Вряд ли эта статья будет полезна и интересна большинству пользователей ресурса Фиш-Хук. Не так уж и много на сайте владельцев данных моторов. Но, судя по сообщениям, которые приходят мне в личную почту, и по количеству просмотров моих предыдущих статей, посвящённых этой теме, видно, что тема обслуживания и ремонта своих лодочных помощников в рыбалке интересует довольно многих. Только у статьи «Пособие по ремонту и обслуживанию лодочного мотора Fisher 2.5» (fish-hook.ru/ar...nogo-501/) около 20 тыс. Просмотров. Значит, и эта статья может кому-то пригодиться, и быть полезной.
В известной поговорке говорится: «Готовь сани летом, а телегу зимой». Сейчас зима и самое время заняться подготовкой к будущему сезону моего лодочного мотора, с которым в конце лета случилась досадная поломка. Причину поломки я уже устранил, а сейчас расскажу, как это сделал. Но, сначала, небольшая предыстория.
Этот мотор появился у меня ещё в 2013 году. И за всё это время он ни разу не подвел меня на воде. Не ломался и не капризничал (если не считать срезанные шпонки, ну а как же без этого). Всегда хорошо заводился, практически с первой попытки.
Отлично мотор отработал и почти весь прошедший лодочный сезон. Не подвёл он и в многодневном путешествии при сплаве по Хопру. А вот в конце лета он стал барахлить.
Собрались мы с женой порыбачить и отдохнуть на красивой речке Медведица. Планы были довольно интересные: мы планировали подняться на лодке выше переката на несколько километров, после этого спуститься вниз до впадения Медведицы в Дон, и вернуться обратно.
Отплыв от нашего лагеря, мы преодолели перекат, поднялись на моторе до пляжа и легли в дрейф. Сплавившись до стоянки, мы решили повторить заплыв: времени у нас было много, а места были очень красивые, да и рыбалка интересная.
Но при повторной попытке подняться вверх по течению мотор, который до этого нормально работал, вдруг внезапно заглох. Попытки его завести, не привели к успеху. Что делать? Нужно было найти причину и, по возможности, устранить её.
Мы сплавились до нашей стоянки, причалили. Ольга ушла накрывать маленькую поляну, а я занялся мотором. На прошлой рыбалке, на этой же речке, с мотором тоже случилась небольшая неприятность. Тогда, он тоже внезапно заглох, но причина обнаружилась быстро: при техническом обслуживании мотора я, по невнимательности, неплотно надвинул разъем, идущий от коммутатора на катушку зажигания. От вибрации он выскочил с клеммы. То была моя вина, и неисправность я быстро устранил.
Вот и сейчас я подумал, что случилось что-то подобное. Но при осмотре, я не обнаружил никаких «косяков». Все соединения проводов были на месте. Разъёмы на клеммах сидели плотно, а искры на электродах свечи не было. Я даже отключил все кнопки глушения мотора, чтобы сузить круг поиска, ведь искры могло не быть из-за замкнувшей одной из кнопок. Но и это не помогло. Значит, скорее всего, дело в коммутаторе. Ведь это он выдаёт напряжение на катушку зажигания.
Ничего не оставалось как собрать мотор, перекусить и продолжить рыбалку уже без мотора. Конечно, о сплаве до Дона, уже речи быть не могло: течение на Медведице довольно сильное, а возвращаться на вёслах, это всё равно что подниматься по эскалатору в метро, который движется вниз.
Пришлось ограничиться рыбалкой у нашей стоянки. Уже в самом конце рыбалки, я решил попробовать ещё раз завести мотор. Этот гад, завёлся с первого оборота, но проработав минут 10, снова заглох и больше уже не заводился. На этом мы рыбалку и закончили.
Поиски причины отказа мотора я продолжил уже дома. После всех проверок и анализа неисправности мотора я пришёл к выводу, что хандрит, именно хандрит, а не вышел из строя, электронный блок CDI. Стал вопрос о замене коммутатора, но покопавшись в интернете и посмотрев на цены, у меня пропало желание заказывать блок в интернет-магазинах.
Я ведь радиолюбитель: неужели не смогу сам сделать коммутатор для своего мотора? Ведь и не такое приходилось делать. Было дело, собирал телепередатчик и транслировал пиратские фильмы, чуть ли не на всю станицу. А тут, простейший коммутатор. Делов-то.
Мне бы только схему блока найти. Пришлось опять лезть в интернет. Но, или такой схемы нет, или я искал не там, принципиальной схемы блока CDI, ни для мотора Ямаха 2, ни для клонов этого мотора, я не нашёл. Вот тогда я и решился взломать коммутатор своего мотора, чтобы узнать: какие в блоке стоят детали, вычертить схему, и создать рисунок печатной платы.
Подготовив необходимые инструменты, я приступил к вскрытию блока. Сначала я острым ножом срезал пластиковый корпус. Затем, при помощи зубной бормашины, скальпеля и шила, стал постепенно удалять заливку компаунда, стараясь не повредить детали.
Маркировка деталей сохранилась только на тиристоре и на накопительном конденсаторе. С резисторов и диодов, маркировка ушла вместе с удалённым компаундом. Но это не страшно. Сопротивления резисторов легко измерить авометром, а характеристики диодов — осциллографом. Это не трудно, ведь назначение деталей понятно.
