальнейшие манипуляции с фотографией сводились к минимуму. Потому что фотошоп не всесилен. И чем менее опытен человек, тем меньше власть Фотошопа над его снимками. Итак, о чём же стоит подумать, прежде чем нажать на спуск затвора.
Несколько слов о композиции
Достаточно обширная тема, которой посвящены целые книги. Возможно, кого-то из фиш-хуковцев мир фотографии затянет сильно — тогда начните с литературы именно на эту тематику! Пока же ограничимся некоторыми общими советами:
- Линия горизонта/воды не должна делить кадр на две равные части. Для пейзажных снимков это очень важно — делаете акцент или на безумно красивом небе, или на «земных» вещах. Но это не означает, что нужно снимать лес без неба, а небо — без леса.
- Горизонт — горизонтальный. Потрудитесь более-менее ровно держать камеру во время съёмки, потому что завал горизонта в качестве художественного приёма малопригоден ко всему, что фиксирует ваша камера на рыбалке.
- Избегайте лишних деталей на снимках. Не стоит помещать в один снимок как можно больше всего — отдельно снимайте пейзаж, друга с уловом, тесный круг единомышленников на привале. Всё вместе — это винегрет. Лаконичный снимок позволяет заострить внимание на объекте съёмки, зрителю понятнее, что же вы хотели показать. Здесь же стоит упомянуть про вещи, которых стоит избегать в кадре — кровь, рыбные трупики, алкоголь, курение, мусор, всевозможный бардак из любых ваших вещей, посторонние люди, таблички... Список можно продолжить, критерий, надеюсь, понятен.
Конечно, правила опускаются, если вы решили заснять, например, захламлённый берег — т. е. что-то из нежелательного списка является объектом для съёмки. Помощником в этом пункте для вас станут ноги, которыми стоит немного передвигаться в поисках ракурса, а также руки, способные убрать свой бардак или чужой мусор. Последнее, кстати, очень актуально стало, увы.
- О людях. Посторонних лучше не снимать, хотя бы ради собственной безопасности (если интересно почитать, к чему это может привести — могу дать ссылку со страшным примером из российской реальности). Своих же можно и нужно! Чего не стоит делать — бездумно «обрезать» части тела ваших товарищей. К таковым относятся кисти рук, стопы, пальцы, голова. Не стоит «обрезать» и по суставам. Ещё один важный момент при съёмке людей — следите за фоном. Опасность представляют одиночные деревья, столбы, да и вообще что угодно, что может в дальнейшем на снимке «вырасти» из головы. Помощник тот же — ноги и руки! Меняйте позицию съёмки, крутите зум!
- Цветовой контраст. В темноте все кошки чёрные, а африканцы, ворующие уголь, заметны только по блеску зубов. Потому то, что вы снимаете (здесь речь уже не о пейзаже, а скорее о портретной и предметной съёмках), должно отличаться по цвету от фона. Это, опять же, заостряет внимание на объекте съёмки.
- Передний план. Наличие переднего плана добавляет объём фотографии. В зависимости от того, что вы снимаете, это может быть всё, что угодно. Опять же — это поиски подходящего ракурса, порой достаточно просто присесть... Или побегать вокруг. Проявите фантазию.
Есть ещё много всего про композицию, но как и написал в начале — тема обширная. И это не свод законов и правил, все правила порой с большим успехом нарушаются, а результат таких нарушений — радует зрителя.
Про освещение
Не снимать против солнца. Конечно, если солнце не должно «светить в глаза», как, например, на этом снимке:
Почему в иных случаях этого стоит избегать? Фотоаппарат, даже зеркальный, штука несовершенная. Из-за ограниченного динамического диапазона матрицы, ошибок электроники при экспозамере, несовершенства оптической схемы объектива вы столкнетесь с засвеченными областями (белое небо, например), провалами в тенях (человек, превратившийся в чёрный силуэт), искажением цветов, бликами («зайцами») и другими «прелестями».
«Правильный» свет находится сбоку от объекта съемки.
А самый правильный свет, для пейзажей в первую очередь — низкое солнце на закате и рассвете, предрассветное и предзакатное время, это время пейзажными фотографами даже называется «режимным». Что даёт такое освещение? Насыщенный глубокий цвет, плавные переходы от тёмного к светлому, при отсутствии ошибок автоматики или ваших рук — отсутствие провалов как в свете, так и в тенях. Кстати, в пасмурную погоду тоже жизнь есть! Зачастую, именно в пасмурный день портретные и предметные фотографии получаются заметно естественнее, а если небо не однотонно серое, богато на свинцовые причудливые тучи, то пейзажные фотографии получатся не менее выразительными, чем и в режимное время. Только вот рыбалка, наверное, закончится бегством от стихии.
