Года три собирался я проехать на автомобиле по знаменитому Чуйскому тракту и наконец, нашел для этого время и возможность. Недолгие сборы: палатка, спальники, посуда, снасти для рыбалки и вперед — в края МНЕ неизвестные.
Рассказывать обо всем маршруте, который начался с Заельцовского района города Новосибирска и закончился в районном центре Кош-Агач, я не стану, потому, что часть пути от Новосибирска до с. Усть-Сема это обычная поездка по известной нам всем России. Никаких достопримечательностей на этом участке пути нет, разве что для почитателей таланта Василия Шукшина (село Сростки) или любителей цивилизованного отдыха, который развит на участке от Манжерока до Усть-Семы.
Меня же интересовал горный Алтай, о нем я попробую рассказать.
Итак, миновав село Сростки, знаменитое не только тем, что это родина В. Шукшина но и тем, что там торговали прямо на дороге вкуснейшими домашними пирожками, залив на последней Лукойловской АЗС полный бак бензина, мы отключили мобильные телефоны и сделали первую запись в дорожном дневнике: «Пирожки уже не те, что раньше, а вместо экзотического придорожного базарчика теперь обычное заведение типа фаст-фуд».
В селе Усть-Сема (500-й километр пути) пересекли реку Катунь и на скорости 100 км/час помчались по отличному асфальту, проложенному по склонам гор покрытых лесом и альпийскими лугами. Над головами висели темные облака и временами шел дождь. До Ташанды, запланированной конечной точки нашего путешествия, оставалось всего 446 километров .
Незаметно добрались до Семинского перевала (574-й километр), где типовой ширпотреб японского машиностроения Toyota RAV-4 без особого напряжения преодолев девятикилометровый подъем, поднял нас на высоту 1894 метра. Нужно отметить, что автомобильчик хоть и небольшой, а в путешествиях ведет се6я достойно. Достаточно вместителен, неплохо идет по грунтовым дорогам и легкому бездорожью. В общем надежный друг этот автомобильчик
На перевале можно остановиться, если привлекают объекты созданные руками человека, например, памятник в честь 200-летия вхождения Горного Алтая в состав России.
В давние времена Семинский перевал называли «Дьал-Менку», — что означает Вечная гора. По моим наблюдениям вечная там не только гора, но и торговля всякой всячиной, включая, правда, и сувениры. Ну, это не важно, важно, что мы в горах!
Спуск с перевала составил одиннадцать километров.
За перевалом погода оказалась иной — никакого дождя, тепло, даже жарко.
Далее дорога вела нас по долинам, окруженным красивейшими горами.
Что на этом участке пути может привлечь внимание путешественника?
Конечно замечательная величественная природа. Но для любопытных еще есть кое-что.
На 605-м километре поворот (налево) к мараловой ферме. И хотя июль — самый популярный месяц для принятия пантовых ванн, потому что панты наиболее насыщенны микроэлементами и гормонами огромной многосторонней биостимулирующей силы, мы все же не решились на данный эксперимент над своим организмом
На 614-м километре у села Туекта имеется комплекс археологических памятников. Но они так малы и незаметны, что не привлекли нашего внимания.
На 619-м километре — археологический памятник «Каракол», а в одноименном селе и краеведческий музей. В музей, находясь в такой красоте на воле, нам идти не захотелось.
На 628 километре у села Шишикман имеется курганный могильник Балык-Соок.
На 633-м километре находится большое село Онгудай с магазином народных промыслов, АЗС, и гостиницей. Дорога здесь идет вдоль красивейшей реки Урсул. Именно на этой реке сильные мира сего настроили себе дач и прекрасных дорог к ним. Люди, как известно умирают, а дороги останутся навсегда.
Для тех, кто устал за рулем, вдоль дороги имеется много мест приспособленных для установки палатки, но я бы остановился на турбазе «Янтарный сад» съезд к которой (налево) находится на 647-м километре тракта (указатель имеется). Рядом с базой есть и пасека.