В принципе, в этом блоке, достаточно было бы заменить подозрительные резисторы и тиристор, чтобы он снова нормально заработал. Тогда, это мне обошлось бы всего в 10 рублей (столько стоит тиристор), но я решил сделать блок новый, и не один, а 3 штуки, в разных вариантах. Два блока установлю в мотор (рабочий и запасной), а один будет дома, в запасе, на всякий случай.
На один модуль, кроме тиристора, у меня все детали были. Для двух других, пришлось делать заказ на Али. А так как поштучно копеечные детали не высылают, то пришлось заказывать партию тиристоров, конденсаторов, ну и заодно — разъёмов.
Осталось сделать печатные платы и можно начинать сборку блоков.
К блоку подходит пять проводов. Я немного доработал плату и вывел вывод «массы» к отверстию в плате, под болт крепления. Это позволило сократить количество проводов до двух.
Готово. Теперь можно перенести рисунок платы на фольгированный текстолит и вытравить плату. Нанести рисунок можно любым доступным методом: нарисовать дорожки лаком или несмываемым маркером. Можно воспользоваться фоторезистом, или применить ЛУТ (лазерно-утюговая технология). Я использовал старый, добрый ЛУТ.
Виды платы с установленными деталями.
Два следующих моих блока отличаются от предыдущего наличием дополнительного, накопительного конденсатора, уменьшенным количеством подключаемых проводов и материалом корпуса.
Все три блока были опробованы на моторе. Выждав подходящий денёк, я отнёс мотор в сарай, засунул его в бочку с подогретой водой и стал пробовать заводить. С первого раза, с «янтарным» блоком, мотор не завелся. Оно и понятно: на зиму, в картер и цилиндр, я впрыскивал шприцем масло. Со второй попытки он завёлся и тут же заглох. И только с третьей попытки он заработал нормально.
Тестировал все три блока. С каждым из блоков, мотор работал ровно, без перебоев, и отлично заводился. Погонял мотор на разных оборотах. Проблем не обнаружил. Осталось повести ходовые испытания на открытой воде. Ну, это уже только весной этого года.
На свой мотор я решил поставить два блока: основной (рабочий) и резервный. Если, вдруг, откажет основной блок, то снять правую крышку мотора и подключить резервный блок — дело пяти минут.
В общем, блок взломан и успешно скопирован. Теперь, каждый, даже начинающий радиолюбитель, может повторить конструкцию. И будет это гораздо дешевле, чем купить новый модуль.
Немного цифр. Все три блока, с учётом всех заказанных тиристоров и конденсаторов, обошлись мне примерно в 250-300 руб. Если бы я заказывал три блока в официальном интернет-магазине лодочных моторов SEA-PRO, то мне пришлось бы отстегнуть с кармана — 7 110 руб. (стоимость одного блока — 2 370 руб.). И это ещё без стоимости доставки. А вообще, на других сайтах, попадались блоки и за 2 000 руб., и за 2 500 руб. Думаю, выгода от блоков CDI, сделанных своими руками, очевидна.
Некоторые рекомендации для тех, кто будет самостоятельно изготавливать блок зажигания:
- Вместо одного накопительного конденсатора ёмкостью 1 мкФ, лучше установить два по 0.5 мкФ, или два по 1 мкФ, подключив их параллельно.
- Дорожки платы, желательно, облудить и усилить, наплавив на них слой припоя — это улучшит отвод тепла от деталей.
- Некоторые китайские диоды 1N4007 — подделка, они имеют тонкие выводы и, поэтому, меньший максимальный ток. Выбирайте такие диоды, у которых выводы толстые. У «левых» диодов толщина выводов — 0.4 мм, у нормальных — 0.8 мм.
- Диоды 1N4007 есть во многих зарядных устройствах для сотовых телефонов.
- Диоды 1N4007 можно заменить отечественными диодами КД258Д. Это полный аналог китайских диодов.
- Диоды 2А07, можно заменить любыми диодами мощностью 2А, напряжением 1000 В и ёмкостью перехода 15 пФ, или менее. Чем меньше ёмкость перехода, тем лучше.
- Плату обязательно нужно герметизировать эпоксидкой, герметиком или чем- либо подобным. Расстояния между дорожками платы малое, если сконденсируется влага — возможен пробой. Не рекомендую герметизировать плату термоклеем: при нагреве деталей клей может расплавиться и потечь.
Ну вот, пожалуй, пока и всё. А в следующей статье я расскажу: как просто проверить катушку генератора, Блок CDI, и катушку зажигания, и как при помощи газовой зажигалки определить характер неисправности мотора.
Комментарии и отзывы 137
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Саша, супер! Я в электрике не бум-бум, ну так... Спаять два провода могу А че, куда, зачем не понимаю Большинство ставят CDI от скутера, стоят 300-500 руб. Вся водо-моторная тема считается предметом роскоши, цены нереальные. Может у вас в городе проблема купить. Но в любом случае самому сделать приятно, вот бы еще китайские тиристоры-резисторы не подводили.
Жень, а поконкретнее можно: что за блоки, от какого скутера, на какие моторы ставят? Дело в том, что многие скутера имеют, под маховиком мотора, датчик зажигания, от которого к блоку идёт дополнительный провод. Этот датчик посылает импульс тиристору, который открывается и разряжает накопительный конденсатор на высоковольтную катушку. У мотора Fisher 2.5 такого датчика нет. Под маховиком стоит только катушка генератора. Она же, одновременно, и является датчиком искры. Как народ решает эту проблему? Совпадает ли напряжение генератора скутера, с напряжением генератора лодочного мотора?
