Я уже несколько раз писал, что городу Кашину в 2017 году исполнилось 730 лет, этакий юбилей.
Вообще, впервые Кашин упоминается в Никоновской летописи в числе других городов, которые в 1238 году были разорены монголами. Если считать от этой даты, то городу уже 779 лет. В Википедии, между прочим, указана именно эта дата.
Кто и когда принял решение вести летоисчисление от 1287-го года — непонятно. В том году владимирский Дмитрий Александрович, сын Александра Невского, и его союзники девять дней осаждали Кашин, ведя войну с тверским князем Михаилом Ярославичем. К слову сказать — двоюродными братьями были Дмитрий и Михаил, а когда, несколькими годами позже, в борьбе за за власть во Владимиро-Суздальском княжестве, Дмитрию пришлось бежать от своего родного брата Андрея, именно Михаил Тверской приютил беглеца. Вот такие сложности были в те времена. Сейчас мы называем это одним словом — междоусобицы, не задумываясь, порой, о том, сколько пришлось пережить русскому народу в этих междоусобицах.
Ну, как бы там ни было, город выжил в междоусобных войнах, перенёс разорения от монгольских орд, был отстроен после разрушения поляками во времена Смуты, пережил ещё много всего, и в субботу, 24 июня, праздновал своё 730-летие.
День первый — День города и Фестиваль каши.
Началось празднование шествием активной части горожан по центральной улице Карла Маркса к Пролетарской площади, где происходила официальная часть мероприятия. Называемое горожанами советским словом «демонстрация», это шествие не зря носит название советского же фильма «По главной улице с оркестром».
В шествии мы не участвовали, а пришли сразу на площадь.
Естественно, было много выступающих официальных лиц, от главы Кашинского района Германа Баландина и до депутата Госдумы Светланы Максимовой, куча общих фраз с поздравлениями и пожеланиями, в общем такого, что услышишь на каждом юбилейном мероприятии. Также награждали грамотами отличившихся спортсменов, учителей, работников сельского хозяйства и многих других. Это всё прошло мимо моего объектива, а вот выступления местных коллективов я заснял.
Очень понравилась идея с запуском в небо связки воздушных шариков, выполненной в виде православного храма с крестом на куполе. К сожалению на моих фотографиях это плохо видно.
Ну, а после торжественного открытия Дня города, мы отправились на Фестиваль каши. В этом году устроителями было решено, что не будут готовить одну кашу на всех, в большом котле, как делали два предыдущих фестиваля, а устроят конкурс «Кашевар года», в котором могли принять участие все желающие.
Дорога от площади до Городского сада, где проходил Праздник каши, прямая, но мы ведь не ищем лёгких путей, идти рядом с рекой, и не спуститься к берегу — это не про меня. Кроме того, у нас в этот день приехала в гости невестка, разве можно было упустить случай поводить её по мостикам-лавам? Три разных лавы мы перешли по пути, чем вконец Марину запутали.
Задержались на лаве, я увидел спиннингиста в лодке, тот самосплавом шёл по реке, закидывая колебалку то вправо, то влево. Минут через двадцать мои дамы начали возмущаться, пришлось уходить. Щуки дядька при мне так и не поймал...
Мост на заднем плане фотографии в народе именуется Милицейским, потому, что самое ближнее здание к мосту — районный отдел полиции.
В Городском саду оказались минут за пятнадцать до начала праздника, успели продегустировать разнообразное варенье, да посмотреть на товары купцов местных и приезжих, в основном — на русскую этническую тематику: матрёшки и другие игрушки, расписная деревянная утварь для кухни, вязаные изделия, и прочее. Также были мастер-классы росписи, выжигания по дереву, модульному оригами, гончарному мастерству.
А потом настала пора начинать праздник каши.
Тут небольшое отступление.
Вообще-то, название города, по мнению исследователей, никакого отношения к каше не имеет, а произошло от названия реки Кашинки, или, вероятнее всего, в старину — Кашины. Слово «кашина» — угоро-финского происхождения, и означает «река, заросшая камышом».
Но несколько лет назад в Кашин переехал жить из Москвы молодой человек Алексей Столяров, он-то и стал идейным вдохновителем и организатором фестивалей каши и создания «Музея каши». Раз уж у города такое название, то почему бы не использовать это для его же блага, привлекая в Кашинский край туристов? Спасибо Алексею за его идею и воплощение идеи в жизнь!
Но вернёмся на праздник.
