Я уже несколько раз писал, что городу Кашину в 2017 году исполнилось 730 лет, этакий юбилей.

Вообще, впервые Кашин упоминается в Никоновской летописи в числе других городов, которые в 1238 году были разорены монголами. Если считать от этой даты, то городу уже 779 лет. В Википедии, между прочим, указана именно эта дата.

Кто и когда принял решение вести летоисчисление от 1287-го года — непонятно. В том году владимирский Дмитрий Александрович, сын Александра Невского, и его союзники девять дней осаждали Кашин, ведя войну с тверским князем Михаилом Ярославичем. К слову сказать — двоюродными братьями были Дмитрий и Михаил, а когда, несколькими годами позже, в борьбе за за власть во Владимиро-Суздальском княжестве, Дмитрию пришлось бежать от своего родного брата Андрея, именно Михаил Тверской приютил беглеца. Вот такие сложности были в те времена. Сейчас мы называем это одним словом — междоусобицы, не задумываясь, порой, о том, сколько пришлось пережить русскому народу в этих междоусобицах.

Ну, как бы там ни было, город выжил в междоусобных войнах, перенёс разорения от монгольских орд, был отстроен после разрушения поляками во времена Смуты, пережил ещё много всего, и в субботу, 24 июня, праздновал своё 730-летие.

День первый — День города и Фестиваль каши.

Началось празднование шествием активной части горожан по центральной улице Карла Маркса к Пролетарской площади, где происходила официальная часть мероприятия. Называемое горожанами советским словом «демонстрация», это шествие не зря носит название советского же фильма «По главной улице с оркестром».
В шествии мы не участвовали, а пришли сразу на площадь.

По главной улице с оркестром! (фото с официального сайта Кашинского района)

Естественно, было много выступающих официальных лиц, от главы Кашинского района Германа Баландина и до депутата Госдумы Светланы Максимовой, куча общих фраз с поздравлениями и пожеланиями, в общем такого, что услышишь на каждом юбилейном мероприятии. Также награждали грамотами отличившихся спортсменов, учителей, работников сельского хозяйства и многих других. Это всё прошло мимо моего объектива, а вот выступления местных коллективов я заснял.
Очень понравилась идея с запуском в небо связки воздушных шариков, выполненной в виде православного храма с крестом на куполе. К сожалению на моих фотографиях это плохо видно.

Выступление местного танцевального коллектива.
Запуск воздушных шаров.
Храм из шаров в Кашинском небе.

Ну, а после торжественного открытия Дня города, мы отправились на Фестиваль каши. В этом году устроителями было решено, что не будут готовить одну кашу на всех, в большом котле, как делали два предыдущих фестиваля, а устроят конкурс «Кашевар года», в котором могли принять участие все желающие.

Дорога от площади до Городского сада, где проходил Праздник каши, прямая, но мы ведь не ищем лёгких путей, идти рядом с рекой, и не спуститься к берегу — это не про меня. Кроме того, у нас в этот день приехала в гости невестка, разве можно было упустить случай поводить её по мостикам-лавам? Три разных лавы мы перешли по пути, чем вконец Марину запутали.

Лава на Пушкинской набережной.

Задержались на лаве, я увидел спиннингиста в лодке, тот самосплавом шёл по реке, закидывая колебалку то вправо, то влево. Минут через двадцать мои дамы начали возмущаться, пришлось уходить. Щуки дядька при мне так и не поймал...
Мост на заднем плане фотографии в народе именуется Милицейским, потому, что самое ближнее здание к мосту — районный отдел полиции. :)

В поисках щуки.

В Городском саду оказались минут за пятнадцать до начала праздника, успели продегустировать разнообразное варенье, да посмотреть на товары купцов местных и приезжих, в основном — на русскую этническую тематику: матрёшки и другие игрушки, расписная деревянная утварь для кухни, вязаные изделия, и прочее. Также были мастер-классы росписи, выжигания по дереву, модульному оригами, гончарному мастерству.