Но, мы стремились в этот день преодолеть перевал Чике-Таман, что нас и заставило проехать мимо этой турбазы. Не успели оглянуться и, на 655-м километре начался четырех километровый подъем по настоящему серпантину перевала Чике-Таман.
Спуск с перевала составил тоже четыре километра и сразу после этого мы начали присматривать место, где остановиться на ночевку.
Красивых мест много, наслаждаться видами, открывающимися за каждым поворотом, можно бесконечно, а поворотов там очень, очень, очень много .
Мы же подходящую стоянку нашли только на 692-м километре тракта в трехстах метрах от впадения реки Большой Яломан в реку Катунь.
Вон там, недалеко от мостика, и был разбит наш базовый лагерь. Кстати, на эту гору я забрался пешком, не побоявшись змей.
Для туристов на этой маленькой, всего на пять беседок, стоянке, кроме грубо сколоченных беседок предлагается еще и баня по цене 450 деревянных за час. Само место для машины стоит 300 рублей, при этом палаток ставь хоть десять. Есть мусорный контейнер и пусть символическое, но ограждение вокруг.
В целом, мягко говоря, сервис очень даже не навязчивый
За спиной осталось 700 километров пути, мы уже подустали, но были довольны первым днем путешествия.
Видя рядом горную речку, я естественно не выдержал, собрал снасть для ловли хариуса (удочка, тирольская палочка, поплавок, две самодельные мухи) и пошел рыбачить .
Бродил по перекатам, пытался поймать в затишках за валунами хариуса, но, увы, своенравная река Большой Яломан не захотела отдавать мне свое богатство. Позже, хозяин стоянки с совсем не алтайским именем Артур, сказал мне, что хариус в этих местах большая редкость.
Утро следующего дня выдалось пасмурным. По плану, мы должны были в этот день доехать до Ташанды и, если хватит времени, завернуть на Улаганские озёра, где и заночевать на турбазе «Форель».
Ехать быстро не получалось — масса красивых мест, хочется остановиться, разглядеть как следует.
К тому моменту, когда мы добрались до слияния рек Чуя и Катунь, погода наладилась, в разрыве между облаками начало появляться солнышко.
Дорога звала все дальше и дальше...
Когда мы подъезжали к Акташу, было уже жарко, а по небу проплывали лишь редкие, легкие как пух облака. Изменчива погода в горах.
До Акташа мы увидели много замечательных мест. Встречались и небольшие села в которых и людей-то не видно почти.
Остановились у остатков старого Чуйского тракта. Удивительно, как люди могли по такому ездить, да еще на первобытных автомобилях типа Полуторки?
В один прекрасный момент справа от дороги мы увидели первые покрытые снегом вершины Северо-Чуйского хребта.
Повороты, повороты, спуски, подъемы и мы оказались в Курайской степи!
Курайская степь мне понравилась больше всего из того, что я в тот день увидел — чудное по красоте место!
Дошли мы, перевалив еще один небольшой перевал, до села Кош-Агач, посмотрев и на часть Чуйской степи.
Оказалось, нужно иметь пропуск в пограничную зону, чтобы ехать до Ташанды, а у нас его не было, и мы развернулись.
Жара заставила нас искать место, где от неё можно укрыться. И вот вижу мостик и указатель р. Ер-Балык. На тюркском языке слово балык означает — рыба. Сворачиваю к устью этой речушки и нахожу замечательный оазис. Раздеваемся, принимаем ванну в ледяной воде и вдруг слышу разговор не на родном языке. Оказалось предположения мои были верны, местное население рыбу в устье речушки ловят, вот и сейчас они пришли именно за этим.
Снасти у них вполне современные и оснастка такая же, как везде в Сибири — тиролька, поплавок, 4-5 самодельных мушек имитирующих тех насекомых, которых хариус ест в этом месте. Страшилки, рассказанные нам перед поездкой о диких и свирепых алтайцах, оказались мифом. Вполне дружелюбные и веселые люди, тем более коллеги-рыбаки.