Для начала студенты из колледжа показали представление о несчастном царе, у которого дочка отказывалась есть каши, всё ей было не по вкусу. И совсем уж было отчаялся царь, да тут привезли ему ко двору купцы «сарацинское пшено». Сварили из того пшена такую вкусную кашу, что царевна и добавки ещё попросила.
В этом году — ровно 230 лет, как казаки завезли на русскую землю «сарацинское пшено», сиречь — рис! Так что двойной юбилей праздновал в эти дни Кашин. Ну и, само собой разумеется, что участники конкурса кашеваров должны были сварить рисовую кашу.
Дальше — в лучших традициях советской самодеятельности — выступление различных коллективов из разных районов Тверской области, Москвы и Подмосковья.
К самодеятельности у меня отношение прохладное, может сказалось, что в школе насильно загоняли в хор, а потом в воскресенье, вместо того, чтобы где-то гулять, приходилось ездить по вот таким мероприятиям, иногда по часу, а то и два дожидаясь своей очереди, чтобы выйти, спеть две песни — и в обратную дорогу. И единственный выходной — коту под хвост!
Поэтому, высидев для приличия пару-тройку номеров, я оставил своих девушек в «зрительном зале», а сам пошёл стоять в очередях за кашей.
Тут надо сказать, что конкурс проводился в двух группах — для профессионалов, где выступали коллективы кашинских кафе, и для любителей. И оказалось, что любители стали готовить непосредственно на фестивале, а профессионалы сварили свои каши заранее и привезли уже всё готовое.
Такое положение вещей оказалось вполне к месту, не пришлось ждать, пока всё сварится, а можно было сразу приступать пробовать каши.
Для начала мой выбор пал на рисовую кашу с кашинским гусём от буфета «Малина», расположенного на территории строительного рынка «Кашинский медведь». Само название буфета я забыл, и не удивительно — даже я сварил бы вкуснее, рис оказался разваренным и слипшимся. Нашёл только что в интернете, как они называются.
Решив не экспериментировать с молочной кашей от кафе «Сказка», я стал в очередь за узбекским пловом от кафе «Зарина». Желающих отведать каши было много, и, надо отдать должное некоторым кашеварам — они приготовили большой объём, вот у узбеков, например, при мне закончился плов в одном казане, они тут же заменили казан на другой и продолжили угощать гостей.
Плов был вкусный, но мне, как я уже намекнул, достался рис с самого дна казана, то есть он был немного жирноват.
Каши от «Музея каши и кашинских традиций» и от кафе «Старый Кашин» мы не попробовали, как-то маловато приготовили конкурсанты, не рассчитали количество желающих полакомиться.
Ну и, честно говоря, я совсем не понял жюри конкурса, присудившее первое место среди профессионалов коллективу кафе «Старый Кашин», приготовившим, вместо рисовой, пшенную кашу с черносливом, грецким орехом и пампушками
А народ не только слушал концерт и ел кашу, но и катался на качелях, установленных компанией «ЗакрутиХа». Аттракционы воссозданы по гравюрам и чертежам 17-18 века.
В то время, когда профессионалы вовсю раздавали гостям фестиваля свои каши, любители только приступали к готовке.
Всего в этой категории состязалось три команды: первая — Кашинского колледжа, где, среди прочих специальностей, готовят поваров, вторая — Кашинского отделения общества инвалидов, и третья — Клуб исторической реконструкции «Городецко» из города Бежецк.
Сказать честно — до сих пор романтика рыцарства, поединков и всего сопутствующего сидит у меня даже не в глубине души, а прямо на поверхности, неравнодушно дышу я к таким делам, поэтому искренне болел за ребят, решивших приготовить плов.
Обратил внимание на тётушку в костюме, весьма мало похожим на русский национальный. И точно — оказались карелы, которые уже четыреста лет проживают на Тверской земле, но не утратили ни свой язык, ни свои традиции. Их хор спел несколько песен на русском и карельском языках.
Некоторые из зрителей не могли усидеть на месте, и выплясывали прямо в «зрительном зале»
Хор «Виноград» из Москвы акапельно исполнил пару старорусских песен, а потом полностью переключился на украинские народные. Несмотря на то, что никто из присутствующих (кроме нас, конечно), скорее всего, не понял, о чём они поют, но хлопали артистам от души, настолько красиво всё было спето.
Куда на Руси без балалайки? Никуда! И праздник без неё — не праздник.