Варенье.

А потом настала пора начинать праздник каши.
Тут небольшое отступление.
Вообще-то, название города, по мнению исследователей, никакого отношения к каше не имеет, а произошло от названия реки Кашинки, или, вероятнее всего, в старину — Кашины. Слово «кашина» — угоро-финского происхождения, и означает «река, заросшая камышом».
Но несколько лет назад в Кашин переехал жить из Москвы молодой человек Алексей Столяров, он-то и стал идейным вдохновителем и организатором фестивалей каши и создания «Музея каши». Раз уж у города такое название, то почему бы не использовать это для его же блага, привлекая в Кашинский край туристов? Спасибо Алексею за его идею и воплощение идеи в жизнь!

Но вернёмся на праздник.

Для начала студенты из колледжа показали представление о несчастном царе, у которого дочка отказывалась есть каши, всё ей было не по вкусу. И совсем уж было отчаялся царь, да тут привезли ему ко двору купцы «сарацинское пшено». Сварили из того пшена такую вкусную кашу, что царевна и добавки ещё попросила.
В этом году — ровно 230 лет, как казаки завезли на русскую землю «сарацинское пшено», сиречь — рис! Так что двойной юбилей праздновал в эти дни Кашин. Ну и, само собой разумеется, что участники конкурса кашеваров должны были сварить рисовую кашу.

Сказка про рисовую кашу.

Дальше — в лучших традициях советской самодеятельности — выступление различных коллективов из разных районов Тверской области, Москвы и Подмосковья.

Танцевальная труппа из города Кимры.

К самодеятельности у меня отношение прохладное, может сказалось, что в школе насильно загоняли в хор, а потом в воскресенье, вместо того, чтобы где-то гулять, приходилось ездить по вот таким мероприятиям, иногда по часу, а то и два дожидаясь своей очереди, чтобы выйти, спеть две песни — и в обратную дорогу. И единственный выходной — коту под хвост!

Поэтому, высидев для приличия пару-тройку номеров, я оставил своих девушек в «зрительном зале», а сам пошёл стоять в очередях за кашей.
Тут надо сказать, что конкурс проводился в двух группах — для профессионалов, где выступали коллективы кашинских кафе, и для любителей. И оказалось, что любители стали готовить непосредственно на фестивале, а профессионалы сварили свои каши заранее и привезли уже всё готовое.
Такое положение вещей оказалось вполне к месту, не пришлось ждать, пока всё сварится, а можно было сразу приступать пробовать каши.
Для начала мой выбор пал на рисовую кашу с кашинским гусём от буфета «Малина», расположенного на территории строительного рынка «Кашинский медведь». Само название буфета я забыл, и не удивительно — даже я сварил бы вкуснее, рис оказался разваренным и слипшимся. Нашёл только что в интернете, как они называются.

Название громкое...
Дегустация.

Решив не экспериментировать с молочной кашей от кафе «Сказка», я стал в очередь за узбекским пловом от кафе «Зарина». Желающих отведать каши было много, и, надо отдать должное некоторым кашеварам — они приготовили большой объём, вот у узбеков, например, при мне закончился плов в одном казане, они тут же заменили казан на другой и продолжили угощать гостей.
Плов был вкусный, но мне, как я уже намекнул, достался рис с самого дна казана, то есть он был немного жирноват.

Узбекский плов.

Каши от «Музея каши и кашинских традиций» и от кафе «Старый Кашин» мы не попробовали, как-то маловато приготовили конкурсанты, не рассчитали количество желающих полакомиться.
Ну и, честно говоря, я совсем не понял жюри конкурса, присудившее первое место среди профессионалов коллективу кафе «Старый Кашин», приготовившим, вместо рисовой, пшенную кашу с черносливом, грецким орехом и пампушками

Палатка «Музея каши и кашинских традиций»

А народ не только слушал концерт и ел кашу, но и катался на качелях, установленных компанией «ЗакрутиХа». Аттракционы воссозданы по гравюрам и чертежам 17-18 века.