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Я бы ответил, да точно не знаю. На моторы 9.8 и 9.9 Если найду на РФ кину.
Тоза и Ямаха, забыл добавить.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Понял, Жень. Купить блок от скутера — не проблема. Тут другое: на тех моторах есть отдельный датчик искры (датчик Холла). Поэтому, блок от скутера, без переделки, к моему мотору не подойдёт. Или пришлось бы стягивать маховик, дополнительно к блоку CDI покупать и ставить датчик, а потом ещё подгонять зажигание. Хоть у всех блоков CDI принцип работы и одинаков, но кишки могут сильно отличаться. Мне легче и дешевле было скопировать свой блок.
Добрый день или вечер. У меня вопрос по мотору (коммутатору) SEA PRO T 5 S: подойдет ли Ваш коммутатор к моему двигателю?
Если есть возможность ответ на e-mail: alex-ivc68@mail.ru
С уважением, Алексей (город Иваново)
Alexivc, ответил на почту.
Я на Jet force 2,6 поставил от скутера Хонда Дио зажигание.
Просто на маховике полуавтоматов наварил полоску как на Хонда и прикрутил на пластике датчик положения.
Питание для коммутатора взял как раз с родной катушки. Его вполне хватает. Сейчас только осталось подпилить выступ- сделать чуть раньше зажигание.
Кстати. Длинна выступа как раз влияет на уоз. Чем больше длинна- тем раньше будет зажигание на высоких оборотах.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Саша, ты монстр... Теперь понятно, почему наша страна непобедима... Я бы уже пару монтажников плат нанял и начал клепать блоки CDI под брендом SASHA... и рынок твой
Прям гордость за таких людей берет, я сам паяльник забыл, когда в руке держал последний раз
Саша, класс
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Спасибо, Леша! Я могу уступить тебе патент на изготовление блоков, на очень выгодных условиях! А ты уже наймёшь тех же китайцев.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Провожу финансовый анализ рынка...
Понял, Лёш! Держи меня в курсе!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Саша, снимаю шляпу! Как всегда — просто и доступно, как и все гениальное!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Спасибо, Саша! Жду весны. А до неё осталось — 36 дней и 2 часа!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Оптимист, однако!
Ага!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Оптимист — точно! Я через 65 дней поеду подледный сезон в любимом месте закрывать. А около дома еще недельку-другую обычно по льду бегаю.
Дим, так это столько осталось до календарной весны. А там — будем посмотреть! Вон, в Москве сейчас -25, а у нас -2 и снег идёт !
Так у нас к выходным опять 0 обещают!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Класс! Подробно и понятно.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Ну ты Мастер, Саня! Ничего тут не понял, кроме этого факта. Зато, теперь знаю — кто мне это сделает, если что... !
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Спасибо, Сань! Если что — обращайся!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Читаю все Ваши статьи. Нет слов. Уважуха. Как писали выше — хрен нас победят! Удачи.
Спасибо, Владимир!
Да кто же нас победит? Как говорил «Отто фон Бисмарк: «Никогда не воюйте с русскими. На каждую вашу военную хитрость они ответят непредсказуемой глупостью». Только я бы скал не «глупостью», а «изощрённостью»!
Добрый день, тоже хотел у друга разобрать, только рабочий блок CDI с SEA PRO 9.9, чтобы заглянуть внутрь, а тут повезло весь расклад налицо, сам химичу зажигание на вихрь 30 Не подскажите номиналы сопротивлений все идут в Ом или что-то есть в кОм? И по мощности сколько ватт? И может быть можно поставить сразу кандер на 2 мКф.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Добрый вечер, Евгений. Если на схеме, рядом с номиналом резистора, стоит только цифра, без обозначения кОм, или мОм, то это значит, что сопротивление указано в Омах. Это общее правило для электронных схем.
Ну а сопротивления лучше брать мощнее. Например 1 — 2 Вт, если позволяет место на плате. От мощности номинал сопротивления не меняется.
Лучше ставить два конденсатора по 1 мкФ, чем один на 2 мкф. Один конденсатор на 2 мкФ, просто не будет успевать заряжаться. Например, 2 лампочки на 50 ват разгорятся быстрее, чем одна на 100 ватт. То же самое и с конденсаторами.
Спасибо за информацию и совет, я особо не учился на электронщика, так на уровне школьной программы, просто немного с паяльником дружу А может быть есть какая-то информация по поводу катушки, сколько витков? И может быть диаметр проволоки?
По поводу катушки ничего сказать не могу. Я маховик с мотора ещё не снимал.
Здравствуйте, делаю блок cdi по вашей схеме, с проводами чёрный, красный — понятно (масса, катушка зажигания), но немного не понимаю куда по схеме подключать провода от двигателя — желтый и зелёный. Один к контакту «к катушке генератора», а второй? К массе? Двигатель ямаха динамик 2.5
Чтобы завести мотор достаточно подключить всего три провода идущие от блока: катушка генератора, катушка зажигания, масса. Остальные два провода это дублёр массы и кнопка глушения мотора (чека). В Вашем моторе, цвет проводов может иным, чем в моём моторе. Например в моём блоке не было зелёного провода. Подключение смотрите по схеме выше.