Потом меня как в голову стукнуло — а ведь должны бы уже сварить свои каши любители! Побежал к шатру КИР-Городецко, и вовремя — как раз жюри дегустировало их изделие.
Я не дал себя отпихнуть от казанка, и тоже разжился у них тарелочкой плова. Было вкусно, хотя Марина сказала, что Елена Богуславовна варит вкуснее. И не удивительно — мою Лену ведь в Ташкенте научили плов варить.
Немного погодя состоялось награждение по номинациям. Чтобы никого не обделить, жюри присудило профессионалам первое и второе место, а третье дали оставшимся трём коллективам. Итого: первое — кафе «Старый Кашин», второе — «Музей каши и кашинских традиций», третье — кафе «Зарина», кафе «Сказка», буфет «Малина».
Среди любителей первое досталось КИР-Городецко, второе — обществу инвалидов, третье — команде колледжа. Кашу этих двух коллективов мы не попробовали, всё успели съесть, пока я ждал плова от реконструкторов.
По окончании награждения, ребята из Бежецка провели показательные бои на мечах.
Каша у них получилась лучше, чем мечом махать, честно говоря...
А мы пошли гулять. Сначала — домой, а потом, со спиннингами — искать Введенский омут.
Омут был найден, правда половить толком не получилось — Марину зажрали комары, и пришлось сворачиваться. Что поделать — дитя асфальта...
Но местечко очень интересное, когда-то, до революции, здесь стояла монастырская мельница, оттуда и омут образовался. А Введенский — потому, что рядом стояла церковь Введения Пресвятой Богородицы, разрушенная в сороковых годах.
На второй фотографии — вид на Николаевский Клобуков женский монастырь, который до двадцатых годов прошлого века был мужским, затем советской властью был упразднён, помещения монастыря были отданы под жильё и мастерские, колбасную и кожевенную.
С 1995 года комплекс Николаевского Клобукова монастыря официально передали Русской Православной Церкви, но в качестве мужского он действовал недолго. В 2001 году монастырь был преобразован в женский.
Тут Николай Анатольевич спрашивал меня про монашек, так дальше в тексте будет.
Вечером в городе был ещё салют, но мы не пошли. Как рассказывали потом — у девятиклассников были выпускные, и посмотреть салют пришло много нетрезвой, вовсю матерящейся молодёжи.
Мы не пожалели, что не пошли, хоть не испортили себе впечатление от праздника.
День второй — день почитания Святой Благоверной княгини Анны Кашинской и открытие бюста А. Х. Артузову.
Есть у города Кашина своя покровительница — Святая Благоверная княгиня Анна Кашинская. В первой части я упоминал князя Михаила Ярославича Тверского, так вот княгиня Анна была его женой. При жизни ей пришлось перенести гибель мужа, двух сыновей и внука, все были в разное время казнены в Золотой Орде, а после смерти — прославление в лике святых в 1650-ом году, деканонизацию в 1678-ом году, во времена церковного раскола, и повторное прославление 25 июня (12 по старому стилю) 1909-ого года.
Именно в этот день, 25 июня в Кашине ежегодно проходит Крестный ход из собора Вознесения Господня, где хранится рака с мощами святой, к главному собору города — Воскресенскому, в котором Божественную литургию совершает Митрополит Тверской и Кашинский. В Крестном ходу принимают участие и монахини из Николаевского Клобукова монастыря во главе с настоятельницей монастыря, игуменьей Варварой.
С самого утра зарядил мелкий дождь, но, поскольку при жизни княгине Анне пришлось пролить много слёз, кашинцы к дождю в этот день относятся с терпением.
— Матушка-покровительница плачет, — говорят они.
В общем, кому интересно — можно о жизни Анны Кашинской больше прочесть в сети, а я просто приложу фотографии Крестного хода.
Потом мы проводили Марину в Москву, и вернулись обратно в центр города, чтобы успеть на открытие бюста корпусному комиссару Артуру Артузову — деятелю советских органов государственной безопасности, одному из основателей советской разведки и контрразведки. Под его руководством были проведены такие операции как «Трест», «Синдикат-2» и другие.
Об операции «Трест» людям старшего возраста должно быть известно, поскольку в СССР даже был снят одноимённый фильм, где Артузова сыграл Армен Джигарханян. Итогом этой операции стало вовлечение в Советскую Россию и последующий арест британского разведчика Сиднея Рейли.
Итогом операции «Синдикат-2» было похожее вовлечение в Россию и арест знаменитого террориста Бориса Савинкова.