Колесо обозрения
Качели-карусели...

В то время, когда профессионалы вовсю раздавали гостям фестиваля свои каши, любители только приступали к готовке.
Всего в этой категории состязалось три команды: первая — Кашинского колледжа, где, среди прочих специальностей, готовят поваров, вторая — Кашинского отделения общества инвалидов, и третья — Клуб исторической реконструкции «Городецко» из города Бежецк.
Сказать честно — до сих пор романтика рыцарства, поединков и всего сопутствующего сидит у меня даже не в глубине души, а прямо на поверхности, неравнодушно дышу я к таким делам, поэтому искренне болел за ребят, решивших приготовить плов.

КИР-Городецко.
Главный повар средневековья.
Команда Кашинского колледжа.

Обратил внимание на тётушку в костюме, весьма мало похожим на русский национальный. И точно — оказались карелы, которые уже четыреста лет проживают на Тверской земле, но не утратили ни свой язык, ни свои традиции. Их хор спел несколько песен на русском и карельском языках.

Тверская карелка.

Некоторые из зрителей не могли усидеть на месте, и выплясывали прямо в «зрительном зале» :)

Не усидеть, когда такая музыка...

Хор «Виноград» из Москвы акапельно исполнил пару старорусских песен, а потом полностью переключился на украинские народные. Несмотря на то, что никто из присутствующих (кроме нас, конечно), скорее всего, не понял, о чём они поют, но хлопали артистам от души, настолько красиво всё было спето.

«Виноград»

Куда на Руси без балалайки? Никуда! И праздник без неё — не праздник.

Балалайку в руки возьму...

Потом меня как в голову стукнуло — а ведь должны бы уже сварить свои каши любители! Побежал к шатру КИР-Городецко, и вовремя — как раз жюри дегустировало их изделие.
Я не дал себя отпихнуть от казанка, и тоже разжился у них тарелочкой плова. Было вкусно, хотя Марина сказала, что Елена Богуславовна варит вкуснее. И не удивительно — мою Лену ведь в Ташкенте научили плов варить. :)

Дегустация плова от КИР-Городецко.

Немного погодя состоялось награждение по номинациям. Чтобы никого не обделить, жюри присудило профессионалам первое и второе место, а третье дали оставшимся трём коллективам. Итого: первое — кафе «Старый Кашин», второе — «Музей каши и кашинских традиций», третье — кафе «Зарина», кафе «Сказка», буфет «Малина».

Среди любителей первое досталось КИР-Городецко, второе — обществу инвалидов, третье — команде колледжа. Кашу этих двух коллективов мы не попробовали, всё успели съесть, пока я ждал плова от реконструкторов.

По окончании награждения, ребята из Бежецка провели показательные бои на мечах.
Каша у них получилась лучше, чем мечом махать, честно говоря... :)

Поединок.

А мы пошли гулять. Сначала — домой, а потом, со спиннингами — искать Введенский омут.

У подножия городского вала.

Омут был найден, правда половить толком не получилось — Марину зажрали комары, и пришлось сворачиваться. Что поделать — дитя асфальта...
Но местечко очень интересное, когда-то, до революции, здесь стояла монастырская мельница, оттуда и омут образовался. А Введенский — потому, что рядом стояла церковь Введения Пресвятой Богородицы, разрушенная в сороковых годах.
На второй фотографии — вид на Николаевский Клобуков женский монастырь, который до двадцатых годов прошлого века был мужским, затем советской властью был упразднён, помещения монастыря были отданы под жильё и мастерские, колбасную и кожевенную.
С 1995 года комплекс Николаевского Клобукова монастыря официально передали Русской Православной Церкви, но в качестве мужского он действовал недолго. В 2001 году монастырь был преобразован в женский.
Тут Николай Анатольевич спрашивал меня про монашек, так дальше в тексте будет.