1 — к массе
2 — к высоковольтной катушке
3 — к катушке генератора
Добрый день или вечер. У меня вопрос по мотору (коммутатору) SEA PRO T 5 S: подойдет-ли Ваш коммутатор к моему двигателю?
Если есть возможность ответ на e-mail: alex-ivc68@mail.ru
С уважением, Алексей (город Иваново)
Alexivc, ответил на почту.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Огромнейшее спасибо Автору за статью! Заодно отцентровал и закрепил топливный кран, который до этого просто болтался на шлангчике.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Самый дешёвый оригинальный нашёл во Владимире.
partsad.ru/zapc...5-26.html
Спасибо! Рад, что мои труды кому-то помогают!
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Саша, и от имени Украинских радиолюбителей СПАСИБО!!!
Пожалуйста приклей на сайт или в крайнем случае отправь мне на ut5lcvlad@ukr.net плату для программы Sprint Layout.
С уважением, Владимир UT5LC.73!
Большое спасибо всем украинским радиолюбителям за оценку моих работ!
Владимир, точно не знаю, сохранилась ли у меня плата в формате Lay. Я сейчас не дома. Завтра гляну. Если сохранилась, то конечно отправлю. Ну а если нет, то Вы её можете легко создать сами, в том же Sprint Layout. Для этого, копируете фото платы из моей статьи, загружаете его в программу Sprint Layout, потом добавляете новую маску и на ней повторяете все дорожки и отверстия. Ну а потом сохраняете слой и распечатываете. Всё просто.
Удачи!
Владимир, файл платы отправил Вам на почту.
Александр, здравствуйте! Я новичок на вашем форуме.
Подскажите, пожалуйста, у меня очень схожий мотор с вашим (HDX 2) и с ним возникла проблема.
Катаю на своем уже третий сезон, все ок, все нравится.
Ездили на озеро, вечером отвез друга от нашего палаточного лагеря на базу отдыха, вернулся. Убрал мот в багажник.
Утром поставил на транец, вышел, открыл кран, открутил воздушку, поставил чеку, шморг- шморг... А он ни чиха...
В общем, выкрутил свечу — мокрая. Вкрутил запасную — на массу и дерганул шнур. Искры нет.
С чего начать? Есть ли схема?
Какие номиналы должны быть на ВВ катушке? На подмаховичной катушке?
Как что звонить?
Подскажите, будьте любезны.
Valik, для начала, почитайте эту статью. Ну а если, после этого, возникнут вопросы — обращайтесь.
fish-hook.ru/po...ro-2-501/
Благодарю! Сейчас изучу.
с Уважением, Валерий.
Александр, с чувством «глубокого удовлетворения» прочитал Вашу статью. Я вот уже пару недель бьюсь об интернет, чтобы найти то, о чем Вы пишете. Я конечно сделаю себе такой приборчик, ибо именно он умертвил мой JET FORSE 3,5. Дело лишь во времени на поиск деталей (пока придут из АЛИ). Поэтому у меня к Вам будет большая просьба: ввиду разгара рыболовного сезона на крупную щуку, не могли бы Вы выслать готовый, ну или оперативно изготовить это чудо самодеятельного творчества? Естественно не безвозмездно! Если готовы меня выручить мой адрес: sergey_lis62@mail.ru
Сергей, с такой просьбой лучше было бы обращаться в личку .
А Вы уверены, что этот коммутатор подойдёт к мотору JET FORSE 3,5? Есть гарантия? Просто я данным вопросом не интересовался. Подойдёт ли напряжение катушки генератора к данному блоку?
Александр, наконец-то нашел настоящую «залипуху» в своём моторе. Оказалось это «плавающее» КЗ в катушке генератора. В рабочем режиме показывал 420 Ом, при КЗ — 0,4. Правда, чтобы разобраться пришлось моток нервов потратить. Ну и по поводу коммутатора по Вашей схеме. Вполне оказался совместимым с моим мотором на 3,5. Может кому эта инфа пригодится. На повестке дня перемотка катушки. Теперь вопрос, как к эрудиту: не подскажете сколько витков и каким диаметром проволоки это дело надо излаживать? Кстати товарищ приносил свою катушку с двигателя 4,0 (хотя фиг их китайцев знает, сколько по настоящему там Л. С.). Так вот у него показало 340 Ом. И на моем моторе, при Вашем коммутаторе все работало!
Ну и славно!
А витки можете не считать. Сделайте так: смотайте весь провод с катушки. Растяните его и измерьте длину и диаметр. Потом возьмите провод такой же длины и диаметра, и намотайте аккуратно на катушку. Перед этим заметьте направление намотки старого провода.
Удачи!
Подскажите, каким достуным тиристором можно заменить 2P4M?
Возможно подойдёт чешский тиристор КТ 504, но я не пробовал. Пробовал какой-то неизвестный, от электроинструмента. Пальцы шморгалка чуть не оторвала. Искра проскочила слишком рано и мотор попытался завестись назад.
То, что рекомендуют для замены справочники, вряд ли найдёте в магазине.
Особенность тиристора 2P4M в том, что у него очень малый ток управления, всего — 0,0002 А (200 микроампер). Именно микро, а не милли. К примеру, у тиристора КУ 202 ток управления — 200 миллиампер.
И ещё, не могу подобрать аналога диоду 2а07.
Подойдёт диод 1N5408.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Спасибо!