Артур Христианович Артузов (Фраучи), родился в деревне Устиново Кашинского уезда,
Было в тот день и ещё одно мероприятие — программа, посвященная Дню семьи, любви и верности «Знамя семьи — Любовь». Традиционно, в этот день чествовались пары, отмечающие «юбилейные» годовщины семейной жизни.
Туда мы уже не пошли, потому, что два дня выходных, и без рыбалки???
И о рыбалке, коротко.
О рыбалке коротко, потому, что, во-первых — ничего из ряда вон примечательного, во-вторых — сел телефон, который я забыл подзарядить.
С десяток плотвиц и уклеек, одна уклейка порадовала на реке размером, а дома — вкусом. Жаренная ну очень хороша!
Комментарии и отзывы 26
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Познавательно.
Вот неравнодушен я к истории тех мест, где доводится жить. Ведь даже у совсем молодых городов есть своя история, что уж говорить про такие старинные, как Кашин.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Отличный обзор. Я теперь уверен, что Кашин знаю хорошо. Ну, а насчет междоусобицы, так мы и сейчас при ней живем (Москва — Киев), только уверен, что переживем и это.
Ты чего это бабушек-монашек фотографировал? А где молоденькие? Если они все там старые, то сторожем в монастырь, естественно, устраиваться не стоит
Ой, рано говорить, что знаете Кашин хорошо. Вот, например, такая история связана с городом — смотрим фотографию.
Молоденькая монахиня была одна, а ради остальных — да, сторожем туда незачем идти. Хотя, может, другие в это время в монастыре оставались, так что ещё не всё определено.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
про кашу больше, чем про рыбу, но это уже фиш-хуковская традиция! Пора уже новый раздел на сайте создавать — «Рыбалка-экскурсия»!
Я в анонсе специально заранее предупредил, что про рыбалку не будет.
А про новый раздел — я только за!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Все, Михаил, отлично. Мы тут все уже много чего о рыбалке знаем, а вот о местах, где этой рыбалкой занимаемся, не всегда наслышаны. А ведь находясь на рыбалке мы не только упершись взглядом в кончик удилища живем, нам и природа интересна, и погода, и мысли у нас в это время тоже бывают всякие. Так почему не писать об этом?
Мы и пишем, разве нет?
Не все способны про места рассказать, как вы и Михаил. Я ж не говорю, что неинтересно читать, наоборот! Пишите еще!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Так не рыбалкой единой жив рыболов
Именно! Золотые слова!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Шикарный экскурс в Кашин — мне понравилось! Я то же за экскурсии в прошлое с рыбалкой, да и историческо-кулинарные рыбалки мне нравятся! 5 баллов Миша!
P.S. Я вот все интересуюсь, где следы монголо-татарского ига, чего то его нет. Все больше и больше доказательств его отсутствия вплывает, сначала разрывало мозг, а теперь и я в этом убеждаюсь все больше. А вот что скрыли правители под «ИГОМ» вот это вообще интересно ... борьба за власть и так называемая междуусобица обильно сдобренная кровью простых людей! Разве не то же самое сейчас происходит, только мы видим эту «Правильность завернутую в красивые лозунги»... печалька но факт.
Труды Г. В. Носовский и А. Т. Фоменко конечно внесли в умы граждан сумятицу и сомнения о реальности монгольского нашествия. Но оно все же было. Тогда уже писались хроники в разных странах и документальных подтверждений полно. А насчет следов... Ну не все государства смогли оставить материальные следы в виде Колизея или Пирамид. Хотя Казань-то стоит . А самое главное почему нет пока массы доказательств, так это потому, что не копали пока. Азия настолько велика, что площади раскопок (поисков) ничтожны на фоне с её просторов. Но придет время и все найдется.
Да ни кто не оспаривает наличие Чингиза и его империи в Азии. Здесь его не было!!! А у нас здесь копают много — много. Так для статистики — римские динарики встречаются в 25-30 раз чаще чем монгольские деньги, а Римской империи у нас не было, обломилось им... Бушков хорошую книгу по этому поводу написал.
Бушков сказочник известный
Добавлю.