Введенский омут
Вид на Николаевский Клобуков женский монастырь.

Вечером в городе был ещё салют, но мы не пошли. Как рассказывали потом — у девятиклассников были выпускные, и посмотреть салют пришло много нетрезвой, вовсю матерящейся молодёжи.
Мы не пожалели, что не пошли, хоть не испортили себе впечатление от праздника.

День второй — день почитания Святой Благоверной княгини Анны Кашинской и открытие бюста А. Х. Артузову.

Есть у города Кашина своя покровительница — Святая Благоверная княгиня Анна Кашинская. В первой части я упоминал князя Михаила Ярославича Тверского, так вот княгиня Анна была его женой. При жизни ей пришлось перенести гибель мужа, двух сыновей и внука, все были в разное время казнены в Золотой Орде, а после смерти — прославление в лике святых в 1650-ом году, деканонизацию в 1678-ом году, во времена церковного раскола, и повторное прославление 25 июня (12 по старому стилю) 1909-ого года.
Именно в этот день, 25 июня в Кашине ежегодно проходит Крестный ход из собора Вознесения Господня, где хранится рака с мощами святой, к главному собору города — Воскресенскому, в котором Божественную литургию совершает Митрополит Тверской и Кашинский. В Крестном ходу принимают участие и монахини из Николаевского Клобукова монастыря во главе с настоятельницей монастыря, игуменьей Варварой.
С самого утра зарядил мелкий дождь, но, поскольку при жизни княгине Анне пришлось пролить много слёз, кашинцы к дождю в этот день относятся с терпением.
— Матушка-покровительница плачет, — говорят они.
В общем, кому интересно — можно о жизни Анны Кашинской больше прочесть в сети, а я просто приложу фотографии Крестного хода.

Вознесенский кафедральный собор.
Крестный ход.
Несут раку с мощами Анны Кашинской.
Вид через реку на Воскресенский собор.
Воскресенский собор.
Памятник Анне Кашинской у Воскресенского собора. Открыт в 2009-ом году, к столетию повторной канонизации.

Потом мы проводили Марину в Москву, и вернулись обратно в центр города, чтобы успеть на открытие бюста корпусному комиссару Артуру Артузову — деятелю советских органов государственной безопасности, одному из основателей советской разведки и контрразведки. Под его руководством были проведены такие операции как «Трест», «Синдикат-2» и другие.

Об операции «Трест» людям старшего возраста должно быть известно, поскольку в СССР даже был снят одноимённый фильм, где Артузова сыграл Армен Джигарханян. Итогом этой операции стало вовлечение в Советскую Россию и последующий арест британского разведчика Сиднея Рейли.
Итогом операции «Синдикат-2» было похожее вовлечение в Россию и арест знаменитого террориста Бориса Савинкова.
Артур Христианович Артузов (Фраучи), родился в деревне Устиново Кашинского уезда,

Выступает ветеран Службы внешней разведки России, Герой Советского Союза Горовой В. И.
Памятная доска у бюста.
Среди открывавших бюст — племянница Артура Артузова.

Было в тот день и ещё одно мероприятие — программа, посвященная Дню семьи, любви и верности «Знамя семьи — Любовь». Традиционно, в этот день чествовались пары, отмечающие «юбилейные» годовщины семейной жизни.
Туда мы уже не пошли, потому, что два дня выходных, и без рыбалки???

И о рыбалке, коротко.

О рыбалке коротко, потому, что, во-первых — ничего из ряда вон примечательного, во-вторых — сел телефон, который я забыл подзарядить.
С десяток плотвиц и уклеек, одна уклейка порадовала на реке размером, а дома — вкусом. Жаренная ну очень хороша!

Уклейка? Уклеище!