Контролируй результат
Отсняли что-то невообразимо прекрасное, что-то, что приводит в восторг от одной мысли об этом? Не суетитесь. Любой не мгновенный кадр, который сейчас можно переснять, действительно можно взять и переснять. Стоит сразу же взглянуть на результат и попытаться найти допущенную ошибку. Или попробовать с другого ракурса — вдруг интереснее получится? Всё равно снятое кажется идеальным? Присмотритесь — резким ли получился снимок (товарищ моргнул, рыба хвостиком вильнула, рука дрогнула). Я часто прогораю именно на этом — спасибо маленьким экранчикам... Помогает увеличение. Особенно важно при съёмке крупным планом некрупных объектов (снасти, улов, дары природы и т. д.), когда проявляются мельчайшие детали. Именно в таких случаях малейшая ошибка автофокуса, малейшее колебание хорошо себя проявит (и испортит настроение дома при просмотре результатов). Дублируйте важные кадры!
Пожалуй, на этом пока остановимся. Самое время рассказать про то, что должно происходить с фотографиями по возвращению домой.
После съёмки
Выбор между качеством, количеством и содержанием
Что же у нас получилось принести с рыбалки? Рыба же вся или почти вся утоплена восвояси. О, блин — опять полтыщи снимков за четыре часа... Как будто фотоаппарат в руках находился больше, чем спиннинг. Первое и необходимое действие с вашей стороны — выбраковка и отбор.
Откровенный брак — размытые нерезкие снимки. Причины — недостаточная освещённость (фотоаппарат в таких условиях выставляет выдержку, на которой с рук сделать резкий снимок почти нереально или действительно нереально), смещение фотоаппарата во время нажатия на спуск (здесь вините только свои руки), ошибка фокусировки (вина 50/50 ваша и фотоаппарата, т. е. фотоаппарат промазал, а вы не заметили). Эти снимки сразу должны быть отправлены в корзину — такое показывать не стоит. Оставить можно, если это очень значимый кадр — например, ваш новый рекорд по щуке, но на будущее в воспитательных целях стоит перечитать пункт «Контролируй результат». «Ценный» брак в случае нежелания с ним расставаться на худой конец можно поместить в отдельную директорию — пускай служит немым укором. Отделить от массы фотографий стоит и то, что интересно будет только вам или тем, кто был с вами.
Под отбором я подразумевал выбор наиболее удачного снимка из множества, получившегося при съёмке какого-то одного момента, пейзажа, предмета с разных ракурсов (или с разными настройками, на разных фокусных расстояниях). Если не получается выбрать из двух-трёх, которые может и кажутся не идеальными, но точно одинаковыми по качеству и содержанию — берите любой, но такой ситуации, как правило, не бывает. Следует предостеречь от удаления чуть менее удачных (но всё же удачных) кадров — ведь ваше мнение о самом лучшем снимке в серии может измениться (через час — во время обработки, через год — ввиду накопленного к тому моменту опыта).
Человек с фотоаппаратом является заложником своих эмоций: с одной стороны, именно они позволяют передать через фотографию своё видение и эмоции, красоту природы и моментов, а с другой — эмоциональная связь с тем, чтобы вы видели воочию и сняли, не позволяет дать объективную оценку полученным результатом. Потому часто мне легче выбрать удачные снимки только по прошествии некоторого времени после съёмки, когда эта эмоциональная связь сглаживается.
И финальная мысль — между количеством и качеством отдавайте своё предпочтение последнему. Меньшее количество удачных фотографий оставляет большее впечатление, чем большее количество менее удачных. Это как выбирать, что взять с собой на рыбалку — коробку с десятком японских проверенных воблеров или с полусотней неизвестных китайцев.
Будь мужиком, выровняй горизонт!
Выше я уже написал, что во время съёмки стоит следить за линией горизонта. Так вот, сейчас самое время потрудиться и повернуть снимок, довести горизонт до его идеального естественного положения, потому что огрехи всё равно часто случаются по тем или иным причинам. У кого-то возникнет вопрос — зачем следить за положением горизонта во время съёмки, если это легко исправляется после. Конечно, исправляется это легко, только вот чем ровнее горизонт изначально у вас получился, тем меньше обрежется после выравнивания в процессе обработки. А это бывает критично.