Самым беспристрастным доказательством того или иного исторического события является археология. И раскопки на тему нашествия, у вас за Уралом велись. Раскопки в Рязани выявили факт гибели и уничтожения города. При появлении войск Батыя жители спешно прятали свое имущество в печах или подпечных ямах, под половицами и лестницами погребов, а наиболее ценные вещи закапывали в землю. Но никому не удалось вернуться за спрятанным добром. Археологи обнаружили уже 13 таких кладов. На берегу Оки, в котловане, вырытом в мерзлом грунте, археологами найдены общие захоронения жертв монгольского нашествия. В них обнаружены останки 143 человек, похороненных уже после ухода татар, в последние дни декабря 1237 г. Люди лежали тесными рядами, местами в 2-3 яруса. Завоеватели не пощадили никого — вместе с мужскими телами найдено много женских и детских останков. На скелетах — признаки насильственной смерти: следы сабельных ударов, отрубленные кисти рук, застрявшие в костях наконечники стрел. В Торжке от пожарища 1238 г. отложился слой сплошных углей толщиной 60 см. Археологи подсчитали, что из 74 изученных ими городов, относящихся к периоду до монгольского нашествия, 49 были разорены Батыем, ; 14 из них так и не поднялись из пепла. Еще 15 не смогли восстановить своего былого значения, превратившись в сёла.
Возможно Бушков и сказочник, но разорение городов не исключает отсутствия ига как такового. МТ были но не как нашествие, а как привлеченные наемники...
К Игу у меня всего три вопроса на которые я не могу найти ответ:
1. Как они в таком количестве смогли дойти сюда?
2. Где все награблено-завоеванное?
3. Почему они не трогали православные храмы?
Беда нашего общества сегодня, в том, что если нас интересует исторический вопрос мы не труды историков, археологов, философов читаем, а сочинения парикмахера не имеющего даже обычного высшего образования. Это так, к слову.
1. В каком количестве? Их было мало, потому, что тогда вообще было мало людей на земле. В “Сборнике летописей” персидского историка Рашид ад-Дина, в первом томе этого обширного исторического сочинения приводится подробный перечень монгольских войск: монгол чистокровных 40-50 тыс. И присоединенные ими воины из соседей Руси примерно 70 тыс. В походе Батыя участвовало 12-14 ханов, это 12-14 туменов по 1000 человек. А каждый русский князь мог поставить 1-2, ну 5 от силы.
2. Награбленное разошлось по рукам и по всей огромной территории, потому, что грабить-то особо нечего в те времена было. Вся казна княжеств в одном сундуке помещалась.
3. Кто сказал, что не трогали, Бушков? А вот что сказал летописец: «много же святых церквей огневи предаша, и монастыри и села пожгоша, а имение их поимаша», было от захватчиков «поругание черницам, и попадиам», в Рязани татаро-монголы «черница, и черницы и ерея емше, овых разсекаху мечи, а других стрелами состреляху и во огнь в метаху». Взяв Переяславль, сообщает летописец, татаро-монголы разграбили и разрушили церковь архангела Михаила, а епископа Семиона убили».
Останусь при своем мнении, труды историков читал, и сделал сугубо свой субъективный вывод — они врут в угоду правящей голове. Да и учебники переписываются чаще чем Книга Рекордов Гиннеса. Поэтому верить этому не могу
Как говорил Роман Карцев:
- Ой, не морочьте голову...
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Замечательно рассказал, вкусно показал, Миша!
Древний город со своим Духом, со своим Характером!
Если бы тебя туда не закинуло волей Судьбы, я бы нене узнал столько интересного!
Ну, под кашу и боярыня пИвала!
Я уже готов тут остаться навсегда, так мне понравился город.
Жалко, что угасает, но такова судьба маленьких русских городов, забытых властью...
Под кашу грех не
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Большое спасибо, Миша, за увлекательный обзор! Как интересно! Я очень люблю подобные праздники. В конце июня, в нашем районе, тоже проходил ежегодный праздник: «Хопёрские зори Михаила Шолохова». Теперь ждем казачий фестиваль, а в сентябре, День Станицы!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Хорошо, что есть инициативные люди, благодаря которым это всё происходит!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Интересно поведал о празднике, Миша!
Масштабно всё. Такое ощущение, что участвующих в празднике было больше, чем самих зрителей и гостей. У нас, когда проходит подобный праздник, к сценам и площадкам близко не подберёшься, все места заняты. А у вас всё спокойно, без толкотни и напрягов.
Всё замечательно, Миша!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Народу, действительно, было не очень много, ещё не очень раскручен фестиваль, в интернете информации было мало. Да даже в самОм городе не было никаких баннеров с анонсами. Слабовато рекламируют устроители своё мероприятие.
Комментирование доступно только авторизованным пользователям.