На фотографии четко видна разница в цвете воды впадающей речушки Ер-Балык и Чуи. Чуя очень мутная река и поймать в ней рыбу практически невозможно, вот и ловят в таких местах как это.
Я, конечно, не выдержал, снарядил, хоть жена и ворчала, снасть, и тоже попробовал поймать заветную рыбку, ну хоть одну!
И поймал!!!
Сбылась мечта идиота, можно было ехать дальше.
В Акташе мы свернули на дорогу, ведущую на реку Чулышман в надежде найти место для ночёвки на какой-нибудь турбазе в районе Улаганских озер.
Буквально через несколько минут прошли так называемые «Красные ворота».
Дорога лезла вверх и вверх вдоль реки Чебитка и наконец, вывела к озеру Чибекюль.
Дорога плохая не от того, что она гравийная, узкая и вся в крутых подъемах и спусках, она к моменту нашего приезда ремонтировалась в самых «лучших» традициях российского ремонта и местами была просто перекопана.
Дороги к самим озерам еще хуже. Кто-то из встретившихся автомобилистов жаловался на порванный пыльник, кто-то на оторванное колесо. Но до озёр мы все же доползли и зря.
Зря в смысле рыбалки. Все озера находятся «в аренде», рыбалка платная от 600 рублей и выше. Рыбаки, которые рискнули купить путевку на обоих озерах, на которых мы успели побывать, сказали, что это просто замануха и никакой форели тут не поймаешь, разве что, наняв «егеря», коим является хозяин и заплатив ему за лодку с мотором и труд 5000 деревянных монет!
Братьям-рыбакам я поверил и, сделав несколько снимков этих водоемов, повернул свои стопы обратно в сторону базового лагеря.
Урон от езды по бездорожью оказался минимален — помят глушитель.
На базу возвращались вовремя, начиналась гроза.
Следующий день был посвящен подробному, неспешному осмотру достопримечательностей Чуйского тракта.
Рыбачить в тот день не стал, устал, мотаясь по тракту, решил просто отоспаться перед дорогой домой.
На следующий день, возвращаясь домой, на перевале, по давней и не нами заведенной традиции, привязали на Шаман-дерево ленточку, загадав вернуться еще хоть раз в эти сказочные края, но уже с внуком.
Вот так за четыре дня и три ночи прошло наше путешествие по Чуйскому тракту. Не смогли мы дойти до реки Чулышман по техническим причинам, не поймали форель, в остальном практически полностью выполнили поставленную перед собой задачу.
Немного о самом тракте.
Протяженность Чуйского тракта 962 км., и он является частью азиатского маршрута AH4 по которому можно доехать из Новосибирска до пакистанского Карачи. На тракте существует два перевалочных пункта — Чике-Таман и Семинский. Тоннелей нет. Практически по всему пути Чуйский тракт идет на подъем и часто, преодолевая перевалы, чувствуешь, как закладывает уши. Реки и речушки встречаются очень часто, да и сам тракт назван Чуйским потому, что петляет по крутым берегам бурной реки Чуя.
Справочная информация.
Расстояние, пройденное нами, составило 1754 километров. Качество покрытия по Чуйскому тракту — хорошее. Ремонт велся на небольшом участке между Акташем и Кураем, но проезду не мешал.
Расход топлива составил 9,4 литра на 100 километров пути.
Стоимость бензина АИ-95 по Алтайскому краю на АЗС Роснефть — 33,7 рубля.
АЗС Газпром-нефть — 32,95 рубля.
Стоимость бензина АИ-95 по Республики Горный Алтай на АЗС Лукойл — 36,95 рубля.
Гостиничный сервис не развит вовсе. На ночевку можно останавливаться на оборудованных для этого стоянках (туалет, естественно типа сартир ), грубо сколоченная беседка, кое-где огороженная территория. Стоимость в зависимости от места от 250 до 500 рублей с машины за ночь. За стоянку днем деньги не взымаются .