Кадрирование
Не бойтесь резать фотографии. Даже более того — многие фотографии только выиграют от этого. Как и почему? Во-первых, так можно отсечь края с ненужными деталями. Ненужные детали — это то, что случайно попало в кадр, даже если вы руководствовались советом «Избегайте лишних деталей на снимках». Во-вторых, после этой операции оставшееся изображение «увеличивается», «приближается» к зрителю.
Постепенно приходит понимание, что лишними деталями могут быть не только чужеродные для конкретной сцены объекты, но и сама часть кадра, без которой снимок станет более выразительным и гармоничным. Так что кадрирование — это во-многом творческий элемент, как и поиск ракурса при съёмке, например.
При выполнении этой операции советую придерживаться пропорций оригинала. Кстати, в Фотошопе актуальной версии инструмент кадрирования заодно и горизонт позволяет поправить.
Контрастность
Вместо тысячи слов приведу пару фотографий:
Эта операция у меня заняла ровно пять секунд. Я не хвастаюсь, а пытаюсь донести мысль, что минимальными усилиями возможно заметно повысить привлекательность ваших снимков, если они по каким-либо причинам получились блеклыми и невыразительными (подробности этих причин явно выходят за рамки статьи на рыболовном сайте). Самый простой инструмент, как в Фотошопе, так и в других программах, обладающих базовым функционалом редактирования, называется просто и очевидно — контрастность. Крутить по вкусу... Однако, не зря я обозвал его простым — результат выше получен иным методом, более правильным. Называется он «Уровни».
Суть проста — передвигая левый ползунок, мы делаем тёмное ещё более тёмным, правый — светлое более светлым, соответственно средний влияет на средние тона, делая их темнее или светлее в зависимости от того, в какую сторону его передвигать. Средний, кстати, можно особо не трогать без лишней нужды. Передвигать ползунки стоит до графика, обозначающего наличие и количество данных о пикселях с соответствующей яркостью на нашей фотографии.
Но всё не так просто, как кажется... Это не готовый и идеальный рецепт, которому следует безоговорочно следовать. Сдвигая точки белого и чёрного, мы рискуем потерять детали в светах и тенях. Кроме того, такая игра с уровнями практически лишена смысла, если на снимке, например, туман.
Так что будьте внимательны играясь с контрастом — верьте глазам своим, своему вкусу, своим воспоминаниям о том, как это выглядело, когда вы фотографировали. Для большего понимания инструмента можно прочитать более детальную и профессиональным языком написанную статью. Например — cambridgeincolo...evels.htm
Что сознательно упущено при написании статьи
- Цветокоррекция. Это объёмно, по цветокоррекции целые книги пишут. Да и к необходимости цветокоррекции приходят сознательно и с некоторым опытом.
- «Святая троица» — ISO, диафрагма, выдержка. В первую очередь, актуально для владельцев зеркалок, а у нас тут всё таки сообщество владельцев рыболовных снастей.
- Повышение резкости. Тема не сильно сложная и хорошо раскрытая многочисленными статьями в сети.
- ... и многое другое
Задавайте вопросы, в комментариях продолжим раскрывать тему.
И в конце небольшой бонус.
Страшная тайна
Профессиональный фотоаппарат — это как профессиональный воблер. Профессиональная блесна. Профессиональный спиннинг. Профессиональная леска. Профессиональная кастрюля для приготовления борща. В любом деле есть профи, мы их так называем за результат, но никак не за владение определёнными вещами. Так что профессиональные фотоаппараты — это сны маркетологов!
НХНЧ и крутых фотографий в отчётах!
Комментарии и отзывы 47
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
О как, пригрузился я Да, много нюансов, но вся проблема в том, что и рыбачить тянет сильно, я же не на фотосессию поехал Вот и щелкаешь в спешке и опять за спин, вот она, ахиллесова пята рыбака
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Категорически поддерживаю! Как стал ездить на рыбалку, так сразу количество фотографий с поездки уменьшилось. Дошло до того, что стал зеркалку дома оставлять, а редкие снимки — на телефон. В этом году все же надо научиться сочетать оба увлечения...
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Тяжеленько будет!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Таскать? На ночную съёмку я ещё умудрялся возить штатив, так что как-нибудь выкручусь. Хорошо хоть хэви-джигом не увлекаюсь
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Не таскать, Стас, а «научиться сочетать оба увлечения...». Таскать-то что, нам таким кабанам хоть килограмм, хоть два лишних!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Фото великолепные. Увы, полностью разделяю мнение Lusoxman.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
В избранное! Стас с тебя мастер-класс!