Отпишитесь на почту пожалуйста R1200R@inbox.ru
А что отписывать? Я же вроде ответил на вопросы.
Ну если что — спрашивайте, отвечу на почту. Кстати, здесь, на сайте, тоже есть личка.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Так-же полетел у меня коммутатор, пока ждал тиристоры с али прочитал, что, можно поставить Катушка зажигания + CDI TB50 от скутера suzuki ran при этом цена вопроса всего 300р за катушку со встроенным коммутатором. Купил, благо они не дефицит, есть почти везде, поставил — заводится как на родной с полтыка, правда уже не сезон покататься не получилось. К сожалению источник, где читал, что все подходит уже не могу найти.
В принципе стоит купить, хотя-бы в запас, если что-то откажет на рыбалке, тем более тут два в одном получается.
Вот сфоткал ее
Проверить бы этот коммутатор рыболовным сезоном. Если за сезон ничего с ним не случится, то это достойная и дешёвая замена сгоревшего штатного коммутатора.
Проплавал все лето на самодельном коммутаторе по схеме Aleks34 все было гуд. На последней рыбалке отпустился винт который удерживает ручку газа приехал домой после рыбалки и решил сразу вскрыл крышку и подтянуть всё заняло 5 мин. После регистрации попробовать завести мотор проверить. Но мотор не завёлся. Сразу взял лампочку начал проверять искру её нет. Опять с катушки есть а с коммутатора нет. Думаю ладно дело 25 грн. И поедем дальше. Купил детали сразу на два коммутатора. Спаял сразу пошёл проверять. Вот беда оба не выдают искру. Чё делать не пойму.
Aleks34, может ты чё подскажешь.
Ошибки в монтаже коммутатора нет? Диоды и тиристор установлены правильно? Коммутатор по моей схеме, на моём моторе, проработал с весны до осени. Были и длительные переходы. Проблем не обнаружил. Коммутатор работает исправно. Схема проверена и испытана. Нет ли где замыкания проводов на корпус?
А чтобы подтянуть винт, фиксирующий рычажок газа, не обязательно было снимать корпус: в правой половине корпуса есть два отверстия, одно для регулировки холостых оборотов, второе для затяжки винта рычажка.
У меня тоже проходил всё лето с весны по твоей схеме, а вот про рычажок не знал. Сфоткаю, что напаял и покажу завтра.
Вот, я так понимаю, эта катушка у нас. scootershop.kie...duct_2348
Вот первый
Второй
Этот по твоей схеме проходил всё лето
А китайские детали могут быть виноватыми
Например у резисторов не точное сопротивление
Небольшое отклонение сопротивления резисторов допускается.
И что, все три блока не работают? Я так понял, что мотор перестал заводиться после вскрытия крышки мотора. До этого ведь заводился и проработал всё лето.
На генераторе, как я понял, напряжение есть, а с коммутатора — нет.
Не может быть, чтобы все три коммутатора не работали. Скорее всего, проблема в другом.
Возможные причины:
1 — Неисправна кнопка глушения мотора. То есть, она всё время замкнута. Можно отключить её и проверить омметром.
2 — Провод идущий к кнопке глушения мог где-то повредиться и замкнуть на корпус.
3 — Не вставлена чека в кнопку глушения, но, думаю, это вряд ли.
На вид все детали нормальные, подгоревших сопротивлений не увидел.
Ну и как вариант, подозрительный коммутатор, можно попробовать на другом моторе. Или попробовать исправный коммутатор с другого мотора, если есть такая возможность.
Пробовал с отключеной кнопкой полностью от коммутатора должно работать этот вариант отпадает полностью.
С генератора выходит напряжение. Другого мотора нет. Коммутатор тоже негде взять. Заказал катушку со скутера, попробую её.
Пришла катушка от скутера. Поставил, искра еле ели видна на свече и то, если сильно дёрнул. Что делать не понимаю. Может снимать маховик, а что я там увижу?
Может теристоры или диоды из плохой партии?
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Видимо, проблема в катушке генератора. Измерьте сопротивление обмотки катушки. Оно должно быть в пределах 290 — 300 Ом, если мотор FISHER 2.5, Sea-Pro 2.5. Возможно, имеется межвитковое замыкание.
Измерял в начале сезона китайским мультиметром было 268 сейчас измерял Темзе прибором один день показало 260 другой 200???
А откуда цифры 290-300? C твоей катушки или где взял? Почему именно так?
Замерял сопротивление катушки своего мотора, аналоговым авометром.
Видимо, дело не в коммутаторах. Трудно лечить пациента на расстоянии. Мне бы этот мотор осмотреть, проверить. Может быть, стоит перемотать катушку генератора.
Вот нашёл вот такой прибор, как правильно померять, что включить и по какой шкале смотреть?
На фото можешь нарисовать?
Я таким прибором не пользовался. У меня — Ц20 05. Без переключателя режимов.
Ну а вообще, щупы устанавливаются в гнёзда для измерения сопротивлений. Переключатель устанавливается в нужный режим. Щупы закорачиваются и выставляется «0». После этого можно производить измерения.