Есть стоянки с деревянными домиками оборудованными печками. Стоимость за сутки от 1300 и выше.
Проживание в юрте без печи (есть и такие) составляет 500-900 рублей в сутки. Во всех случаях «удобства» во дворе .
Удивило отсутствие возможности купить мясо для шашлыка. Его просто не продают в магазинах, а базаров нет вовсе. Между тем скота бродит вдоль дорог много. Зато в селе Иня продают замечательный горячий хлеб и настоящее сливочное масло, мгновенно тающее во рту .
Есть на Чуйском тракте придорожные кафе, но качество питания там настолько сомнительное, что ни мы, ни другие туристы, с которыми общались, не рискнули там кушать. Последнее приличная харчевня, если считать со стороны Новосибирска, и первая, если считать со стороны Ташанды, находится при въезде (выезде) в город Бийск и называется «Сибирская Охота».
Первая кофеварка находится на придорожном базаре села Сростки, притулившись в уголке прилавков, торгующих пирожками. Тем, кто любит этот напиток, придется потерпеть именно до этого места .
Всем привет из Сибири.
Извиняюсь за то, что отчет не совсем о рыбалке, вернее совсем не о рыбалке, но не рыбалкой единой живут рыбаки, ведь так?
Комментарии и отзывы 45
БРАВО Вот это путешествие!
Ох и красиво, ох и увлекательно, путешествие — удовольствие!
Супер! Красотища! Спасибо за экскурсию!
Отличное путешествие и отличный рассказ о нем , фото с грозовым небом — супер.
Да... У нас очень красиво... Приезжайте... А рыбалка вообще супер!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
А про супер рыбалку попрошу подробнее Где? Я, конечно, далеко не на всех водоемах Алтайского края рыбачил (Бия, Лебедь, Байгол, Алей, Чарыш, притоки всякие Бии и Катуни), но нигде супер рыбалки не встречал. Поделись пожалуйста информацией о клевых местах?
Бия, а особенно слияние Бии и Катуни... Чуток ниже (место впадения Песчанки)... На днях там было «УХ»!
Таймени?
Так точно... Но и еще кое-какая «благородная рыба»
А где отчет?!
Нельзя «сдавать» такие точки
Ну так никто и не требует координат места, Леша! Ты эмоции, процесс опиши, результат! Тем более, что ты уже назвал слияние... Ждем!!!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
На этих выходных поедем... Напишу обязательно
Ждем-с!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Альпы отдыхают, зачем нам заграница, если мы в России? Красотень, очень приятно было читать и любоваться видами прекрасными, спасибо! Ну и рыбка была
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
За бугром тоже есть, что посмотреть, но в одном ты, Алексей, прав, у нас лучше. Мне есть с чем сравнивать, бывал и в пустыни и в джунглях и точно могу сказать, что на 100 километров пути, все равно какого, пешего или транспортного, у нас разнообразя природы больше. А что радует глаз? Правильно — разнообразие
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Безумно красивые места! Смело можно забыть про рыбу, на сколько всё потрясающе дивно!!!
Низкий поклон за приобщение к прекрасному.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Присоединяюсь ко всем комментариям выше, нет слов, супер путешествие, спасибо. А памятник Шукшину тоже хорош, как живой.
Николай Анатольевич, благодарю за развернутый отчет! Да, у нас в Сибири есть на что посмотреть, но я сам к моему сожалению пока не смог выбраться на горный Алтай. В планах на будующий год туда двинуть, а еще мечта посетить байкал, пока он наш еще, а то китайцам сдадут и кирдык
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Есть еще Тува, это покруче чем Горный Алтай и именно туда мы собираемся в 2016 году. Если, конечно, найдем хоть один попутный экипаж. Одним туда не сунуться, опасно.
Читал как-то Авторевю про поход такой же, на пикапах, они в Туве тоже были, спали под охраной ППС на УАЗе И выезжали с деревни с ними же
А просветите несведующего — что там так плохо?