Обращайся
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Стас, спасибо!!!
А может теперь, после обзорной статьи — цикл статеек по шагам?! А? И с примерами Фотошопа? Я понимаю, что это не профессиональный фото-ресурс, но все же?
Можно и в одной статье на примере одного снимка показать процесс, но будет достаточно жёсткая привязка к инструменту — т. е. к фотошопу.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Вот чем Бог обделил, так это фотошопом — имею огромное желание обучиться владению этой чудесной зверью, но отсутствие достаточного количества времени не дает мне такого шанса. Может как-то в твоих материалах, шажочек за шажочком, да удастся чего-нибудь почерпнуть!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Поддержу, для меня понятие фотошопа сводится только к названию, и знанию того, что с помощью него можно сделать что угодно...
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Как в зеркало посмотрел, Серж!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Ну, раз спрос есть — придётся подумать, что и как вам рассказать. Только терпение придётся проявить — сначала хочу пару других статеек дописать-выложить.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Конечно подождем, ради такого дела...
Та да! Потерпим!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Из большого жизненного опыта посоветую для любителей и профессионалов книги Кэтрин Айсман «Ретуширование и обработка изображений в Photoshop» и другие этого автора. Очень удачный перевод на русский. Не пожалеете. Если можно — ссылка:
bookfi.org/g/Ай...%20Кэтрин
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Возможно, я не прав, и это будет только моё мнение — книги охватывают слишком большой диапазон информации, потому не только прочитать, но и усвоить с пользой — дело не такое уж простое. Печалит и тот факт, что информация в них неполна или даже устарела. Для самосовершенствования выбрал другой путь — решаю отдельные возникающие вопросы, опираясь на найденные статьи, методы, исследования по этой теме от разных авторов. Сравниваю разные решения, выбираю или компоную, или получаю возможность применять разные решения для каждого конкретного случая.
А вот книги по теории фотографии, композиции даже 10-20-летней давности читать можно и нужно!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Дельные и толковые рекомендации! Но мне жалко тратить своё время, на изучение и освоение тяжёлого Фотошопа. Поработать с яркостью, контрастностью, цветностью, заменить фон, можно и в простеньких программках. Даже с помощю Picasa, можно убрать лишнее. На фото, я убрал провода, надпись и столбы.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Саш, всё зависит от того, как далеко ты готов зайти. Если есть планы роста, то лучше уж сразу начинать с тяжёлой артиллерии и привыкать к ней, пускай даже в фотошопе на первых порах только два-три инструмента будут задействованы. Я за четыре года освоил только самую макушку айсберга, впереди ещё много дивных открытий и полезного опыта...
И в статье действительно не рассматривался выбор программ — не потому, что я выступаю за фотошоп, а потому что каждый волен выбирать инструмент, с которым ему удобно работать
По снимку дальнейшие рекомендации. Конструкция такого плана направляет взгляд снизу вверх, где он упирается в край кадра. Явно напрашивается или большее пространство сверху, или даже вертикальная ориентация снимка. Снимок указал на моё упущение в статье — забыл упомянуть, что снимаемый объект не следует помещать по центру кадра (за исключением предметки и портретов крупным планом). Возможные варианты, на мой взгляд:
Стас, так я и говорю: профессионалам — фотошоп, а таким как я, и Paint достаточно. Про центр кадра, тоже верно. Есть такое правило, правило третЕй. Снимок этой башни, я делал очень давно, обычным телефоном.
А вот мне времени не жалко на это было бы, но вот найти я его (время), что-то не могу чаще всего...
Вообще — идеальный вариант — это друг, помешанный на фото, с тобой на рыбалке! Ты — ловишь, он — снимает! Красота! У меня есть такой, но он тоже иногда любит порыбачить, а я — поснимать... Но нам с ним вместе, к сожалению, редко удается выбраться...