Перемотал катушку генератора. Намотали 700 ом. Деваться некуда пришлось пробовать. Поставил проверил на лампочке работает, потом проверил на новом спаяном коммутаторе мотор завёлся работает (до перемотки не работал), попробовал ещё один тоже работает. Когда появилась статья про катушку с мопеда решил купить (цена 55 грн) поставил, вообще мертвая была. Но лампочка с катушки генератора загоралась. При всем этом когда паял новый коммутатор от старого блочка отрезал провода (олень) ну интересно стало, коммутатор отходил лето проверенный вроде, промучался припаял тоже все работает. Теперь в запасе два коммутатора и катушка с мопеда с встроенным коммутатором
Теперь надо сделать управление дросселем на рукоятку поменять масло и к лету готов.
P.S. При длительной нагрузке при полных оборотах заметил, что пропала вода на выходе и шел только дым, сбросил на холостые и вода пошла. Это что пробита прокладка под головкой?
Значит, всё же, дело было в катушке зажигания.
По охлаждению: причин, по которым перестаёт идти во да на больших оборотах, может быть много. Это может быть и неисправная крыльчатка помпы, и частичное засорение водяных каналов, и прокладка под головкой...
Советую начать с проверки прокладки. Открути 4 болта и сними головку. Осмотри прокладку. Если всё нормально — ставь всё на место. Перед снятием прокладки пометь её маркером. Ну а дальше, придётся разбирать дейдвуд и смотреть.
А разве можно ставить обратно прокладку головки? Я думал каждый раз новую надо.
В целях профилактики, и для осмотра стенок цилиндра, я снимал головку у своего мотора 2 раза. Прокладку оставлял прежнюю. Никаких проблем. Главное: сохранить чистоту деталей и прокладку поставить так же как и была. Для удобства установки прокладки, на ней есть выступ за который её придерживают при установке. Вот там её и можно пометить маркером.
Здравствуйте! Решил повторить вашу схему на нептуна 23, намотал катушку под маховик около 800 витков, спаял схему, не хочет искру давать. Накопительный конденсатор заряжается, а управляющего импульса нет. Вместо тиристора, указанного на схеме, установил бт 151-800. Может в вашей схеме есть какие-то неточности по номиналам сопротивленеий? Печатку перепроверил, косяков нет. По другой схеме искра есть, но слабая, а с вашей не могу добиться.
Ну, начну с того, что этот блок рассчитан на конкретные модели лодочных моторов, для Yamaha 2, и её клонов (HDX, Sea Pro, Fisher 2.5, и проч.).
Может ли этот коммутатор, без переделок, работать на Нептуне 23, я не знаю.
Данная схема, на моём моторе Fisher 2.5, в прошлом сезоне, отработала без нареканий. Не было ни одного сбоя.
Неточностей в схеме нет. Во-первых, я её скопировал с оригинального коммутатора, а во-вторых, она уже опробована и испытана мной и другими владельцами моторов, кто делал блок по моей схеме. И никто не говорил о неточностях в схеме.
Накопительный конденсатор будет заряжаться в любом случае, а вот чтобы ему разрядиться на катушку, должен открыться тиристор. Может быть дело в тиристоре? Особенность тиристора 2P4M в том, что у него очень малый ток управления, всего — 0,0002 А (200 микроампер). У тиристора BT151-800 ток управления — 15 миллиампер. Возможно, этот тиристор, просто не открывается, поэтому и нет искры. Возможно, слабое напряжение с катушки генератора, поэтому и искра, с другой схемой, слабая.
С НОВЫМ ГОДОМ! Спасибо за ответ, попробую поглубже забраться в схему нехитрыми манипуляциями подбора номиналов в цепи управления C2 R1 R3 либо заменой тиристора, но судя по схеме все должно работать. С уважением, RA9YRX.
Я вас приветствую!
Откатал на моторе фишер 2.5 до 10 октября 2017 года. Всё прошло без проблем. Наконец появилось время на любимое занятие Радио и немного на тюнинг мотора. Если есть возможность перекинте пожалуйста для програмы SL плату комутатора. Не хотелось снова изобретать колесо, да и мало лишнего свободного времени, занят изготовлением различных узлов и кострукций КВ.
Заранее спасибо! С уважением Владимир ut5lc. Ящик ut5lc@ukr.net
Добрый вечер коллега по радиоделу и рыбалке.
А что, штатный коммутатор вышел из строя, или хотите сделать запасной?
Плату в формате Sprint Layout, выслал на почту.
Удачи!
Здравствуйте, вопрос по поводу резисторов, какой мощности лучше? Резистор сопротивлением 51 ом есть разной мощности от 1w до 30-50w это играет большой роли? Прошу ответить на почту alexandr-rb4@ya.ru
Всем доброго времени. Может кому будет полезно. Данный блок прекрасно работает на Hangkai 4. Сопротивление катушки Ханкая 270 ом.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Здравствуйте, Александр! Как я уже писал, полетел коммутатор на моём HDX 2.6. Заказал на Али новый + катушку. Но доставка 60 дней — у нас уже лето кончится... Сегодня было немного свободного времени решил собрать описанный Вами коммутатор. Опять незадача — тиристоров 2Р4М не нашлось во всём городе! Снова обратился к Али — тоже 60 дней ожидания... Начал рыться в «куче добра» в поисках замены. Обнаружил на какой-то китайской гирлянде симистор TC106-10, решил попробовать. Поставил на мотор, дёрнул — заработал! В выходные буду тестировать на воде. Приношу Вам огромную благодарность за эту статью, если бы не Вы, видимо этим летом ещё долго бы не ездил.