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Там своеобразное местное население
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Был в Туве на охоте, жили почти две недели у друзей в Шагонаре — проблем не было (но это в городе), на охоту ездили с местными (русскими). А так вообще у них там сложная обстановка — они пить не умеют, 100гр и за ножи хватаются, так что лучше ехать бандой.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Саш, там коренные считают, что во всём виноваты русские, ну и соответственно лучше в сельской местности не шастать...
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Во, блин...
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Виноваты в чем ? Вот так и на Кавказе... А все что хорошее (не природное) сделано русскими: дороги, города, инфраструктура.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Они в деревнях застыли в своем развитии, но виноваты опять кто?
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Не все так просто. Тува вступила в состав СССР лишь в 1944 году. Поэтому не совсем успели вжиться в социализм, а он рухнул. К новой, вернее старой жизни им тяжелее, чем всем остальным привыкнуть — глухая глубинка. Уровень образованности очень низкий. Нет железной дороги да и просто дорог всего две. К примеру, моя родная Якутия все это пережила в разы легче, потому как есть реальная национальная интеллигенция, университет, национальные театры и многое другое.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
А я не интересовался, думал Тува была в составе России еще с времен Ермака, примерно так Спасибо за ликбез, почитаю.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Все что хорошее (не природное) сделано русскими: дороги, города, инфраструктура — согласен с одной поправкой: все... Сделано советскими!
Ok, пусть будет так
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Очень красивые фотки!!! Отчет достойный победы в конкурсе!!! Отличное путешествие!!!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Вот если бы не знал, что это Россия, горный Алтай, то подумал бы, что это где-то не у нас, а за границей! Простор, красивейшие места, отличное асфальтовое покрытие.
У нас, пока доедешь до Волгограда по трассе М6 — вся подвеска на машине в хлам. Весь асфальт состоит из одних «пломб». Такая же ситуация и в самом городе: можно и колёса потерять . А ведь это Город-Герой!
Интересный получился автопробег! Молодцы, здОрово! Читал и смотрел фото с большим удовольствием! Спасибо!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Именно Чуйский тракт в отличном состоянии, единственный плохой участок, это по городу Бийск, но это всего пара километров. И вообще по Сибири дороги стали вполне приличные, по крайней мере основные трассы.
Это точно! С дорогами ситуация с каждым годом улучшается! Зато по второстепенным не везде и на паркетнике проедешь!
Эх! Как бы мне хотелось сказать то же самое и о своей области!
Николай Анатольевич, шикарные места и шикарный отчет!!! Спасибо! По-доброму завидую Вам!
Очень красивые месте, спасибо за отчет, но у нас много где так красиво, рядом с мной Кавказ: Архыз, Домбай, Лагонаки, Адыгея, цветущие степи Калмыкии весной и я там еще не был, надо побольше путешествовать.
Жаль, что галопом, не успеваешь насладится красотой, в таких местах хочется просто пожить, хотя бы несколько дней, подышать воздухом, насладится этими просторами.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Не только Кавказ. Есть еще Якутия и Дальний восток с Камчаткой и Чукоткой. Там не хуже: чем на Кавказе, скорее лучше — настоящая нетронутая природа
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Наверняка, но Кавказ у меня под боком, а Якутия, Камчатка очень далеко я и по месту к стыду своему не везде был, много белых пятен в своей области. Недавно вернулся из Крыма, был пятый раз, а все равно еще очень мало видел на полуострове.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Ну, это почти закономерность. Северяне вынуждены ездить по стране (курорты, санатории, учебные заведения, КПК, командировки) поэтому видят больше. А южанина разве загонишь на Север, в Сибирь или Камчатку? Разве, что в ссылку
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Это точно. Нам тут и поближе, чем до югов. Как то на берегах Средиземного с Немцем, вроде, говорили, как узнал за сколько нам отдых обходится — глаза прибавил и сказал, что за такие бабосы никогда бы отдыхать не поехал...
Спасибо!!!
Комментирование доступно только авторизованным пользователям.