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
В идеале — клон себя нужен
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Статья очень нужная и правильная, Стас, и за это тебе огромное спасибо! Однозначно в избранное! Но, так или иначе, Алексей прав, да и фото, где присутствует моя рожа, всегда делают мои компаньоны, но обработать перед тем, как их показать сообществу, я обязан, я это понял! Буду идти в этом направлении, и обязательно дам почитать твою статейку тем, с кем я езжу на рыбалку! Спасибо!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Для того и писалась
За фотошоп не ратую, всё описанное во множестве другого софта спокойно делается. У меня просто процесс этими действиями не ограничивается, да и вообще всё снимаю в равах, и предварительно до фотошопа еще и в лайтруме кручу — мракобесие, к которому следует стремиться исключительно сознательно
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Ты вообще, сейчас вот, с кем разговариваешь, Стас... я далек от этого, буду учится!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Желание не останавливаться на достигнутом — это очень хорошо! А мы уж посильно поможем
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Фиш-Хук — твой лучший друг!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Еще одна речовка для нашего сообщества!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Стас, очень ждал этого материала! Очень хорошие, полезные советы. Некоторые нюансы знал, но большая часть информации для меня оказалась очень полезной! Спасибо за такой труд
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Все так! Только вместо фотошопа использую программы попроще.
Стас, а вот первое фото с небом твое личное?
Там, в левом нижнем углу, авторский знак стоит, думаю, что это фото Стаса!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Да, прошлым летом снял.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Отлично! Иногда фото лучше слов.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Спасибо. Внятно.
Про время и рыбалку. Вот съездили на рыбалку большой компанией, а в итоге фото еле на отчет наскребли — не дело. А если вспомнить, то можно выделить уйму времени, когда и не ловилось, а было красиво и было что снять. Не нужно жадничать, на рыбалку ездим за впечатлениями — грех не продлить их на долгие годы. Сам страдаю жадностью рыбалки, т. к. выбиратья получается редко, последнее время, но уже зарекся — фотографии нужно выделять больше времени!
Стас, мне бы еще про триумверат, а? Глядишь и сам перед собой атестацию пройдешь (это я поджуживаю!)
Про что-что?
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
«Святая троица» — ISO, диафрагма, выдержка.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Спасибо, Стас! Интересно и сложно, бум учится! Фотографировать нужно и много, потом все вспоминаешь, глядя на фото, и радуешься.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Вот взял мою голову, перемешал, перевернул 2 раза... И вверх ногами положил! Так-то читаю и все понятно, только жаль, что галочка «в избранное» с сайта в голову автоматически не помещается — вспомнить бы об этом на рыбалке (особенно на открытии сезона!!! Когда желание замочить в воде плетню затмит сознание!!!).
Писал выше и повторюсь — время, которое упустил, когда оно было, а теперь придется по крупинкам выбирать драгоценные секунды на это интересное занятие (Вот лошара! Была же раньше возможность изучить фотошоп, да «более интересные» дела были).
Прожитого не проживешь еще раз, будем исходить из сегодняшнего! Надо затвердить себе установки и стараться о них не забывать. А фотошоп потихонечку подтянем (надеюсь на некоторую помощь).
Тём, так ты время теперь не теряй — в выходной в парк, например, и фотоаппарат с собой
Я всегда с телефоном! И снимаю постоянно. Вот только задумался после прочтения твоей статьи, что не очень хочу рассматривать свой телефон (камера 12 м/п) в качестве фотоаппарата для обучения фотографии!
Он неудобен для съемки затвор на экране. А тот, который на корпусе — через чехол не продавливается без смещения аппарата), может зазвонить в самый ответственный момент, нет стабилизатора, маленький зум, минимум режимов (а я очень люблю макрофотки). Придется использовать мыльницу Sony (в принципе, довольно нестремная — брал в свое время супруге для прогулок, а потом подарил телефон с камерой в 9 м/п и фотик уже год лежит в чехле).
Хорошая статья. Я часто в телефоне пишу gps трек своего маршрута, и когда делаю фото телефоном — эта фотка добавляется в этот трек с привязкой координат, можно таким образом отмечать перспективные места... Вот пример: sports-tracker.com/
Качество фото конечно не очень, поэтому иногда дублирую фотоаппаратом...
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Стас, привет! Долго я мучался с фотографом, объясняя что и как нужно делать, но увы, не дано человеку. Применил твои рекомендации и подправил фото в фотошопе. Можешь посмотреть и сказать свое мнение — fish-hook.ru/ar...-tak-174/
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
А я как раз только что дочитал твой отчёт Годно, Серж, годно! Ошибок нет, разве что первый судак смазанным вышел, так это наверное от волнения или раскачивающейся лодки
Зимой обязательно напишу ещё одну статью, рассмотрим некоторые приёмчики опять же на примерах с фотографиями Фиш-Хуковцев.
Да, точно лодку болтало, Серега как ужаленный дергался, спасибо за науку! Буду ждать очередного урока!
Комментирование доступно только авторизованным пользователям.