Кстати не знал, что у Вас есть плата в формате Sprint Layout, пришлось копировать рисунок с экрана. Если есть возможность вышлите, пожалуйста, на почту: archey.khan@mail.ru.
Ну вот! Оказывается всё решаемо, стоит только захотеть !
Рад, что смог помочь. Фото платы в формате Lay отправил на почту.
Пусть моторчик работает и не ломается!
Ещё раз огромное спасибо!
Раз вы личные сообщения не читаете, напишу тут. При ответе на чьи-либо комментарии использование кнопки «Ответить» обязательно!
Хорошо.
Не выдержал — расковырял старый коммутатор, правда не так нежно, как Вы, простым ножичком. Похоже схема та же, но разница большая! Насчитал 4 диода, 3 сопротивления, 2 кондёра и тиристор. Схема урезанная, резисторы маломощные, тиристор без радиатора — соответственно тоже менее мощный (кстати его марка осталась для меня загадкой). Вот и результат... Схему не стал составлять, ни к чему...
@Aleks34 Добрый день! Тут уже задавали этот вопрос, относительно того подойдёт ли этот коммутатор к мотору sea pro 5. Можете и мне подсказать?
Моя почта [удалено], заранее спасибо.
Добрый вечер, Ярослав!
Отправить на почту ответ не смог, выскакивает сообщение: указан некорректный адрес... Может быть не правильно набрал. Набирал так: [удалено]. В следующий раз высылайте точный адрес, без слов «собачка», чтобы мне не экспериментировать со скобками и пробелами. Отвечу здесь:
Если на вашем моторе стоит отдельный датчик искры, то, скорее всего, мой блок не будет работать на Вашем моторе. Или потребуется доработка блока.
Зачем же вы указали мой адрес явным образом... Это же мне сейчас почту засыпет спамом от ботов. Никогда так нельзя делать. А так адрес указан верно. Если есть возможность, постарайтесь пожалуйста убрать мою почту из вашего сообщения. А по теме — наткнулся на вот такой вариант для пятерок (если вдруг кому тоже нужно будет) — rusfishing.ru/f.../page-279, говорят что и на 5ке работает.
И что? Сильно засыпали спамом? Странная какая-то у Вас проблема с почтовым адресом. Я, по мере своего общения, оставляю свой адрес где угодно, на любых сайтах, и не переживаю. Могу и здесь, пожалуйста: [удалено], теперь и меня засыпят спамом .
В настройках почты есть волшебная кнопочка: отметить письмо как спам, и всё, больше приходить не будут. Какие проблемы? А думаете мне интересно сидеть и тренироваться в правильности написании Вашего адреса? Может пробел где не поставил? А может, собачка в скобках должна?
Да и вообще, зачем Вам ответ именно на почту? А ответ здесь чем Вас не устраивает? Вы же всё равно уже зарегистрированы на нём. Вот если бы речь шла о пересылке какого-то файла, тогда — да. А так...
Удалить своё сообщение я не могу, я не модератор. Обратитесь в администрацию сайта, они удалят всё ненужное.
Ну а по мотору, у Вашего мотора стоит отдельный датчик момента искры. И мой блок не подойдёт точно. Или нужно дорабатывать.
А можно ставить конденсатор 1 мкф на 650в или обязательно на 400в? И какие аналоги диода 2 а 07 можно поставить?
Тиристор уже заказал на али, только когда он придет и придет ли...
Алексу34, конечно респект, от души.
Михаил, можно ставить конденсатор на 650 в. Более того, чем больше рабочее напряжение конденсатора, тем лучше, будет меньше ток утечки.
Диод 2А07 можно заменить диодом 1N5408. А вообще диоды 2А07, можно заменить любыми диодами мощностью 2А, напряжением 1000 В и ёмкостью перехода 15 пФ, или менее. Чем меньше ёмкость перехода, тем лучше.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Не знаю как и отблагодарить!
Если Бог даст свидимся, то с меня пивас!!!
Замётано!
Здравствуйте, поделитесь пожалуйста файлом печатной платы rivsvoi@yandex.ru
Отправил файл на почту.
Александр, привет. Нашел в Гугл картинки вашу плату и схему CDI блока для лодочных моторов, пытался срисовать плату с монитора получается пока очень плохо, а потом я спустился ниже статьи в коментарии и увидел что здесь делятся платой. Хотел бы попросить у вас эту плату если можно. glyapa1999@gmail.com. Спасибо большое и удачной рыбалки!
Валентин, отправил файл платы на почту.
Удачи!
Спасибо большое!
Собрал коммутатор по данной схеме на hangkai 4, работает хорошо до средней мощности дальше начинает заикатся, подскажите куда капать?
По hangkai 4 ничего конкретного посоветовать не могу. Могу только гарантировать его надёжную работу на моторе Fisher 2.5, и подобных моторах.
Возможно, генератор на больших оборотах выдаёт слишком большое напряжение. Возможно из-за этого и перебои в работе коммутатора.
Попробуйте заменить свечу, высоковольтный провод. Возможно дело не в коммутаторе, а в плохом контакте.
Привет Алекс, это Олег из Барнаула. Собрал блок сди по вашей схеме, можно его проверить дома без мотора, мотор в деревне, а у нас 30 мороза стоит, вести смысла нет, бабины есть 2 шт., посоветуйте как лучше сделать проверку какие импульсы подать вместо генератора. С новым годом рыбаки!!!
Тиристор выписал из Китая 2P4M, 10 шт. Пришли, плата собрана, хотелось бы сразу проверить, не ждать сезона.
У меня такой задачи не было, и коммутаторы я проверял только на моторе.
Можно попробовать подать на коммутатор сетевое напряжение через понижающий трансформатор. Катушка генератора вырабатывает переменное напряжение, в сети тоже переменное напряжение. Теоретически, должно получиться., а вот практически — не знаю. В сети фиксированные частота и напряжение, а в генераторе мотора частота и напряжение меняются в зависимости от оборотов.
Спасибо за ответ. Я подавал с трансформатора 14 в. и 20 в. искры нет. Тут вчера на Ютуб смотрел — там двух цилиндровый сди мужик проверял. Он подовал «сигнал с генератора» имитация, то есть брал 220 с розетки и один провод в обрыв через ёмкость с водой, для уменьшения тока (ограничения тока ), другой на массу, а вместо импульса для заживления брал Крону 9 в. и если тыкнуть + на массу- искра на один цилиндр, если «-» на массу, то искра на другой идёт, другой провод на управление сди. Конечно принять меры безопасности обязательно.
Ёмкость с водой это контейнер с водой, а концы провода, разрыв на глаз примерно 10 см. в воду. Сегодня попробую, если что крякнет, есть чем заменить. Меры безопасности конечно соблюдать. Потом отпишусь, самому интересно. С рождеством Всех.
Думаю, 20 в, тем боллее 14 — мало. С катушки генератора идёт уже высокое напряжение.
И зачем ёмкость с водой? Её можно было заменить мощным токоограничивающим резистором. И крона нашему мотору не нужна, так как отсутствует датчик искры. Его роль выполняет сама катушка генератора.
Да и стоит ли проводить опасные эксперименты? Грубо говоря, осталось полтора месяца и — весна.
С Рождеством!
Да эту коробку думаю крепить не на двигатель, а на нижний кожух двигателя, у моего друга она вся расплавилась. Удачи.
На моём моторе, под капотом два коммутатора. Один — рабочий, другой — запасной. Один сезон отходил на запасном, испытывал. Он в корпусе от телефонной зарядки. Ничего не расплавилось. А рабочий вообще без корпуса. Я его просто залил автогерметиком.
Попробовать решил и получилось, работает на заебулиху, трансформатор поставил 380/220 в итоге примерно 110 вольт, один провод с него на массу, другой в ванну с водой, 2 см воды, с ванны на блок сди, где подключил вместо катушки генератора, между ними расстояние 10 см (в ванне), дальше бабину (массу и управления с сди), свечу и вот заработала сие детище. Попробовать решил немного, ничего не греется, включил на 30 минут, проверил нагрев деталей, теристор еле теплый корпус, отвод на радиатор холодный, остальное холодное. Короче все ок, да конденсатор у меня только на 250 в. Сейчас попробую кинуть фото. Короче можно и зимой испытать это творение.
Ток получил 20-25 миллиампер, это при сближение проводов, короче можно и в стакане воды испытать на концах вода чуть чуть волнуется. Попробую видео качнуть.
Ну правильно, можно обойтись без воды.
Тиристор греться не должен. Резисторы в плате замените на более мощные, вижу, один уже почернел. Работать будет, но лучше поставить мощнее.
И конденсатор нужен на большее напряжение, можно 2 кондёра параллельно.
Резистор почернел ещё вчера, при испытании, малень попутал, а сегодня всё работает. Спасибо, что вы на связи! Сами откуда? У нас на воду пойти можно только в апреле. Резистор почернел, но не сгорел.
Я из Волгоградской области. У нас пораньше весна начинается.
А я родился в Волгограде 1964 г.
Ну, значит, почти земляки!
Удачи! Если что — обращайтесь.
Коробку больше надо делать, может ещё соберу, но это я другу делаю я веслами гребу.
Нашел кнопку ответить, я думал Вам тоже интересно, зима...
Привет всем. Может кто-то печатной платой поделиться?
А сделать самому разве трудно? В статье есть фото и размеры платы.
Спасибо большое не трудно, не труднее чем поделиться, сегодня сделаю. Если кому нужно будет, обращайтесь скину (буду разводить в программе кикад.)
Готовых плат, под установку деталей, у меня нет. Поделиться не могу. Я их не делаю на заказ. А фото платы с размерами, и с расположением деталей есть в статье.
FR 207 вместо 2А07 подойдёт?
Я заметил, что на фото на плате с двумя кондёрами, перепутаны местами диод vd2 и резистор r4. Да, или всё правильно?
Диод vd2 и резистор r4 подключены параллельно, так что нет никакой разницы перепутаны они или нет.
Не заметил. Извините.
Здравствуйте. Подскажите, подойдёт ли этот коммутатор к плм Хайди3,0 На вид очень похож.
У меня нет такой информации. Похож, не значит, что может подойти. Нужно пробовать.
Пошёл Вашим путём — расковырял горелый коммутатор (сгорел большой кондёр). Кстати, на микацу 3.5 и ямаха 35 коммутаторы даже по номеру одинаковые. Так между Вашим и моим коммутаторами всё же есть — у моего 1 кондёр, два сопротивления, тиристор и четыре диода. Сижу, рисую схему.
Комментирование доступно только авторизованным пользователям.